«Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского»
Политехнический колледж
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
3 курс
Для специальности:
13.02.01 Тепловые электрические станции
2021
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 13.02.01 «Тепловые электрические станции».
Организация-разработчик: Политехнический колледж ФГБОУ ВО
«Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского»
Разработчик: Курбанова З.М., преподаватель
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии тепловых электрических станций и электромеханических дисциплин.
Председатель комиссии _____________ А.В. Каракулов
ФГБОУ ВО «Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского»
Протокол заседания методического совета №__ от «__»_________20___ г.
Зам. директора по УР ______________ С.П. Блинова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ……………………………….... 4
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………..... 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ……….......................................................... 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ...……….…...13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО для специальности: 13.02.01 Тепловые электрические станции, входящей в укрупнённую группу специальностей «»Электро-и теплотехника».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы
подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоения дисциплины:
Цель: освоение системы знаний о наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни.
Задачи:
- сформировать четкие представления об основных понятиях и категориях философии;
- содействовать овладению умениями получения и осмысления социальной информации;
- воспитать общероссийскую идентичность и гражданскую позицию;
- помочь овладеть умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- добиться освоения учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате освоения учебной дисциплины курса у обучающегося формируются следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Основы философии»:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, из них:
- практические занятия - 8 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 9 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
– практические занятия
8
Самостоятельная работа студента (всего)
9
в том числе:
- работа с учебником
9
Итоговая аттестацияв форме зачета(5 семестр)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа студентов
Объём
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Предмет философии и её история.
30
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии
Содержание учебного материала:
1. Становление философии из мифологии.
2. Характерные черты философии.
3. Определение и предмет философии.
2
2
Практическое занятие № 1.
Выполнение упражнений-размышлений на тему «Философия, её предмет и роль в обществе».
2
Самостоятельная работа студентов.
1. Работа с философским словарём (смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность»).
1
Тема 1.2. Философия Древнего мира. Средневековая философия.
Содержание учебного материала:
1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия).
2. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
3. Средневековая философия: патристика и схоластика.
6
2
Практическое занятие № 2.
1. Выполнение упражнений-размышлений на тему «Античная философия».
2. Практикум «Средневековая философия».
2
Самостоятельная работа студентов.
1. Подготовка сообщений «Основные отличия Античной философии от Средневековой европейской философии».
1
Тема 1.3. Философия Возрождения. Философия Нового времени.
Содержание учебного материала:
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
2. Особенности философии Нового времени (рационализм и эмпиризм в теории познания).
3. Немецкая классическая философия.
6
4
Практическое занятие № 3.
1. Выполнение упражнений-размышлений на тему «Философия Нового времени».
2
Самостоятельная работа студентов.
1. Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVII-XIX вв.
1
Тема 1.4. Современная философия.
Содержание учебного материала:
1. Основные направления философии XX века (неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм).
2. Особенности русской философии.
3. Философы современной философии.
6
2
Самостоятельная работа студентов.
1. Работа с философским словарём («философия экзистенциализма», «философия психоанализа»).
1
Раздел 2. Структура и основные направления философии.
27
Тема 2.1. Методы философии и её внутреннее строение.
Содержание учебного материала:
1. Этапы развития философии (античный, средневековый, Нового времени, Новейшего времени).
2. Основные картины мира (философская, религиозная, научная).
3. Методы, строение и основные направления философии.
6
3
Самостоятельная работа студентов.
1. Проектное задание (написать эссе «Философская система нашего времени: основные черты»).
1
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания.
Содержание учебного материала:
1. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.
2. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
3. Методология научного познания.
4
3
Самостоятельная работа студентов.
1. Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.
1
Тема 2.3. Этика и социальная философия.
Содержание учебного материала:
1. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие и преодоление страданий как высшая цель.
2. Религиозная этика.
3. Свобода и ответственность.
4. Этические проблемы человека и общества.
5. Социальная структура, типы и формы развития общества.
6. Философия и глобальные проблемы современности.
4
3
Практическое занятие № 4.
1. Выполнение упражнений-размышлений на тему «Общественный прогресс и глобальные проблемы современности».
2
Самостоятельная работа студентов.
1. Подготовка сообщений «Глобальные проблемы современности».
1
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре общества.
Содержание учебного материала:
1. Место философии в духовной культуре.
2. Структура философского творчества. Типы философствования.
4
2
Самостоятельная работа студентов.
1. Проектное задание (написать эссе «Философия и смысл жизни»).
2
Итоговое повторение.
1. Письменное тестирование по теме : «Роль философии в истории»
2
1
Итого:
57
3. условия реализации программы Учебной
дисциплины«оСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- видеопроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, средств мультимедиа, интернет ресурсов.
Основные источники:
1. Аблеев, С. Р. История мировой философии : учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с. 2. Багдасарьян, Н. Г. История, философия и методология науки и техники : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. 3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. 4. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. 5. Вундт, В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с. 6. Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с. 7. Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века : учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 402 с.
8. Губин В.Д. Основы философии. – М: Издательство «ТОН», 2015.
10. История философии в кратком изложении. М.: Издательство «Мысль», 2015.
Дополнительные источники:
1. Гуревич, П. С. История философии : учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 162 с. 2. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. 3. Емельянов, Б. В. История русской философии XX века : учебное пособие для академического бакалавриата / Б. В. Емельянов. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 310 с. 4. Звиревич, В. Т. Древняя и средневековая философия : учебник для академического бакалавриата / В. Т. Звиревич ; под науч. ред. С. П. Пургина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 322 с. 5. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 478 с. 6. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-991
Интернет ресурсы:
http://www.filosofa.net
http://philosophy.allru.net
http://velikanov.ru/philosophy
http://philosoff.ru
http://www.filosofium.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины «история»
Результаты обучения:
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Общие компетенции
Знания и умения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование;
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- основы философского учения о бытии.
тестирование;
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- роль философии в жизни человека и общества.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- основы философского учения о бытии.
тестирование;
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- сущность процесса познания.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
тестирование;
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно заниматься повышением квалификации.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знание:
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Умение:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}