kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа спец-курса Основы философии для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам философии для 7 класса предназначена для спец-курса, который поможет учащимся подготовится к восприятию философской мысли, понимать и  анализировать мудрость древних, познакомиться с историей философии. Материал представлен в игровой форме уроков, составление кодексов, работа с документами, написание эссе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа спец-курса Основы философии для 7 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гимназия №13








Дополнительная платная образовательная услуга

Спец курс по истории


«Основы философии»

7 класс



Количество часов в неделю: 1час.

Общее количество часов : 34часа







Составила: Учитель истории и обществознания

Вдовкина Марина Владимировна

.













Томск-2016г



Содержание:


1.Пояснительная записка.

Разделы программы


1.Планируемые результаты.


2. Содержание учебного предмета.


3. тематическое планирование.

Приложение №1.


Материально-техническая база и программно - методическое

обеспечение (литература).






























Программа авторская

«Основы философии»

для учащихся 7 классов



Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Основы философии» составлена в соответствии с

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. №1577 «о внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897», с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от31 декабря 2015г. №1576 «о внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373» на основании рекомендаций МАУ ИМЦ г.Томска от 27.05.2016г.

Цель : Помочь учащимся задуматься о назначении человека. Показать, историю становления человеческой цивилизации, что без высших идеалов- человеческая жизнь бессмысленна. Помочь найти смысл своей жизни и определить свое место в мире. Познакомить с философским представлением о преображении человека и мира как цели человеческой жизни.

Задачами духовно-нравственного воспитания можно считать следующие:

• пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, граж­данственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь на основе научного изображения мира.;

• формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;

• содействие обретению ребенком спасительного нравственно вос­требованного духовного опыта философской позиции (самоот­верженности, любви, готовности к подвигу на основе изучения исторического развития философской мысли и идеала добра и справедливости);

• коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ре­бенка в соответствии с идеальной нормой, философского познания и нравственным абсолю­том.

  • Организовать пробы построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий в разных видах деятельности: игровой, исследовательской.

  • Определить «инструментарий» для проведения мониторинга достижений метапредметных результатов : итоги игры подведение результатов, дебаты-вывод, поиск истины, составление сводов законов, анализ.

В результате на данном этапе планировалось достижение следующих метапредметных результатов:

  • наличие у учащихся контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности (индивидуализация контрольно-оценочных действий);

  • использование учащимися действия для опробования предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;

  • освоение учащимися способов учебного проектирования через решения проектных задач;

  • освоение дискуссии как формы индивидуального участия подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;

  • освоение способов работы с текстами, излагающими разные позиции по вопросам философского знания.

Это умение учащихся работать с текстом, работа с явной информацией, целеполагание, действие по плану. Опираясь на эту основу, в рамках образовательной деятельности, используя технологии системно-деятельностного подхода и должна идти работа по достижению метапредметных результатов.

Рассмотрим различные компоненты урока и примеры их наполнения:

Целевой компонент урока

  • Практическая задача нацеливает учеников на получение результата, дает указание ЧТО делать

  • Учебная задача ориентирует на открытие и усвоение нового способа действия. Она является Поисковой с использований игровых моментов.

  • Учебная задача решается с помощью системы учебных действий, первым из которых является преобразование проблемной ситуации , входящей в учебную задачу, в ситуацию, которая будет являться основой последующего решения проблемы.

Содержательный компонент урока

  • Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода

  • Задания направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов (формирование УУД)

  • Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

  • Практически каждое задание является развивающим

  • Используются не только предметные знания, но и компетентностные задачи, т.е. задания, связанные с применением предметных знаний для решения практических задач, с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях

Методы обучения

  • Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Результат: вывод, схема, таблица, сформулированное правило, памятка-алгоритм.

  • Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают документы, высказывания философов, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Средства обучения

  • Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и т.д.)

  • Используемая наглядность всегда функциональная, т.е. используется для решения определенной задачи.

Формы учебной работы

  • Используется оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

  • Широко используется работа детей в группах.

Организация взаимодействия учителя и учащихся на уроке

  • Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества

  • Стиль общения является гибким, при этом преобладает демократический стиль

  • Ученик является субъектом учебной деятельности, он демонстрирует познавательную активность

  • Большую активность проявляют учащиеся. Дети инициативны в построении совместных с учителем и сверстниками действий

  • Организуется взаимодействие детей друг с другом

  • Учащиеся активно взаимодействуют на уроке друг с другом, учителем



Контроль и оценка на уроке

  • Используется содержательное оценивание учебных достижений

  • Широко применяются приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Учащиеся осваивают способы определения границ «знаю - не знаю», «умею – не умею» на основе работы в группах и работы с документами.

  • Учебный процесс носит рефлексивный характер (учащийся способен к рефлексии процесса и результата своей деятельности)

  • Поощрение познавательной активности и самостоятельности. Дисциплина является результатом включения учащихся в деятельность, а не принуждения и подавления.

  • Выделяются три вида планируемых результатов: предметные, метапредметные и личностные

  • Безусловно, философия раскрывает различные возможности для достижения метапредметных результатов, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Межпредметное взаимодействие: Содержание курса взаимодействует с предметами :

История (Всемирная и история Отечества с 1500-1800), повторение Истории Древнего мира (Греции, Китая и Индии), Обществознание, Литература, География.

Место в учебном плане: Внеурочная деятельность.

Прогнозируемые результаты

Выпускник школы, имеющий верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способный осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающий внутренней потребностью к самосовершенствованию стремлением к познанию, вести диалог, интересоваться научными знаниями, работать с документами, делать выводы и понимать философские высказывания, писать эссе, составлять правила, анализировать документы и соотносить с историческим временем



При изложении материала курса учитывались следующие особенности мировосприятия учащихся:

1. Современный мир живет по законам, далеко не всегда совпадающим с христианскими заповедями. Неизбежно в той или иной степени дети впитывают в себя этот дух времени.

2. Школа и окружение детей формирует у них, как правило, мате­риалистический подход к вопросам бытия (например, теория Дарвина).

3. Современные учащиеся живут в своей системе ценностей, в своем своеобразном мире, со своими законами.

4. Как правило, они не имеют опыта духовных бесед.

Но к 7 классу у детей заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления основных вопросов бытия и сознания.

Программа курса призвана помочь определиться каждому учащемуся в современной социальной обстановке, показать нравственные основы философского понимания мира.

Программа рассчитана на 34 часов.

Первая часть программы предполагает обращение к таким понятиям, мировоззрение, мораль, как добро и зло, смысл жизни, общечеловеческих и философских понятий, так сказать, с позиций светской этики и исторического развития философской мысли от Древней Греции до Средневековья. Вторая часть рассматривает социальную философскую мысль, образование социальных и религиозных движений и государственных интересов Европейского и Восточных цивилизаций на примерах Китая Индии и России.

В данном возрасте возможна серьезная самостоятельная работа, ученики могут проводить небольшие исследования, готовить доклады. Очень хорошо вести на уроках дискуссии, обсуждения в форме диалогов и познавательные игры: Итоговая игра для параллели 7 классов.

Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и СD-носи­телях (мультимедийных учебных пособий, видеофильмов). В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни, игры, викторины, КВНы.


Содержание курса


Раздел 1. Общие понятия об истории философии. (16 ч.)


  1. Введение. Главные понятия философии. Добро и зло. Грех как противоестественное состояние человека (1 ч.).

Философия - наука или образ жизни Этика (греч.) – мораль (лат.) – нравственность (русск.) - отдельный раздел философии. Основные разделы философии. Добро и зло, совесть, грех, закон, справедливость, свобода, любовь, счастье. Этика и ее значение в жизни человека. В историческом изменении от Античности до Нового времени

2.История философской мысли. Мифы как представление древнего человека о жизни и сознании, взаимосвязь сознания и бытия. Правила моральные принципы. Кодексы чести.

3. Индийская философская идея связи с космосом достижение высшей мудрости, правила и поведения людей в зависимости от природы.

4. Античная философия Аристотеля и Сократа в мире мудрых мыслей, человек и природа прямая зависимость.

5. Христианство как новая модель поведения, новая картина мира. Понятие греха, добра и зла. Новые правила жизни и сознания, десять заповедей, семья отношения сторон, быт и сознание.

6. Просвещение Новое время изменение сознания, появления науки-законы, основанные на доказательствах и практики, изменение быта, а значит и сознания людей. Новые законы жизни. Социальные отношения в обществе. Социальная философия. Понятие культуры - как отображения системы ценностей и внутренней жизни человека искусство как элемент добра и высшей справедливости в обществе и человеке.

Раздел 2 Социальная философия.(16часов.)

1.Изменения сознания в период нового времени, образование идей, как выражение требований определенных социальных групп. Сначала по религиозному принципу, а потом и социальному. Зарождение партий. Реформация попытка изменения жизни на основе изменения религиозного сознания, введение правил и норм в соответствии со временем «Молись и работай» за и против. Попытка создания идеального общества. Контрреформация попытка вернуть все назад.

2 Новые философские идеи устройства мира: Гуманизм, равенство, братство, утопия-несбытачная мечта о всеобщем равенстве.

3.Рассмотрение идей создания идеального общества в Англии, Франции как стран с более развитой наукой, а, следовательно, и экономикой. Более значимое сознание и бытие, идея превосходства над другими народами, а значит и доминирование над ними. Создание республики и колониальной системы.

4. Философия восточных регионов. Начало деления стран на страны первого эшелона с республиканской и демократическими законами и восточных стран второго эшелона с сохранением старых традиций и постепенным переходом к новому.

5. Россия и зарождения новых философских идей, как страна второго эшелона.

Правление Петра первого с попыткой изменения социальной структуры общества не только быта, но сознания людей, введения двойного стандарта Западного и Восточного. Попытка догнать и перегнать Европу.

6. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2. продолжение погони за Европой. Изменения философии сознания, но на основе патриотизма,

7. Заключительные занятия по предыдущим темам как закрепления материала.


Учебно-тематический план элективного курса


п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Виды деятельности


Раздел 1. Общие понятия философии с Античности до Нового времени.

(19 )


1.

Введение. Философия наука наук. Мировоззрение

1

Беседа, анкета

2-3.

Мифы античности как философия представление

2

Составление кодекса грека

4-5.

Китай и конфуцианство.

2

Презентация

Игра «философы поднебесной»

6-7

Индия – веды.

2

Правила поведения индейца. (Работа с документом)

8

Античная философия

1

Викторина «В мире мудрых мыслей»

2четверть.




9.

Появление христианства , новая картина мира( мораль).

1

Сравнительная таблица по фильму.

10.

Что такое грех. Грех непослушания. Грех и покаяние

1

Работа в группах. Обсуждение ситуаций. Беседа. Сочинение-исповедь

11.

Грех сквернословия

1

Сообщения уч-ся по материалам самостоят. работы с Интернетом

12.

Основные нравственные ценности Ветхого Завета. Десять заповедей Синайского законодательства.

1

Просмотр эпизода фильма «Моисей». Беседа по заповедям Декалога

13.

Отношение к родителям

1

Составление «Правил поведения с родителями»

14-15.

Философия Просвещения.

2

Презентация. Ролевая игра

16.

Быт, образование, наука -новая философская идея..

1

Викторина- «Идеи просвещения»

17.

Философия гуманизма

1

Игра «Утопия» верю - неверю

18.

Живопись высокого возрождения.

1

Презентация.(Эссе)

19.

Зарождение европейской науки.

1

Игра «Сто к одному»

3четверть.

Раздел 2. Социальная философия.

(18ч)


20.

Реформация и контрреформация.

1

Дебаты «Сторонники реформации и противники»

21

Новые философские идей устройства мира.

1

викторина

22

Английская философия.

1

Презентация (Эссе)

23

Французская философия

1

Сочинение «Париж-свобода»

24

Установление республики

1

Урок игра.

25

Философия колониальной системы в Латинской Америке.

1

Дебаты.

26-27

Восточная философия нового времени.

2

Составление кодекса самурая.

28

Русская классическая философия, наука культура, образование.

2

Игра «Сто к одному»

4четверть



.

29

Социальная философия в России 17 века.

1

Составление таблицы по документу

30

Западная философская идея в России.

1

Игра «Суд над Петром»

31

Философия просвещенного абсолютизма.

1

Составление кодекса дворянина.

32

Быт и сознание в период просвещенного абсолютизма.

1

Игра. Узнай докумет.

33

Философия реформ.

1

Пресс-конференция

34

В мире мудрых мыслей.

1

Викторина

Приложение №1

Материально-техническая база и программно-методическое обеспечение

( литература) .


1.Компьютер, проектор, принтер.

2Электронное интерактивное приложение уроки истории с применением информационных технологий. Издательство Планета 2013г.

3.Электронное интерактивное приложение Всеобщая история .Издательство Планета 2013г.

4. Электронное интерактивное приложение по истории Нового времени. Издательство

Планета. 2013г.

5.П.С.Сатаров «Анатомия мудрости» 120 философов жизнь, судьба, учение. «Реноме»

Г.Симферополь. 1997г

6. Историки Античности в 2 томах. Москва издательство «Правда» 1989г.

7. М. А. Гузин «В поисках золотого руна» Москва «Просвещение» 1994г

8. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции» Новосибирск издательство «Наука»

Сибирское отделение 1991г.

9. Е.В.Симонов Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной

История государства и народов России. Издательство Дрофа Москва 2006г.(документы)

10. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800г. Москва ВАКО 2011г.

11. Научно-популярный фильм «Истоки гуманизма - Флоренция» 2009г.

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа спец-курса Основы философии для 7 класса

Автор: Вдовкина Марина Владимировна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "программа факультатива «Залог успеха. Управление собственными ресурсами»  для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativa-zalogh-uspiekha-upravlieniie-sobstviennymi-riesursami-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "223537"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437815207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства