«Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского»
Политехнический колледж
рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ»
1 курс
Для специальности:
13.02.01 Тепловые электрические станции
2021
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 13.02.01 Тепловые электрические станции.
Организация-разработчик: Политехнический колледж ФГБОУ ВО
«Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского».
Разработчик: Курбанова З.М., преподаватель.
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.
Председатель комиссии __________________ Е.Б. Алилекова
ФГБОУ ВО ««Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского».
Протокол заседания методического совета № __ от « __ »_________ 20___ г.
Зам. директора по УР _____________ С.П. Блинова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.……………….…………………..4
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………..…….6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ……………………………………..…. ….17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ …………... ...19
ПАСПОРТ РАбОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования: 13.02.01 Тепловые электрические станции.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «История» входит в общеобразовательный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: формирование представлений об особенностях развития мировой и отечественной истории с древних времен до наших дней.
Задачи:
- рассмотреть основные этапы развития мировой и отечественной истории;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий
и процессов на развитие современной России;
- сформировать целостное представление о роли и месте современной России в мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта в современном
социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- анализировать и систематизировать события прошлого и настоящего;
- правильно определять своё отношение к тем или иным событиям прошлого и настоящего;
- выявлять взаимоотношения отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:
- основные этапы развития мировой и отечественной истории;
- сущность и причины межгосударственных конфликтов;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- основные черты, характеризующие определённый исторический этап развития общества;
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового значения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
В результате освоения учебной дисциплины «История» у обучающегося формируются следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно заниматься повышением квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «История»:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 2.1. Объём учебной дисциплины «История» и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
– комбинированные занятия
100
Самостоятельная работа студента (всего)
50
Итоговая аттестация в форме экзамена (2семестр).
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы исторических знаний
4
Тема 1.1. Историческое время и пространство.
Содержание учебного материала:
1. Этапы развития исторических знаний.
2. Источники исторических знаний.
2
2
Самостоятельная работа студентов:
Используя Интернет, ответьте на вопросы:
1. Обоснована ли, с Вашей точки зрения теория Ч. Дарвина о происхождении человека?
2. Какие научные теории существуют в наше время о происхождении человека?
2
Раздел 2. Древнейшая и древняя история
8
Тема 2.1. Переход от первобытности к цивилизации.
Содержание учебного материала:
1. Отношения господства и подчинения в первобытном обществе.
2. Цивилизации Древнего Востока.
3. Античные цивилизации.
2
2
Тема 2.2. История Средних веков.
Содержание учебного материала:
1. Христианская Европа в Средние века.
2. Исламский мир в Средние века.
3. Индия и Дальний Восток в Средние века.
2
2
Самостоятельнаяработастудентов:
Ответить на вопросы:
1. Что такое «феодальная раздробленность»? Когда она началась в странах Западной Европы?
2. О каких изменениях в управлении можно рассказать, изучая исторические карты исламского мира в Средние века?
3. Объясните, почему обособление дальневосточных государств произошло в период хозяйственных успехов, роста городов, дальнейшего развития культуры?
4
Раздел 3. Особенности становления цивилизации в Восточной Европе
14
Тема 3.1. Особенности формирования государства Киевская Русь.
Содержание учебного материала:
1. Версии происхождения государственности на Руси.
2. Роль христианства в формировании Древнерусского государства.
3. Правление первых киевских князей.
4. Расцвет Киевской Руси.
4
2
Тема 3.2. Русь удельная
Содержание учебного материала:
1. Причины политической раздробленности Древней Руси.
2. Роль Владимира Мономаха в сохранении государства.
3. Основные княжества Древней Руси.
4. Особенности управления в Новгородской боярской республике.
4
2
Тема 3.3. Батыево нашествие на Русь.
Содержание учебного материала:
1. Вторжение монголов на Русь.
2. Влияние монгольского ига на политическую и правовую культуру русских княжеств.
3. Татарские государства Поволжья и Сибири.
4
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения системы государственного управления в Киевской Руси и Золотой Орде.
2. Составьте таблицу по системе иерархии в Киевской Руси и Золотой Орде.
2
Раздел 4. Образование государства Московская Русь
12
Тема 4.1. Московская Русь при Иване III и Василии III.
Содержание учебного материала:
1. Свержение золотоордынского ига.
2. Государственный строй. Формирование системы государственных учреждений.
3. Объединение русских земель вокруг Москвы.
4
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Сформулируйте в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Иваном III, при создании государства Московская Русь.
2. Попытайтесь сделать прогноз других путей развития русских земель, если бы к власти пришли другие правители. Обоснуйте свой прогноз.
2
Тема 4.2. Россия при Иване IV Грозном.
Содержание учебного материала:
1. Реформы управления государством.
2. Опричнина.
3. Внешняя политика:
а) Присоединение Казанского ханства и земель Поволжья;
б) Ливонская война;
в) Появление русских владений в Сибири.
4
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Раскройте понятия «Избранная Рада», «местничество», «приказная система», «изба», «дьяк».
2. Найдите отличия этих понятий по отношению к государственной политике.
3. Оцените эффективность мер царя против боярского своеволия.
2
Раздел 5. История Нового времени
26
Тема 5.1. Европа в ХVI-ХVIII вв.
Содержание учебного материала:
1. Великие географические открытия и начало научной революции в Европе.
2. Международные отношения в Новое время.
4
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Обоснуйте свою позицию в письменном виде (2-3 стр.) по вопросу: «Влияние абсолютизма на развитие экономики и культуры европейских стран в Новое время».
2. Проанализируйте в письменном виде (2-3 стр.) проблему взаимоотношений различных сословий в период абсолютизма.
2
Тема 5.2. Российская государственность в период Смутного времени.
Содержание учебного материала:
1. Разрушение российской государственности в период Смутного времени (конец ХVI – начало ХVII вв.).
2. «Семибоярщина» и борьба с польской интервенцией.
3. Укрепление государственной власти после Смуты.
4
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Найти сходные и отличительные стороны процессов управления в период перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии.
4
Тема 5.3. Россия в ХVII веке.
Содержание учебного материала:
1. Особенности социально-экономического и политического развития России этого периода.
2. Реформы государственного аппарата.
3. Внешняя политика России в ХVII в.
2
4
Тема 5.4. Правление Петра I. Внутренняя и внешняя политика России первой четверти ХVIII века.
Содержание учебного материала:
1. Государственные реформы. Укрепление абсолютизма.
2. Социально-экономическое развитие России.
3. Внешняя политика Петра I.
2
2
Тема 5.5. Эпоха дворцовых переворотов.
Содержание учебного материала:
1. Правление Екатерины I и Петра II.
2. Правление Анны Иоанновны. Бироновщина.
3. Правление Елизаветы Петровны.
4. Правление Петра III.
2
2
Тема 5.6. Правление Екатерины II. Внутренняя и внешняя политика этого периода.
Содержание учебного материала:
1. Политика просвещённого абсолютизма.
2. Высшие и центральные государственные учреждения.
3. «Золотой век» российского дворянства.
4. Внешняя политика России в1762-1801 гг.
2
3
Тема 5.7. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века
Содержание учебного материала:
1. Внешняя и колониальная политика.
2. Русско-японская война.
3. Революция 1905-1907 гг.
4. Столыпинские реформы.
2
2
Тема 5.8. Внутренняя и внешняя политика России второй половины XIX века
Содержание учебного материала:
1. Деятельность российской дипломатии по пересмотру условий Парижского договора.
2. Политика России на Балканах.
3. Складывание империалистических блоков в Европе. Образование русско-французского союза.
2
2
Раздел 6. Международные отношения в Новое время и их влияние на политическое и социально-экономическое развитие России
22
Тема 6.1. Страны Европы в ХIХ веке.
Содержание учебного материала:
1. Революционные процессы во Франции.
2. Развитие парламентаризма в Великобритании.
3. Революционные процессы в Германии.
4. Революционные процессы в Италии.
4
2
Тема 6.2. Страны Америки в ХIХ веке.
Содержание учебного материала:
1. Последствия промышленного переворота в странах Северной Америки.
2. Борьба за независимость в странах Латинской Америки.
2
2
Тема 6.3. Страны Востока в период колониализма.
Содержание учебного материала:
1. Особенности развития традиционного общества в период колониализма в странах Азии и Африки: сопротивление, приспособление, трансформация.
2. Проблемы модернизации Востока. Реформы Мэйдзи в Японии.
3. Упадок Китайской империи.
2
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Ответить в тезисной форме на вопрос: «В чём состояли особенности реформы местного управления Мэйдзи?»
2. Анализ исторических документов и исторических карт, рассказывающих о колониальном разделе мира.
2
Тема 6.4. Начало парламентаризма в России.
Содержание учебного материала:
1.Политические и социально-экономические причины становления
российского парламентаризма в начале XX века
2. Функционирование парламентаризма в России в начале XX века
3. Уроки и проблема преемственности идей парламентаризма в России.
2
2
Тема 6.5. Первая Мировая война и её последствия.
Содержание учебного материала:
1. Причины войны и формирование международных военных блоков.
2. Основные события войны.
3. Итоги войны. Послевоенная картина мира.
4
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Используя исторические источники, проанализируйте причины неудач и военных успехов Антанты и ответьте на вопросы: «Что получила Россия по итогам войны?»
6
Тема 6.6. Государственное управление Россией в период от Февральской буржуазно-демократической до Октябрьской революции 1917 г.
Содержание учебного материала:
1. Февральская революция.
2. Кризисы Временного правительства.
3. Рост популярности большевиков.
4.Октябрьская революция.
2
2
Раздел 7. Государственное управление в советский период
48
Тема 7.1. Советская власть и национально-государственное строительство.
Содержание учебного материала:
1. Октябрьская революция и установление советской власти.
2. Конституция РСФСР 1918 г.
3. Гражданская война и её последствия.
4. Образование СССР.
2
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Ответьте в тезисной форме на вопрос: «Когда и при каких обстоятельствах сформировалась однопартийная система в СССР?».
2. Выполните реферативную работу (3-5 стр.) на тему: «Основные положения Конституции РСФСР 1918 г.».
6
Тема 7.2. Система государственного управления СССР в 1930-1940 гг.
Содержание учебного материала:
1. Формирование командно-административной системы управления народным хозяйством.
2. Тоталитарный режим и тоталитарное общество.
4
2
Тема 7.3. Вторая Мировая война.
Содержание учебного материала:
1. Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг.
2. Страны Азии в 1918-1939 гг.
3. Причины Второй Мировой войны.
4. Важнейшие фронты и сражения Второй Мировой войны.
4
2
Тема 7.4. Великая Отечественная война.
Содержание учебного материала:
1. Крах фашистского плана «Барбаросса».
2. Битва за Москву.
3. Сталинградская битва.
4. Курская битва.
5. Разгром немецко-фашистских войск в 1944 г.
6. Битва за Берлин.
7. Итоги войны.
4
2
Самостоятельная работа:
1. Проанализируйте в письменном виде (2-3стр.) партизанский вклад в победу над врагом.
2. Проанализируйте в письменном виде (2-3 стр.) вклад советского тыла в дело Победы.
6
Тема 7.5. Послевоенное восстановление и развитие СССР.
Содержание учебного материала:
1. Переход к мирной жизни. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства.
2. Укрепление командно-административной системы.
3. Начало «холодной войны».
2
2
Тема 7.6. СССР в 1950-1960 гг.
Содержание учебного материала:
1. Борьба за власть после смерти Сталина.
2. Основные направления реформ 1950-х гг. Децентрализация и демократизация управления.
3. «Оттепель» в духовной жизни.
4. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.
4
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Найдите схожие и отличительные черты территориального деления страны до и после 1957 года.
2. О каких изменениях в управлении страной можно рассказать, анализируя документы этой эпохи?
6
Тема 7.7. «Эпоха застоя» - попытки сохранить командно-административную систему.
Содержание учебного материала:
1. Консервация политического режима
2. Проведение экономических реформ.
3. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
2
2
Тема 7.8. Мир во второй половине ХХ века.
Содержание учебного материала:
1. США в 1945-1991 гг.
2. Страны Европы в 1945-1991 гг.
3. Страны Азии во второй половине ХХ века.
4. Распад колониальной системы в мире.
4
2
Тема 7.9. СССР в 1985-1991 гг.
Содержание учебного материала:
1. Реформа политической системы.
2. Экономические реформы: традиции и новаторство.
3. Путч ГКЧП и его роль в распаде СССР.
4. Политика «нового мышления».
4
2
Раздел 8. Россия и мир на рубеже XX-XXI вв.
14
Тема 8.1. Распад СССР и его последствия
Содержание учебного материала:
1. Изменения в системе государственного управления – «парад суверенитетов».
2. Разработка нового Союзного договора для обновления СССР.
3. Распад СССР. Образование СНГ.
2
2
Самостоятельная работа студентов:
1. Используя исторические источники, проанализируйте законодательные акты переходного периода и ответьте на вопрос: «Можно ли было сохранить прежнюю систему управления СССР?».
2. Выполните реферативную работу (5-7 стр.) на тему: «Как был создан СНГ и почему не сформировался ССГ?».
4
Тема 8.2. Развитие России в начале 90-х годов XX века.
Содержание учебного материала:
1. Экономические реформы 1991-1993 гг.
2. Государственные социальные программы и их реализация.
3. Противостояние президента и парламента. События октября 1993 г.
2
3
Самостоятельная работа студентов:
1. Используя исторические источники, проанализируйте законодательные акты 1992-1993 гг., статистическую информацию и ответьте на вопрос: «В чём истоки противостояния, возникшего между президентом и парламентом?».
2. Выполните реферативную работу (5-7 стр.) на тему: «На пути к Конституции 1993 г.».
2
Тема 8.3. Общественно-политическое развитие РФ на современном этапе с 90-х годов XX века.
Содержание учебного материала:
1. Национально-государственное строительство и перестройка государственного аппарата по Конституции РФ 1993 года.
2. Переход к рыночной экономике.
3. Демократизация политической жизни в РФ.
4. Внешняя политика РФ в 1990-е гг.
2
3
Тема 8.4. Мировое сообщество на пороге XXI века
Содержание учебного материала:
1. Россия в начале XXI века: внутренняя политика.
2. Внешняя политика России в 2000-2018 гг.
3. Проблемы взаимоотношений различных цивилизаций.
4. Деятельность международных организаций в борьбе за безопасность, разоружение и мир.
5. Экологические движения.
2
3
Итого:
150
3. условия реализации программы учебной Дисциплины«история»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общеобразовательных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект рабочих тетрадей, исторических карт, учебников, учебно-методических пособий по дисциплине «История»
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
видеопроектор;
телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, средств мультимедиа, интернет ресурсов.
Основные источники:
1. История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c. 2. История государства и права России. Альбом схем. Учебное пособие / Под ред. Михайловой Н.В.. - М.: Юнити, 2016. - 159 c. 3. История России ХХ век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953 - 2008). Том III / Под ред. Зубова А.Б.. - М.: Эксмо, 2016. - 192 c. 4. История России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2016. - 687 c. 5. История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922). Том I / Под ред. Зубова А.Б.. - М.: Эксмо, 2017. - 93 c. Дополнительные источники:
1. Аверченко, А.К. История органов следствия России. Хрестоматия / А.К. Аверченко и др. - М.: Юнити, 2017. - 127 c. 2. Аверченко, А.К. История органов следствия России. Хрестоматия / А.К. Аверченко и др. - М.: Юнити, 2015. - 223 c. 3. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2017. - 592 c. 4. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2018. - 592 c.
5. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2016. - 592 c. 6. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2017. - 592 c. 7. Антонова, Л.В. Тайная история спецслужб России / Л.В. Антонова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 255 c. 8. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2017. - 496 c. 9. Бабаш., А.В. Информационная безопасноть. История защиты информации в России: Учебное пособие / А.В. Бабаш. и др. - М.: КДУ, 2018. - 736 c. 10. Бадюков, Д.Д. География России: Природа; Охрана окружающей среды; История исследования территории / Д.Д. Бадюков, О.А. Борсук, О.А. Волкова. - М.: Энциклопедия, 2018. - 304 c.
11. Балязин, В.Н. Неофициальная история России / В.Н. Балязин. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018. - 447 c.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru
2. www.cnso.ru
3. http://lesson-history.ru
4. www.historic.ru
5. http://www.kulichki.com
6. http://www.magister.msk.ru
7. http://www.hronos.km.ru
8. http://www.history.ru
9. http://www.diphis.ru
10. http://www.hist.msu.ru
11. http://historyatlas.narod.ru
12. http://lants.tellur.ru/history/danilevsky/
13. http://glory.rin.ru
14. http://www.9may.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины «ИСТОРИЯ»
Результаты обучения:
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Общие компетенции
Знания и умения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Умение:
- правильно определять своё отношение к тем или иным событиям прошлого и настоящего.
Знание:
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование;
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Умение:
- анализировать и систематизировать события прошлого и настоящего.
Знание:
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового значения.
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность.
Умение:
- правильно определять своё отношение к тем или иным событиям прошлого и настоящего.
Знание:
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование;
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Умение:
- выявлять взаимоотношения отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем
Знание:
- основные черты, характеризующие определённый исторический этап развития общества.
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Умение:
- анализировать и систематизировать события прошлого и настоящего.
Знание:
- основные этапы развития мировой и отечественной истории.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование;
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Умение:
- выявлять взаимоотношения отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем
Знание:
- сущность и причины межгосударственных конфликтов.
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
Умение:
- выявлять взаимоотношения отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем
Знание:
- основные черты, характеризующие определённый исторический этап развития общества.
проверка выполнения самостоятельных работ обучающихся;
тестирование.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно заниматься повышением квалификации.
Умение:
- выявлять взаимоотношения отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Знание:
- сущность и причины межгосударственных конфликтов.
контрольные задания;
устный и письменный опрос.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Умение:
- выявлять взаимоотношения отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем
Знание:
- сущность и причины межгосударственных конфликтов.