3. Выбор средств выражения, динамика, линеарность и вертикаль.
Ознакомление с произведением.
Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением ( не только проигрывание, но и беседа о его стиле, содержании, форме жанре, об авторе произведения и его эпохе), прочтение произведения изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, творческое воплощение, публичное исполнение - таковы основные этапы, связанные с изучением художественного произведения учащимся.
В начальный период обучения детей музыкальная мелодия должна отличаться простотою – картины должны изображать эпизоды, в которых появлялось бы чувство доступное детям, способное возбудить в них сочувствие.
Понимание содержания музыкального произведения учащимся способствует конкретность, ясность и определенность художественных образов – качества в большей мере присущие программной музыке.
Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки.
Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными произведениями различных художественных стилей и национальных школ; это способствует всестороннему развитию учащегося и его художественного вкуса; развития так называемого «чувства стиля».
П.И. Чайковский «Болезнь куклы»
I.2. Форма произведения.
Простая двухчастная. Четкое деление пьесы на 2 части.
1-я часть состоит из 3-х предложений:
Первые 2 одинаковых предложения состоят из 4-х тактов, в которых происходит своеобразная кульминация. Ведущая роль – в партии левой руки в восходящем движении басовой линии. Завершение фразы – нисходящее движение баса.
В 3-м предложении (8 тактов) – ведущая роль в партии правой руки.
2-я часть состоит из 2-х предложений:
Первое предложение – это общая кульминация произведения: восходящее движение в партии левой руки по полутонам. Это подтверждается и динамическими оттенками: постепенно нарастающее cresc. – f – и постепенное dim.
Второе предложение – завершение (Coda) – бас ostinato на тонике. Утверждение устоя, успокоение.
По своему складу пьеса полифонична: 2 самостоятельно развитых голоса (мелодии и баса) при гармонической поддержке среднего голоса.
I.3.Средства выражения.
Динамика – нарастающая при восходящем движении ведущего голоса (кульминация фразы), угасающая – нисходящее движение (окончание фразы).
Гармоническая окраска средних голосов.
Мелодическая линия на слабую долю – слезы куклы. Слезы – легкие, прозрачные капли. Здесь можно поработать над качеством звука. Движение мелодии нисходящее – этим автор передает безысходность, горе. Это выражено динамикой – diminuendo.
Так как в этом произведении прослеживается плавное, постепенное движение в партиях левой и правой рук, то здесь можно говорить о линеарном развитии фраз (т.е. горизонтали).
Очень важно учитывать линеарность развития в этом произведении, т.к. при таком спокойном темпе (Moderato) мелодии на слабую долю могут возникнуть остановки в каждом такте, что приведет к статичности исполнения.
Во избежание этого нужно проработать с учащимся над каждой партией отдельно:
Окрасить партии тембрально (л.р. – бархатно, мягко, плавно; пр.р. – точность исполнения второй доли, ясность произнесения, возвышенность над остальными голосами, блеск –«капли»), создать мягкое гармоническое заполнение.
Динамика: восходящее движение - cresc., нисходящее - dim. Все это сопутствует выразительному исполнению пьесы.
Выстраивая все голоса в вертикаль нужно обратить внимание на ритмическу точность исполнения, учитывая при этом линеарность развития фраз, т.е. услышать все голоса в едином целом.
Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»
«Ригодон» - старинный французский танец оживленного характера. Характерная особенность: 2-х дольный размер, начало фразы из-за такта.
II.2. Форма произведения.
Простая 2-х частная. Первая часть состоит из двух одинаковых предложений (по 4 такта) с разными окончаниями.
Во второй части – небольшая кульминация за счет более широкого диапазона (децима), восходящего движения и скачков в мелодии. В последней фразе нисходящее движение мотивов секвенции, характеризующее окончание всего произведения.
Характерные особенности:
Подчеркивание 1-й доли (акцентирование), умеренный темп (Allegro moderato), ведущая партия в верхнем голосе. Мелодия проста по содержанию: небольшой диапазон, ритм, подчеркивающий пульсацию (четвертными нотами), без излишней внутренней динамики (сдержанность).
Кульминация – расширение диапазона мелодии во второй части, скачки.
Самое главное при исполнении танца – хорошее совпадение баса и мелодии, т.е. – вертикаль. Это акценты на первую долю, выраженный бас. Стремление к Тонике в басовом голосе (Т-Д-Т),что придет устойчивость, хорошую основу и поддержку для мелодии.
II.3.Средства выражения.
Во времена Ж.-Ф. Рамо произведения создавались для клавесина, звучание которого было не столь мелодичным (чем у фортепиано), скорее металлическим, из-за прикосновения к струне железного перышка – тангента. Отсюда в современных редакциях в нотном тексте указан штрих staccato. Поэтому очень важно учитывать, чтобы этот штрих был не острым, а приближен немного к non legato, без использования глубокой игры в инструмент.
Так как на клавесине динамика достигалась путем смены мануалов, поэтому при исполнении произведения не нужна большая гибкость в динамике. Об этом говорит и малоподвижная мелодия (маленький диапазон мелодии).
Ритмическая простота мелодии сочетается со строгостью пульсации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Выбор средств выражения, динамика, линеарность и вертикаль.
Ознакомление с произведением.
Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением ( не только проигрывание, но и беседа о его стиле, содержании, форме жанре, об авторе произведения и его эпохе), прочтение произведения изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, творческое воплощение, публичное исполнение - таковы основные этапы, связанные с изучением художественного произведения учащимся.
В начальный период обучения детей музыкальная мелодия должна отличаться простотою – картины должны изображать эпизоды, в которых появлялось бы чувство доступное детям, способное возбудить в них сочувствие.
Понимание содержания музыкального произведения учащимся способствует конкретность, ясность и определенность художественных образов – качества в большей мере присущие программной музыке.
Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки.
Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными произведениями различных художественных стилей и национальных школ; это способствует всестороннему развитию учащегося и его художественного вкуса; развития так называемого «чувства стиля».
П.И. Чайковский «Болезнь куклы»
I.2. Форма произведения.
Простая двухчастная. Четкое деление пьесы на 2 части.
1-я часть состоит из 3-х предложений:
Первые 2 одинаковых предложения состоят из 4-х тактов, в которых происходит своеобразная кульминация. Ведущая роль – в партии левой руки в восходящем движении басовой линии. Завершение фразы – нисходящее движение баса.
В 3-м предложении (8 тактов) – ведущая роль в партии правой руки.
2-я часть состоит из 2-х предложений:
Первое предложение – это общая кульминация произведения: восходящее движение в партии левой руки по полутонам. Это подтверждается и динамическими оттенками: постепенно нарастающее cresc. – f – и постепенное dim.
Второе предложение – завершение (Coda) – бас ostinato на тонике. Утверждение устоя, успокоение.
По своему складу пьеса полифонична: 2 самостоятельно развитых голоса (мелодии и баса) при гармонической поддержке среднего голоса.
I.3.Средства выражения.
Динамика – нарастающая при восходящем движении ведущего голоса (кульминация фразы), угасающая – нисходящее движение (окончание фразы).
Гармоническая окраска средних голосов.
Мелодическая линия на слабую долю – слезы куклы. Слезы – легкие , прозрачные капли. Здесь можно поработать над качеством звука. Движение мелодии нисходящее – этим автор передает безысходность, горе. Это выражено динамикой – diminuendo.
Так как в этом произведении прослеживается плавное, постепенное движение в партиях левой и правой рук, то здесь можно говорить о линеарномразвитии фраз (т.е. горизонтали).
Очень важно учитывать линеарность развития в этом произведении, т.к. при таком спокойном темпе (Moderato) мелодии на слабую долю могут возникнуть остановки в каждом такте, что приведет к статичности исполнения.
Во избежание этого нужно проработать с учащимся над каждой партией отдельно:
Окрасить партии тембрально (л.р. – бархатно, мягко, плавно; пр.р. – точность исполнения второй доли, ясность произнесения, возвышенность над остальными голосами, блеск –«капли»), создать мягкое гармоническое заполнение.
Динамика: восходящее движение - cresc., нисходящее - dim. Все это сопутствует выразительному исполнению пьесы.
Выстраивая все голоса в вертикаль нужно обратить внимание на ритмическу точность исполнения, учитывая при этом линеарность развития фраз, т.е. услышать все голоса в едином целом.
Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»
«Ригодон» - старинный французский танец оживленного характера. Характерная особенность: 2-х дольный размер, начало фразы из-за такта.
II.2. Форма произведения.
Простая 2-х частная. Первая часть состоит из двух одинаковых предложений (по 4 такта) с разными окончаниями.
Во второй части – небольшая кульминация за счет более широкого диапазона (децима), восходящего движения и скачков в мелодии. В последней фразе нисходящее движение мотивов секвенции, характеризующее окончание всего произведения.
Характерные особенности:
Подчеркивание 1-й доли (акцентирование), умеренный темп (Allegro moderato), ведущая партия в верхнем голосе. Мелодия проста по содержанию: небольшой диапазон, ритм, подчеркивающий пульсацию (четвертными нотами), без излишней внутренней динамики (сдержанность).
Кульминация – расширение диапазона мелодии во второй части, скачки.
Самое главное при исполнении танца – хорошее совпадение баса и мелодии, т.е. – вертикаль. Это акценты на первую долю, выраженный бас. Стремление к Тонике в басовом голосе (Т-Д-Т),что придет устойчивость, хорошую основу и поддержку для мелодии.
II.3.Средства выражения.
Во времена Ж.-Ф. Рамо произведения создавались для клавесина, звучание которого было не столь мелодичным (чем у фортепиано), скорее металлическим, из-за прикосновения к струне железного перышка – тангента. Отсюда в современных редакциях в нотном тексте указан штрих staccato. Поэтому очень важно учитывать, чтобы этот штрих был не острым, а приближен немного к non legato, без использования глубокой игры в инструмент.
Так как на клавесине динамика достигалась путем смены мануалов, поэтому при исполнении произведения не нужна большая гибкость в динамике. Об этом говорит и малоподвижная мелодия (маленький диапазон мелодии).
Ритмическая простота мелодии сочетается со строгостью пульсации.