kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над звуком в начальный период обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач, решаемых на занятиях в классе баяна, является изучение и применение всех богатств выразительных возможностей инструмента.

Для этого надо целенаправленно работать над способами звукоизвлечения, развитием музыкального воображения и красочной реализации их на инструменте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над звуком в начальный период обучения»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №7 г. Смоленска»











Методическая разработка:

«Работа над звуком в начальный период обучения»






Преподаватель: Исакова О.В.























Смоленск

2022

Одной из основных задач, решаемых на занятиях в классе баяна, является изучение и применение всех богатств выразительных возможностей инструмента.

Для этого надо целенаправленно работать над способами звукоизвлечения, развитием музыкального воображения и красочной реализации их на инструменте. С первого занятия обучения нужно работать над качеством звуковедения.

«Музыка – по выражению Г. Нейгауза, - это искусство звука. Раз музыка – это звук, то главной заботой любого исполнителя является работа над звуком».

Задача педагога га начальном этапе формирования исполнительского аппарата у обучающихся младших классов ДШИ состоит в том, чтобы научить ребенка естественными движениями передавать музыкальные мысли и чувства.

Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента.

Звук – основа выразительного исполнения. У профессионалов-музыкантов даже простые, технически не сложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.

Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов, тесно связана с меховедением, филировкой звука.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, педагог должен начать с объяснения: каким образом извлекается звук на баяне или аккордеоне.

Звук баяна – это производное от колебания металлической пластинки «голоса» под давлением воздушной струи, подающейся в результате открытия клапана и соответствующего движения меха.

Мех – дыхание баяна или аккордеона, их легкие. Поэтому формирование навыков ведения меха и их использование в художественном материале – наиболее важный вопрос в обучении начинающих баянистов.

Нередко техника ведения меха находится на низком уровне и сводится к примитивной, прямолинейной подаче воздуха, на голос баяна. Нередко ученик и в клавиатуре ориентируется и есть пальцевая беглость, а владение мехом значительно отстает. Мех не привлекает к себе внимания, главное – нажать нужную клавишу в нужном ритме! Со временем разрыв увеличивается и становиться препятствием к выразительной игре.

Особенно эта проблема проявляется на тихих звучностях, где нужно более технически, активное управление мехом. Умение мгновенно остановить движение меха и начать новое движение – все это в сочетании с движением пальцев создает основу мастерства владения мехом. Если этого нет, то инструмент становиться серым, неживым, безликим.

Очень важно научить ребенка правильно менять направление движения меха – сжим – разжим.

Без этого качественно не сыграть даже самые простые пьесы. Низкий технический уровень при смене направления движения меха, выражается чаще всего в больших цезурах, смене меха на звучащих нотах, динамических перепадах.

Ученику очень трудно овладеть даже самыми элементарными навыками звукоизвлечения. Прежде всего успех усилий педагога зависит от развития слуха ученика, от активной работы слуха во время игры.

Необходимо с самого начала обучения на аккордеоне или баяне учиться с помощью слуха, оценивать характер звучания и его соответствие желаемому результату.

Прежде чем начинать работу над упражнениями в динамике, нужно тщательно изучить объем возможностей своего инструмента, то есть его звучание от нежнейшего пианиссимо, до максимального фортиссимо.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на инструменте. Прежде всего, надо объяснить, что звук нужно услышать до того как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать у ученика предслышанье: постепенное усиление (приближение звука, затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. На этом этапе ученик знакомится с понятием «динамика» (динамика – это звук) и градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звук). Важно научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой инструмента, а не только динамикой в пределах mp-mf, обедняя тем самым свою звуковую палитру.

В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении. Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности.

Выразительные возможности инструмента находятся в прямой зависимости от количества способов (или приемов) звукоизвлечения. Чем больше таких способов, тем богаче выразительные возможности инструмента.

Способы звукоизвлечения, различные по характеру и окраске звучания, называется штрихами.

Приемы звукоизвлечения или штрихи придают звучанию баяна различный характер (связность, образность, динамическую подчеркнутость), но не придают ему различной окраски.

Самым распространенным способом звукоизвлечения на баяне является легато.

Легато представляет собой связное, непрерывное чередование тонов. Характеризуется оно строго одновременным окончанием звучания предыдущего тона с началом последующего.

Как известно, степень связанности звуков выражают три основные категории: легато, нон легато и стаккато.

Нон легато – наиболее распространенная категория связности. С этого приема звукоизвлечения начинают начальный период обучения.

Стаккато – один из труднейших, с исполнительской точки зрения приемов игры. Разновидности стаккато определяются степенью подчеркнутости, остроты произнесения. Выбор целиком зависит от характера произведения, его стиля.

На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), трудности возникают при освоении навыков ведения меха и извлечения звука. Именно на решение этих задач направлено внимание педагога с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха – нет. А ведь выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться с самого начала.

Для нас очень важно понятие «дыхание». На баяне есть возможность подражать вокалу, благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие»-мех.

Формирование первых навыков извлечения звука надо начинать с упражнений на «воздушном клапане».

Музыкальное интонирование тесно связано с речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передается с той или иной интонацией. С определенной интонацией произносятся слова, произносятся слова, фраза, предложения. Интонацию имеет даже отдельный звук (А! А? А…) Поэтому с первых уроков надо нотный материал связывать со словом, используя доступные ребенку тексты. Главное, чтобы ребенок научился определять во фразе главное по смыслу слово, которое будет кульминацией, связывать все это с музыкальным звучанием.

В начальный период обучения важно, чтобы ученик смог понять основные закономерности как в управлении мехом, так и действиях пальцев.

Задача педагога – донести эту информацию ученику в доступной форме, целенаправленно и поэтапно.







Методическая литература

  1. В. Ушенин, Школа игры на аккордеоне, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013г.

  2. Ф. Липс, Искусство игры на баяне, Музыка, 1985г.

  3. Интернет – ресурсы.

  4. Г. Крылова, Азбука маленького баяниста, Владос-пресс, 2010г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над звуком в начальный период обучения

Автор: Исакова Ольга Васильевна

Дата: 28.11.2022

Номер свидетельства: 618590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытый урок на тему: "Работа над пьесами"(П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiuroknatiemurabotanadpiesamipichaikovskiibolieznkuklyzhframorighodon"
    ["file_id"] => string(6) "341442"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472496465"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая работа "ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА У УЧАЩЕГОСЯ""
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskaia_rabota_vospitaniie_muzykal_nogo_ritma_u_uchashchiegosia"
    ["file_id"] => string(6) "439482"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511027757"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Работа над образом в песне с детьми 8-10 лет "
    ["seo_title"] => string(48) "rabota-nad-obrazom-v-piesnie-s-diet-mi-8-10-liet"
    ["file_id"] => string(6) "173520"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424003051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства