В данной статье я бы хотела раскрыть проблемы и методы их решения, возникающие при работе над созданием образа в песне.
При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма ученика, а также обращать внимание на атмосферу психологических контактов, ауру которую создает вокруг себя ученик. Внутренний мир – это богатство каждого. Проникнуть в него, выявить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом – правильная установка в системе вокальной педагогики. Опираясь на воображение, педагог «творит», «лепит» ученика вместе с ним, направляет, формирует умение, а ученик параллельно анализирует и адаптирует прием к своей индивидуальной физиологии, тем самым развивая свой профессиональный опыт.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить к искусству, которое развивает творческое воображение и фантазию.
Каждый ученик находит возможность для самовыражения личности через работу над созданием образа в песне. И в этой труднейшей работе педагог должен прийти на помощь творческой природе. Эта помощь выражается в том, чтобы довести ученика до естественного совершенства, раскрыть то, что дано природой, научить владеть как внутренним, так и внешним творческими аппаратами переживаний.
Важную роль в работе над образом в песне играет внешнее воплощение, которое делает невидимую творческую жизнь видимой, раскрывает внутреннюю свободу и эмоциональное состояние ученика.
Песня - маленький спектакль, в котором педагог-режиссер, а ученик-актер. Работая над песней, нужно помнить, что разучивание ее с ребенком не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально-слуховых навыков, в полноценном, гармоничном развитии музыкальных и актерских способностей.
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога - анализ песни, определение ее художественного качества, обдумывание приемов разучивания и последовательности учебных заданий. Педагог должен заинтересовать содержанием песни, её литературным текстом и музыкальным оформлением, вызвать желание не только спеть, но и «войти» в образ песни.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа:
1. Первоначальное ознакомление ученика с песней;
2. Последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим и актерским навыкам.
Задачи второго этапа:
1.Обратить внимание на начальное умение пользоваться театральными средствами;
2. Научить детей входить в предлагаемый образ в предлагаемых обстоятельствах;
3. Развить импровизационное умение ребенка;
Педагог должен способствовать развитию у ребенка творческого мышления, фантазии и умения мыслить абстрактно и образно.
Прежде чем начать работу над песней, педагог должен побеседовать с ребенком об идее произведения: что хотел сказать композитор этой музыкой людям, как его идеи воплотит ученик. Для этого нужно раскрыть ученику образ, в который он должен перевоплотиться в песне. Педагог в процессе работы над образом дает установки, позволяющие ребенку сделать «психологический шаг» в поиске самого себя, своих переживаний, в соединении их со своим инструментом - голосом.
Разучиванию песни способствуют следующие приемы – выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов, образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий. Немаловажное значение имеют мимика, четкая артикуляция и дирижерский жест педагога.
Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песни. Первое знакомство с песней должно строится на ярком, образном выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать ученика и увлечь его.
За годы обучения, опыт показывает, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям. Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания ученика. Например , педагог стоя перед учениками говорит: «Вот смотрю я на вас, и сразу узнаю все ли внимательно меня слушают.» Часто используется прием косвенного замечания: «Все сядем прямо, будем слушать новую, очень красивую песню, и Лена тоже послушает», - говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает ее внимание. Очень важно, чтобы педагог выбрал правильную интонацию в речи. Когда мы начинаем занятие, то дети внимательно слушают, идет знакомство с певческим материалом. Педагог показывает приемы исполнения песни, как перевоплотиться в музыкальный образ в песне, затем педагог проверяет, что запомнил ученик в ходе занятия. Если ребенок не запомнил, то педагог показывает еще несколько раз. Когда мы находимся в спокойном, ровном состоянии, наше пение тоже течет спокойно и ровно. Но стоит в душе родиться эмоции, как речь и пение сразу же меняется. Когда человек радостен, голос его звучит звонко и весело, когда печален – интонация унылая и глухая. Для того чтобы создать в песне музыкальный образ, нам необходимо первоначально обратиться к артикуляционному аппарату. Эмоции - первый двигатель речевого процесса. Нет такой эмоции, которую нельзя было бы выразить при помощи голоса. Звук голоса точно передает наше состояние собеседнику, что немаловажно для перевоплощении в песенный образ. Кроме речи и интонации, очень важную роль для раскрытия образа в песне играет артикуляция. Можно иметь безупречно разработанную мимику и великолепный поставленный голос, однако, если в душе не родится переживание, понимание произносимых слов, не будет полноценного песенного образа. Разработка артикуляционных мышц поможет правильно выразить душевное переживание в образе песни. Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.
Разучивание песни и перевоплощение в музыкальный образ может происходить через игру. Игра помогает ученику раскрепоститься, не задумываясь ни о чем, перевоплотиться в той или иной образ, поставленный педагогом перед учеником. Разучивание песни происходит не только в легких и удобных упражнениях, но и в игровой форме. Если занятия групповые, то занятия проходят таким образом. Разучивание песни с детьми происходит в основном так: заходим в класс, здороваемся, ставим стулья или же встаем в круг в зависимости от поставленной задачи. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту. Сама обстановка круга пронизана теплом, хорошим настроем, веселым настроением и доверительной аурой. Использование круга совершенно естественно для игрового обучения. Оно не снижет результативности развивающих и обучающих задач. Наоборот привлекает к деятельности всех детей, даже тех, кто не уверен в себе.
Если у кого-то не получается включиться сразу в процесс игры, то он внедряется постепенно на следующий раз. Таким же образом можно проводить разучивание песни с перевоплощением в музыкальный образ. Для возникновения интереса необходимо сделать показ песни и ее разучивание игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии песни. Каждому ученику предоставляется возможность фантазировать, вложить свое видение и свой музыкальный образ песни.
Один из игровых методов перевоплощения в музыкальный образ - почувствовать себя артистом. Педагог объясняет детям, кто такой артист и какие функции он выполняет, как он это делает, и что нужно для того, чтобы перевоплотиться в определенный музыкальный образ. Как правило, сначала каждый ребенок боится пробовать себя в роли актера-артиста, но когда педагог начинает показывать и с детьми находится в одном эмоциональном состоянии, он прежде всего раскрепощает и избавляет детей от психологических и эмоциональных зажимов. Затем детям дается задание, чтобы каждый попробовал перевоплотиться в тот или иной образ, который ребенок выбрал.
При следующем исполнении педагогом песни, дети уже обращают внимание на мелодию, как она звучит, какой ритмический рисунок, с каким окрасом. Для того, чтобы детям было легко запомнить ритмический рисунок, мы начинаем отмечать ритм хлопками. Ведь даже мелодия и ритм музыки может отразится в музыкальном образе. Если мелодия звучит в мажоре, то образ, как правило, бывает радостным, если в миноре, то, следовательно, грустным. Конечно, бывают и исключения и это зависит от фантазии ребенка.
Для создания какого - либо музыкального образа, важную роль играет атмосфера, где проходит урок. Немаловажную роль отводят правильно подобранному репертуару. Наблюдается такая тенденция, что дети запоминают музыкальный материал очень хорошо, когда педагог использует эмпирический метод - метод через показ. Дети неосознанно будут копировать пение педагога. Поэтому к своему показу педагог должен относиться очень ответственно. Чем дольше подготовительный период, тем легче, понятней, интересней будет идти разучивание музыкального материала. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, использованием образных движений и образных перевоплощений, театрализации. Варианты игрового показа и разучивание песен могут быть самыми разными - они зависят от возраста детей и от содержания песни. В результате все дети станут чисто интонировать, но каждый ребенок, в силу своих возможностей, научится этому в разные сроки. Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, убирают однообразие повторения музыкального материала. Немаловажную роль в создании правильного образа в песне, играет формирование певческого тона. Качества певческого тона – это сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, округлость и сила. При выявлении певческого тона у детей, учитываются природные данные личности, а также духовное начало. В певческий тон педагог вкладывает как механическую природу ощущений, присущую индивидуальной природе певца, так и приобретенные навыки и умения владеть собой и своими мышцами при фонации. У певческого тона нет преград к диапазонному ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны. В задачу педагога входит выявить и убрать с певческого тона все дефекты, такие призвуки – горловой, гнусавый, носовой, "белый" звук, качание. Все эти дефекты носят, как правило, приобретенный характер. Основными причинами их возникновения являются неправильные певческие навыки, плохое обучение или самостоятельное занятие без соответствующих знаний. Поэтому в процессе обучения педагог видит, что кому-то нужна «приоткрытость» звучания, чтобы придать голосу мягкость, бархатность, а кому-то - наоборот, «открытость» для клокотания вибраций, за счет которых большее количество обертонов окрашивают тембр.
В процессе разучивания у детей появляется одухотворенность, которой подчиняются все средства музыкальной выразительности. Музыкальная выразительность и создает музыкальный образ. Без музыкальной выразительности музыка не может существовать. Такой посыл на исполнительство рождает осмысленное, осознанное самовыражение, где одновременно присутствуют и характер, и манера, и чувства, необходимые в раскрытии образа. Говоря языком звуков – вот наука, которую надо постигать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над образом в песне с детьми 8-10 лет »
Методическая разработка на тему:
Работа над образом в песне с детьми 8-10 лет.
В данной статье я бы хотела раскрыть проблемы и методы их решения, возникающие при работе над созданием образа в песне.
При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма ученика, а также обращать внимание на атмосферу психологических контактов, ауру которую создает вокруг себя ученик. Внутренний мир – это богатство каждого. Проникнуть в него, выявить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом – правильная установка в системе вокальной педагогики. Опираясь на воображение, педагог «творит», «лепит» ученика вместе с ним, направляет, формирует умение, а ученик параллельно анализирует и адаптирует прием к своей индивидуальной физиологии, тем самым развивая свой профессиональный опыт.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить к искусству, которое развивает творческое воображение и фантазию.
Каждый ученик находит возможность для самовыражения личности через работу над созданием образа в песне. И в этой труднейшей работе педагог должен прийти на помощь творческой природе. Эта помощь выражается в том, чтобы довести ученика до естественного совершенства, раскрыть то, что дано природой, научить владеть как внутренним, так и внешним творческими аппаратами переживаний.
Важную роль в работе над образом в песне играет внешнее воплощение, которое делает невидимую творческую жизнь видимой, раскрывает внутреннюю свободу и эмоциональное состояние ученика.
Песня - маленький спектакль, в котором педагог-режиссер, а ученик-актер. Работая над песней, нужно помнить, что разучивание ее с ребенком не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально-слуховых навыков, в полноценном, гармоничном развитии музыкальных и актерских способностей.
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога - анализ песни, определение ее художественного качества, обдумывание приемов разучивания и последовательности учебных заданий. Педагог должен заинтересовать содержанием песни, её литературным текстом и музыкальным оформлением, вызвать желание не только спеть, но и «войти» в образ песни.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа:
1. Первоначальное ознакомление ученика с песней;
2. Последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим и актерским навыкам.
Задачи второго этапа:
1.Обратить внимание на начальное умение пользоваться театральными средствами;
2. Научить детей входить в предлагаемый образ в предлагаемых обстоятельствах;
3. Развить импровизационное умение ребенка;
Педагог должен способствовать развитию у ребенка творческого мышления, фантазии и умения мыслить абстрактно и образно.
Прежде чем начать работу над песней, педагог должен побеседовать с ребенком об идее произведения: что хотел сказать композитор этой музыкой людям, как его идеи воплотит ученик. Для этого нужно раскрыть ученику образ, в который он должен перевоплотиться в песне. Педагог в процессе работы над образом дает установки, позволяющие ребенку сделать «психологический шаг» в поиске самого себя, своих переживаний, в соединении их со своим инструментом - голосом.
Разучиванию песни способствуют следующие приемы – выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов, образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий. Немаловажное значение имеют мимика, четкая артикуляция и дирижерский жест педагога.
Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песни. Первое знакомство с песней должно строится на ярком, образном выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать ученика и увлечь его.
За годы обучения, опыт показывает, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям. Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания ученика. Например , педагог стоя перед учениками говорит: «Вот смотрю я на вас, и сразу узнаю все ли внимательно меня слушают.» Часто используется прием косвенного замечания: «Все сядем прямо, будем слушать новую, очень красивую песню, и Лена тоже послушает», - говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает ее внимание. Очень важно, чтобы педагог выбрал правильную интонацию в речи. Когда мы начинаем занятие, то дети внимательно слушают, идет знакомство с певческим материалом. Педагог показывает приемы исполнения песни, как перевоплотиться в музыкальный образ в песне, затем педагог проверяет, что запомнил ученик в ходе занятия. Если ребенок не запомнил, то педагог показывает еще несколько раз. Когда мы находимся в спокойном, ровном состоянии, наше пение тоже течет спокойно и ровно. Но стоит в душе родиться эмоции, как речь и пение сразу же меняется. Когда человек радостен, голос его звучит звонко и весело, когда печален – интонация унылая и глухая. Для того чтобы создать в песне музыкальный образ, нам необходимо первоначально обратиться к артикуляционному аппарату. Эмоции - первый двигатель речевого процесса. Нет такой эмоции, которую нельзя было бы выразить при помощи голоса. Звук голоса точно передает наше состояние собеседнику, что немаловажно для перевоплощении в песенный образ. Кроме речи и интонации, очень важную роль для раскрытия образа в песне играет артикуляция. Можно иметь безупречно разработанную мимику и великолепный поставленный голос, однако, если в душе не родится переживание, понимание произносимых слов, не будет полноценного песенного образа. Разработка артикуляционных мышц поможет правильно выразить душевное переживание в образе песни. Таким образом, методы обучения развивают музыкальные способности, пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.
Разучивание песни и перевоплощение в музыкальный образ может происходить через игру. Игра помогает ученику раскрепоститься, не задумываясь ни о чем, перевоплотиться в той или иной образ, поставленный педагогом перед учеником. Разучивание песни происходит не только в легких и удобных упражнениях, но и в игровой форме. Если занятия групповые, то занятия проходят таким образом. Разучивание песни с детьми происходит в основном так: заходим в класс, здороваемся, ставим стулья или же встаем в круг в зависимости от поставленной задачи. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту. Сама обстановка круга пронизана теплом, хорошим настроем, веселым настроением и доверительной аурой. Использование круга совершенно естественно для игрового обучения. Оно не снижет результативности развивающих и обучающих задач. Наоборот привлекает к деятельности всех детей, даже тех, кто не уверен в себе.
Если у кого-то не получается включиться сразу в процесс игры, то он внедряется постепенно на следующий раз. Таким же образом можно проводить разучивание песни с перевоплощением в музыкальный образ. Для возникновения интереса необходимо сделать показ песни и ее разучивание игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии песни. Каждому ученику предоставляется возможность фантазировать, вложить свое видение и свой музыкальный образ песни.
Один из игровых методов перевоплощения в музыкальный образ - почувствовать себя артистом. Педагог объясняет детям, кто такой артист и какие функции он выполняет, как он это делает, и что нужно для того, чтобы перевоплотиться в определенный музыкальный образ. Как правило, сначала каждый ребенок боится пробовать себя в роли актера-артиста, но когда педагог начинает показывать и с детьми находится в одном эмоциональном состоянии, он прежде всего раскрепощает и избавляет детей от психологических и эмоциональных зажимов. Затем детям дается задание, чтобы каждый попробовал перевоплотиться в тот или иной образ, который ребенок выбрал.
При следующем исполнении педагогом песни, дети уже обращают внимание на мелодию, как она звучит, какой ритмический рисунок, с каким окрасом. Для того, чтобы детям было легко запомнить ритмический рисунок, мы начинаем отмечать ритм хлопками. Ведь даже мелодия и ритм музыки может отразится в музыкальном образе. Если мелодия звучит в мажоре, то образ, как правило, бывает радостным, если в миноре, то, следовательно, грустным. Конечно, бывают и исключения и это зависит от фантазии ребенка.
Для создания какого - либо музыкального образа, важную роль играет атмосфера, где проходит урок. Немаловажную роль отводят правильно подобранному репертуару. Наблюдается такая тенденция, что дети запоминают музыкальный материал очень хорошо, когда педагог использует эмпирический метод - метод через показ. Дети неосознанно будут копировать пение педагога. Поэтому к своему показу педагог должен относиться очень ответственно. Чем дольше подготовительный период, тем легче, понятней, интересней будет идти разучивание музыкального материала. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, использованием образных движений и образных перевоплощений, театрализации. Варианты игрового показа и разучивание песен могут быть самыми разными - они зависят от возраста детей и от содержания песни. В результате все дети станут чисто интонировать, но каждый ребенок, в силу своих возможностей, научится этому в разные сроки. Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, убирают однообразие повторения музыкального материала. Немаловажную роль в создании правильного образа в песне, играет формирование певческого тона. Качества певческого тона – это сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, округлость и сила. При выявлении певческого тона у детей, учитываются природные данные личности, а также духовное начало. В певческий тон педагог вкладывает как механическую природу ощущений, присущую индивидуальной природе певца, так и приобретенные навыки и умения владеть собой и своими мышцами при фонации. У певческого тона нет преград к диапазонному ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны. В задачу педагога входит выявить и убрать с певческого тона все дефекты, такие призвуки – горловой, гнусавый, носовой, "белый" звук, качание. Все эти дефекты носят, как правило, приобретенный характер. Основными причинами их возникновения являются неправильные певческие навыки, плохое обучение или самостоятельное занятие без соответствующих знаний. Поэтому в процессе обучения педагог видит, что кому-то нужна «приоткрытость» звучания, чтобы придать голосу мягкость, бархатность, а кому-то - наоборот, «открытость» для клокотания вибраций, за счет которых большее количество обертонов окрашивают тембр.
В процессе разучивания у детей появляется одухотворенность, которой подчиняются все средства музыкальной выразительности. Музыкальная выразительность и создает музыкальный образ. Без музыкальной выразительности музыка не может существовать. Такой посыл на исполнительство рождает осмысленное, осознанное самовыражение, где одновременно присутствуют и характер, и манера, и чувства, необходимые в раскрытии образа. Говоря языком звуков – вот наука, которую надо постигать.