Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа История Казачества»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История казачества» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образованияутвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7» утвержденной приказом от _______2018г. № _____, а также в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) и Примерной программы по учебным предметам, на основе авторской программы курса на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп.
Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, , города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа «История казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности. Образовательная программа по истории казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной культуры казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности.
Цель данной программы – формирование начального представления о казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
знакомство с укладом жизни казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются семь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура казаков», «История казачьей семьи», «Труд и быт казаков», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Ученик получит возможность научиться
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;
- рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), особенностях культурного развития первых жителей Сургутского района;
- показывать на карте территорию Западной Сибири, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
- описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
- осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
- высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Югры.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям казачества;
- выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.
- создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «История казачества» способствует формированию у обучающихся следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:
Личностным результатом обучения истории казачества является формирование:
познавательного интереса к изучению истории казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
представления о Югре как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям казачества;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории казачества в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории казачества, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, в программе выделены следующие методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:
Технологии диалогового взаимодействия:
- технология рефлексивного чтения;
- технология обсуждения проблем;
- технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
- беседа
- распознавание;
- диалог
- сравнение;
- исследовательский проект.
Методы обратной связи:
- интерпретация;
- загадки
- проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
- игра
- испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
Формы организациидеятельности: экскурсии, поисковые и научные исследования, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.
На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Содержание программы 1 класс.
Кто такие казаки. Зачем мы изучаем курс «История казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
Традиции и обычаи казаков. Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
Труд и быт. Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Изготовление оберега. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
Сибирское казачье войско: история и современность. Как казаки в Сибирь пришли. Сибирское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны.
Традиционная культура казачества. Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры казачат. Казачьи пословицы, сказки, песни. Фольклорный праздник «Казачьи посиделки»
Традиции и обычаи казаков. Казачья станица. Традиции и обычаи казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды казачества.
Труд и быт. Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
Сибирское казачье войско: история и современность.Казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Сургут – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев казачьего войска. Наше казачье общество.
Традиционная культура казачества. Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Казацкая «балачка». Песенная культура казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент. Казацкие игры
Содержание программы 3 класс
Сибирские казаки. Народы Сибири. Добрососедство. Нравственные качества казака. Сила духа и доблесть казаков.
Традиции и обычаи казаков. Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. Проект «День матери-казачки». Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды казачества.
Труд и быт. Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы казаков. Проект «Одежда казака. Одежда казачки.» Декоративно-прикладное творчество казаков.
Сибирское казачье войско: история и современность. Переселение казаков в Сибирь. Проект «Лента времени. Основные памятные даты.» Героизм казаков. Поминовения казаков казачьего войска. Казачье войско в наши дни. Отделы казачьего войска. Атаман казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Традиционная культура казачества.
Устное народное творчество казаков. Казачьи сказы, былички. Говор казаков. Танцевальная культура казаков. Фольклорный праздник «Казачий курень»
Содержание программы 4 класс
Казачьи войска России. Сибирские казаки.Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи заповеди.
Традиции и обычаи казаков. Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды казачества.
Труд и быт. Традиционные ремесла и промыслы казаков. Декоративно-прикладное творчество казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
Сибирское казачье войско: история и современность. Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков казачьего войска. Казачье войско в наши дни. Управление казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки. Сохранение истории казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии казачьего войска.
Традиционная культура казачества. Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье. История семьи. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор казаков. Казачьи игры. Казачий хор.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:
По окончании обучения учащиеся должны
Знать/понимать:
различные фольклорные формы казачества;
особенности проведения обрядовых праздников казаков;
историю казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
основные ремесла, виды казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
памятные события и даты, связанные с историческими событиями казачества;
основы духовной жизни казаков;
структуру и направления деятельности казачьего войска.
Уметь/применять в практической деятельности:
Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы казачества;
Реконструировать основные праздничные обряды;
Рассказать о своем казачьем роде;
Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам казачества;
- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура казачества».
4.Тематическое планирование
1 класс
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Кто такие казаки
4
1
Зачем мы изучаем курс «История казачества».
1
2
Кто такие казаки.
1
3-4
Наши предки – казаки.
2
Традиции и обычаи казаков
8
5
Казачья станица.
1
6
Уважение к старшим, к старикам.
1
7
Обычай взаимопомощи.
1
8
Казачья семья.
1
9
Традиции и обычаи семьи.
1
10-11
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.
2
12
Верный друг казака.
1
Труд и быт
6
13
Как жили казаки. Красный угол. Быт казачьей семьи.
1
14
Обустройство жилища, домашняя утварь. Экскурсия в школьный музей.
1
15
Труд казачьей семьи.
1
16
Мастеровые руки. Изготовление оберега
1
17
Мастеровые руки. Изготовление оберега
1
18
Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
1
Сибирское казачье войско: история и современность
5
19-20
Как казаки в Сибирь пришли.
2
21
Сибирское казачье войско. Атаман
1
22
Казачьи заповеди.
1
23
Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны.