kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: "Работа над пьесами"(П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Тема урока:

«Работа над пьесами" (П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)

Цель занятия:

1.Образовательная цель:

  • Ознакомить с основными чертами стиля произведения.
  • Осмыслить единство формы.
  • Линеарное развитие и вертикаль.

2.Развивающая цель:

   Способствовать формированию  интереса к музыке (формирование  умения     анализировать, сравнивать, обобщать).

3.Воспитательная цель:

   Формировать основу культуры исполнителя.

Задачи:

   Осмысленное, содержательное исполнение, выразительность, ритмическая точность, качество звука.

План работы:

1.Ознакомление с произведением.

2.Анализ произведения: форма, выявление характерных особенностей.

3. Выбор средств выражения, динамика, линеарность и вертикаль.

  1. Ознакомление с произведением.

    Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением ( не только проигрывание, но и беседа о его стиле, содержании, форме  жанре, об авторе произведения и его эпохе), прочтение произведения изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, творческое воплощение, публичное исполнение - таковы основные этапы, связанные с изучением художественного произведения учащимся.

    В начальный период обучения детей музыкальная мелодия должна отличаться простотою – картины должны изображать эпизоды, в которых появлялось бы чувство доступное детям, способное возбудить в них сочувствие.

   Понимание содержания музыкального произведения учащимся способствует конкретность, ясность и определенность художественных образов – качества в большей мере присущие программной музыке.

   Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки.

   Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными произведениями различных художественных стилей и национальных школ; это способствует всестороннему развитию учащегося и его художественного вкуса; развития так называемого «чувства стиля».

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

I.2. Форма произведения.

   Простая двухчастная. Четкое деление пьесы на 2 части.

   1-я часть состоит из 3-х предложений:

   Первые 2 одинаковых предложения состоят из 4-х тактов, в которых происходит своеобразная кульминация. Ведущая роль – в партии левой руки в восходящем движении басовой линии. Завершение фразы – нисходящее движение баса.

   В 3-м предложении (8 тактов) – ведущая роль в партии правой руки.

   2-я часть состоит из 2-х предложений:

   Первое предложение – это общая кульминация произведения: восходящее движение в партии левой руки по полутонам. Это подтверждается и динамическими оттенками: постепенно нарастающее cresc. – f – и постепенное dim.

   Второе предложение – завершение (Coda) – бас ostinato  на тонике. Утверждение устоя, успокоение.

   По своему складу пьеса полифонична: 2 самостоятельно развитых голоса (мелодии и баса) при гармонической поддержке среднего голоса.

I.3.Средства выражения.

  1. Динамика – нарастающая при восходящем движении ведущего голоса (кульминация фразы), угасающая – нисходящее движение (окончание фразы).
  2. Гармоническая окраска средних голосов.
  3. Мелодическая линия на слабую долю – слезы куклы. Слезы – легкие, прозрачные капли. Здесь можно поработать над качеством звука. Движение мелодии нисходящее – этим автор передает безысходность, горе. Это выражено динамикой – diminuendo.

   Так как в этом произведении прослеживается плавное, постепенное движение в партиях левой и правой рук, то здесь можно говорить о линеарном развитии фраз (т.е. горизонтали).

   Очень важно учитывать линеарность развития в этом произведении, т.к. при таком спокойном темпе (Moderato) мелодии на слабую долю могут возникнуть остановки в каждом такте, что приведет к статичности исполнения.

   Во избежание этого нужно проработать с учащимся над каждой партией отдельно:

  1. Окрасить партии тембрально (л.р. – бархатно, мягко, плавно; пр.р. – точность исполнения второй доли, ясность произнесения, возвышенность над остальными голосами, блеск –«капли»), создать мягкое гармоническое заполнение.
  2. Динамика: восходящее движение - cresc., нисходящее - dim. Все это сопутствует выразительному исполнению пьесы.

   Выстраивая все голоса в вертикаль нужно обратить внимание на ритмическу точность исполнения, учитывая при этом линеарность развития фраз, т.е. услышать все голоса в едином целом.

Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»

   «Ригодон» - старинный французский танец оживленного характера. Характерная особенность: 2-х дольный размер, начало фразы из-за такта.

II.2. Форма произведения.

   Простая 2-х частная. Первая часть состоит из двух одинаковых предложений (по 4 такта) с разными окончаниями.

   Во второй части – небольшая кульминация за счет более широкого диапазона (децима), восходящего движения и скачков в мелодии. В последней фразе нисходящее движение мотивов секвенции, характеризующее окончание всего произведения.

   Характерные особенности:

   Подчеркивание 1-й доли (акцентирование), умеренный темп (Allegro moderato), ведущая партия в верхнем голосе. Мелодия проста по содержанию: небольшой диапазон, ритм, подчеркивающий пульсацию (четвертными нотами), без излишней внутренней динамики (сдержанность).

   Кульминация – расширение диапазона мелодии во второй части, скачки.

   Самое главное при исполнении танца – хорошее совпадение баса и мелодии, т.е. – вертикаль. Это акценты на первую долю, выраженный бас. Стремление к Тонике в басовом голосе (Т-Д-Т),что придет устойчивость, хорошую основу и поддержку для мелодии.

II.3.Средства выражения.

   Во времена Ж.-Ф. Рамо произведения создавались для клавесина, звучание которого было не столь мелодичным (чем у фортепиано), скорее металлическим, из-за прикосновения к струне железного перышка – тангента. Отсюда в современных редакциях в нотном тексте указан штрих staccato. Поэтому очень важно учитывать, чтобы этот штрих был не острым, а приближен немного к non legato, без использования глубокой игры в инструмент.

   Так как на клавесине динамика достигалась путем смены мануалов, поэтому при исполнении произведения не нужна большая гибкость в динамике. Об этом говорит и малоподвижная мелодия (маленький диапазон мелодии).

   Ритмическая простота мелодии сочетается со строгостью пульсации.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Работа над пьесами"(П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)»

Открытый урок

Тема урока:

«Работа над пьесами (П.И. Чайковский «Болезнь куклы», Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»)



Цель занятия:

1.Образовательная цель:

  • Ознакомить с основными чертами стиля произведения.

  • Осмыслить единство формы.

  • Линеарное развитие и вертикаль.

2.Развивающая цель:

Способствовать формированию интереса к музыке (формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать).

3.Воспитательная цель:

Формировать основу культуры исполнителя.

Задачи:

Осмысленное, содержательное исполнение, выразительность, ритмическая точность, качество звука.

План работы:

1.Ознакомление с произведением.

2.Анализ произведения: форма, выявление характерных особенностей.

3. Выбор средств выражения, динамика, линеарность и вертикаль.



  1. Ознакомление с произведением.

Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением ( не только проигрывание, но и беседа о его стиле, содержании, форме жанре, об авторе произведения и его эпохе), прочтение произведения изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, творческое воплощение, публичное исполнение - таковы основные этапы, связанные с изучением художественного произведения учащимся.

В начальный период обучения детей музыкальная мелодия должна отличаться простотою – картины должны изображать эпизоды, в которых появлялось бы чувство доступное детям, способное возбудить в них сочувствие.

Понимание содержания музыкального произведения учащимся способствует конкретность, ясность и определенность художественных образов – качества в большей мере присущие программной музыке.

Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки.

Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными произведениями различных художественных стилей и национальных школ; это способствует всестороннему развитию учащегося и его художественного вкуса; развития так называемого «чувства стиля».

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

I.2. Форма произведения.

Простая двухчастная. Четкое деление пьесы на 2 части.

1-я часть состоит из 3-х предложений:

Первые 2 одинаковых предложения состоят из 4-х тактов, в которых происходит своеобразная кульминация. Ведущая роль – в партии левой руки в восходящем движении басовой линии. Завершение фразы – нисходящее движение баса.

В 3-м предложении (8 тактов) – ведущая роль в партии правой руки.

2-я часть состоит из 2-х предложений:

Первое предложение – это общая кульминация произведения: восходящее движение в партии левой руки по полутонам. Это подтверждается и динамическими оттенками: постепенно нарастающее cresc. – f – и постепенное dim.

Второе предложение – завершение (Coda) – бас ostinato на тонике. Утверждение устоя, успокоение.

По своему складу пьеса полифонична: 2 самостоятельно развитых голоса (мелодии и баса) при гармонической поддержке среднего голоса.

I.3.Средства выражения.

  1. Динамика – нарастающая при восходящем движении ведущего голоса (кульминация фразы), угасающая – нисходящее движение (окончание фразы).

  2. Гармоническая окраска средних голосов.

  3. Мелодическая линия на слабую долю – слезы куклы. Слезы – легкие , прозрачные капли. Здесь можно поработать над качеством звука. Движение мелодии нисходящее – этим автор передает безысходность, горе. Это выражено динамикой – diminuendo.

Так как в этом произведении прослеживается плавное, постепенное движение в партиях левой и правой рук, то здесь можно говорить о линеарном развитии фраз (т.е. горизонтали).

Очень важно учитывать линеарность развития в этом произведении, т.к. при таком спокойном темпе (Moderato) мелодии на слабую долю могут возникнуть остановки в каждом такте, что приведет к статичности исполнения.

Во избежание этого нужно проработать с учащимся над каждой партией отдельно:

  1. Окрасить партии тембрально (л.р. – бархатно, мягко, плавно; пр.р. – точность исполнения второй доли, ясность произнесения, возвышенность над остальными голосами, блеск –«капли»), создать мягкое гармоническое заполнение.

  2. Динамика: восходящее движение - cresc., нисходящее - dim. Все это сопутствует выразительному исполнению пьесы.

Выстраивая все голоса в вертикаль нужно обратить внимание на ритмическу точность исполнения, учитывая при этом линеарность развития фраз, т.е. услышать все голоса в едином целом.

Ж.-Ф. Рамо «Ригодон»

«Ригодон» - старинный французский танец оживленного характера. Характерная особенность: 2-х дольный размер, начало фразы из-за такта.

II.2. Форма произведения.

Простая 2-х частная. Первая часть состоит из двух одинаковых предложений (по 4 такта) с разными окончаниями.

Во второй части – небольшая кульминация за счет более широкого диапазона (децима), восходящего движения и скачков в мелодии. В последней фразе нисходящее движение мотивов секвенции, характеризующее окончание всего произведения.

Характерные особенности:

Подчеркивание 1-й доли (акцентирование), умеренный темп (Allegro moderato), ведущая партия в верхнем голосе. Мелодия проста по содержанию: небольшой диапазон, ритм, подчеркивающий пульсацию (четвертными нотами), без излишней внутренней динамики (сдержанность).

Кульминация – расширение диапазона мелодии во второй части, скачки.

Самое главное при исполнении танца – хорошее совпадение баса и мелодии, т.е. – вертикаль. Это акценты на первую долю, выраженный бас. Стремление к Тонике в басовом голосе (Т-Д-Т),что придет устойчивость, хорошую основу и поддержку для мелодии.

II.3.Средства выражения.

Во времена Ж.-Ф. Рамо произведения создавались для клавесина, звучание которого было не столь мелодичным (чем у фортепиано), скорее металлическим, из-за прикосновения к струне железного перышка – тангента. Отсюда в современных редакциях в нотном тексте указан штрих staccato. Поэтому очень важно учитывать, чтобы этот штрих был не острым, а приближен немного к non legato, без использования глубокой игры в инструмент.

Так как на клавесине динамика достигалась путем смены мануалов, поэтому при исполнении произведения не нужна большая гибкость в динамике. Об этом говорит и малоподвижная мелодия (маленький диапазон мелодии).

Ритмическая простота мелодии сочетается со строгостью пульсации.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Андрияхина Альфия Шайхулаевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства