kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по психологии. Конспект для учителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психология конспект»

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

« Муромский педагогический колледж »







Домашняя контрольная работа

по дисциплине психология











Выполнила:

Коршунова Ольга Александровна,

студентка группы ЗШ-2В













2015-2016 учебный год



Задания по психологии.


  1. Что такое «интеллект» с точки зрения разных научных подходов? Каковы факторы его формирования и способы развития? – 5б.

Дополнительный вопрос: Всегда ли человек с высоким интеллектом является творческой личностью? Ответ объяснить. – 3б.

Ответ 1. Существует несколько точек зрения на то, что такое интеллект человека.

По Векслеру интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации, т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

По И.Г. Виноградову интеллект - это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Нельзя назвать интеллектуально развитым человека, который только накапливает знания и не способен к их систематизации, анализу и применению.

Т.о., единого определения понятия «интеллект» нет. Часть психологов до сих пор рассматривают интеллект как более или менее наследственный фактор. Однако целый ряд современных исследователей мозга считают, что единственным ограничением развития ума является вера в возможности человеческих способностей.

Жизненный опыт свидетельствует, что академическое образование, аналитические и логические способности, т.е. все то, что ученые относят к IQ (коэффициент умственного развития; считается, что он зависит от генетических факторов) – не имеют отношения к успешности в жизни.

Примеров того, когда человек, окончивший на "отлично" школу, ВУЗ, оказывается неудачником в жизни – бесконечное множество. В то же время, благодаря таким способностям, как сообразительность, интуитивная прозорливость, стрессоустойчивость, способность устанавливать долгосрочные отношения с партнерами, принимать решения, помогают человеку стать успешным бизнесменом, влиятельным руководителем, лидером.

Современная наука (нейрокибернетика) не оспаривает, что человек рождается с определенными умственными задатками, способностями – каждый обладает безграничной оригинальностью, – но это ни в коей мере не ограничивает его свободы.

Известный французский психолог Серж Гингер считает, что каждый день человек заново совмещает свое генетическое наследство с реальной жизнью с учетом интеграции своего опыта. При осознании своих целей в таком процессе, человек фактически создает свое будущее. Осознание целей и желаний, видение реальной действительности и адекватное реагирование на нее, синтез и системное мышление – все это грани интеллекта, умственных способностей, не связанные с логикой и анализом, линейным мышлением, за которое отвечает левое полушарие мозга. Эти функции мозга относятся к эмоциональному интеллекту – EQ, обеспечивает которое правое полушарие.

По мнению Ройвена Фойерштайна, израильского психолога, в любом возрасте и на любом уровне развития мы можем значительно улучшить функционирование мозга, иными словами, поумнеть. Отсюда становится ясно, что естественным отбором интеллектуальных способностей, в конечном счете, руководит сам человек.

С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Т.о, если придерживаться точки зрения, что интеллект – это не только совокупность знаний, а еще и сообразительность, интуитивная прозорливость, способность устанавливать продуктивные связи, принимать решения, решать жизненные задачи, а творчество рассматривать как процесс, результатом которого является нечто новое (в данном случае не имеет значения – в личностном плане или общественном), то можно допустить, что с развитием интеллекта происходит и развитие творческих способностей личности. При этом говорить о жесткой зависимости между интеллектом и творчеством, скорее всего, нельзя. Для этого необходимо осуществить серьезные исследования. 


2.У каждого животного есть не только внешние особенности, но и свой «нрав». Почему же мы не говорим о личности лошади или собаки? – 5б.

Ответ 2.  Понятие личность не имеет однозначного толкования. И философия, и социология, и педагогика, и психология по-своему дают определение личности. 
Личность –

 а) это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (философия);

б) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности (социология);

в) некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психологические процессы индивида и сообщающие его поведению последовательность и устойчивость (психология).

Если интегрировать эти понятия, то можно сказать, что личность – это индивид, который обладает индивидуальными психологическими и социальными особенностями, что обнаруживается в его поведении и деятельности. Чем яснее и отчетливее индивид сознает мотивы своего поведения, тем более он заслуживает права называться личностью. Т.о., личность обнаруживается в действиях, важных не только для нее одной, но и для других людей.

Личность – это социальная характеристика индивида, стать личностью можно только в социальной среде, усваивая человеческий язык, который является основой развития мышления и сознания человека. Как писал А.Н. Леонтьев, личностью не рождаются - личностью становятся. В процессе становления личности характер приобретает устойчивые черты, многие их которых являются социально приобретенными (ответственность, дисциплинированность, пунктуальность), которые не могут сформироваться у животного.

Животные также, в отличие от личности, не способны к сознательной деятельности, абстрактному мышлению, планированию, прогнозированию, самоуправлению, самосознанию, самооценке и саморазвитию (например, бобер строит плотину на уровне инстинкта, выполняя заложенную природой программу).


3.Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд – 5б.

Прим.: допустимым является, если один признак отнесен к разным видам деятельности.

Ответ 3. - упражняемость - учение

- автоматизированность - труд

- наличие проб и ошибок - учение

- повторяемость - учение

- направленность на усвоение и применение системы понятий - учение

- перевоплощение - игра

- олицетворение – игра


  1. Назовите ассоциации с явлениями окружающего мира, которые у вас возникают по отношению к типам темперамента. Объясните их. – 5б.

Дополнительный вопрос: Можно ли изменить темперамент человека? Ответ объяснить. -3б.

Ответ 4. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности и независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте. В жизни редко встречаются люди с одним типом темперамента, чаще речь идет о преобладании какого-либо типа темперамента. При этом традиционно выделяют 4 основных типа темперамента: 


САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью (быстрой реакций на раздражители), но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается от одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.


ХОЛЕРИК, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт. 

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.

Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности. 

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Изменить темперамент нельзя. Человек только может в определенных обстоятельствах и при волевых усилиях повлиять на некоторые свои поведенческие реакции (например, холерик – сдержать бурные эмоциональные порывы, в каких-то случаях проявить самообладание; флегматик проявить двигательную активность с целью успеть на уходящий поезд).


  1. Урок английского языка. Ребята принесли в класс ворону. Молодая учительница забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время завуч заглядывает в класс и резко отчитывает учительницу. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объясниться с завучем, но тот холоден и строг. Учительница возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то завернул в тряпку, и выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице и покидают класс. Урок сорван.

Определите, какие чувства испытали участники ситуации. Какое влияние (регулирующее, стимулирующее, дезорганизующее) оказали чувства на их поведение?

Какие, на ваш взгляд, отношения (и при каких условиях) в дальнейшем могут сложиться между учительницей и учениками? – 5б.

Ответ 5. Учительница перед появлением завуча не проявляет «негативных» эмоций, хотя ее действия (забралась на подоконник) не являются правильными. После разговора с завучем ее, видимо, охватил гнев, и она уже не контролирует свое поведение (дезорганизующее действие, о чем свидетельствует в дальнейшем поведение учеников). Если учительница не объясниться с ребятами и у них не произойдет открытого разговора, где они смогут высказать свои «за» и «против», в дальнейшем, скорее всего, отношения в лучшем случае будут «холодные», в худшем – конфликтные. Если же учительница сделает первой шаг навстречу и поговорит с ребятами «по душам», отношения наладятся и, возможно, станут открытыми и дружескими (насколько это возможно между учителем и учениками).


6. Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Хорошие, здоровые привычки, бесспорно, делаю жизнь человека лучше, качественнее. До конца разгадать механизм их формирования ученые пока не смогли. Но и жизни людей и проведенные эксперименты подтверждают - это возможно!

Что нужно человеку для появления и закрепления хорошей привычки? Сколько примерно времени понадобится - 5б.


Ответ 6.   Если верить ученым, для формирования привычки нужен всего 21 день. Главное, не начинать с глобальных перемен. Сначала нужно прийти к согласию с собой. Поверить, что желаемая привычка - необходимость.
Ежедневно повторяйте, но обязательно в хорошем настроении, новые действия не меньше трех недель.    На выработку "нейроканавок" в нашем мозге нужно не менее 14 дней. Поэтому нельзя бросать начатое через неделю или даже две. Нужно дать возможность мозгу превратить усилия воли в привычку.


7. Психология связана со многими науками и самым непосредственным образом с медициной. Медицинские исследования прослеживают прямую зависимость здоровья человека от его чувств, эмоций, его душевной жизни. Исследователи наблюдают соответствие между болезнями тела и специфическими проявлениями той, или иной черты личности человека.

Как называется наука, занимающаяся изучением влияния психологических факторов на возникновение заболеваний? Что необходимо для здоровья? Почему?- 5б.

Ответ 7. Наука, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение заболеваний называется «психосоматика». Это термин, принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при котором особое внимание уделяется роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний.

 По оценке представителей психосоматической медицины, около 50% всех органических заболеваний в индустриально развитых странах имеют психогенный характер. В механизме возникновения этих заболеваний ("соматизации") особая роль отводится нарушениям в эндокринной системе.  

        Как известно, боль свидетельствует о том, что в организме что-то работает неправильно. Это, своего рода, сигнал о помощи. Когда наши эмоции долго остаются не услышанными, а душевная боль продолжает расти, на помощь приходит тело. Страдает наиболее уязвимое место человека. У одних людей, при сильном стрессе, страдает сердечно-сосудистая система, у других - кишечником и т.д. У каждого человека свои реакции организма, в том числе и обусловленные наследственной предрасположенностью. Такие болезни как гипертония, бронхиальная астма, полиартрит, нейродермит, мигрень, - относят к психосоматическим заболеваниям. А список болезней, возникновение которых связано с психикой человека все растет.



8.Человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на ее достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения уже не требуется волевых усилий.

Определите вид внимания. Дайте определение этого вида внимания – 5б.

Ответ 8. Это послепроизвольное внимание. Это внимание  носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.



9.Психологи утверждают: тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы, которые передаются по наследству.

Определи типы темперамента известных тебе литературных героев:  9.


- невозмутимый тугодум Собакевич (флегматик); 

- непредсказуемый жизнелюб Ноздрев (сангвиник); 
- импульсивный ревнивец Отелло (холерик); 

- впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик)


10. Лев Толстой заметил: «Моя личность полностью сформировалась в первые 5 лет жизни. В это время возникло 95% моей личности. Остальная жизнь прибавила только 5%».

Справедливо ли высказывание писателя? Почему?- 5б.


Ответ 10. Я считаю, что высказывание Л.Н.Толстого справедливо, так как  личность зависит от характера, а характер человека формируется рано в детстве от 2-3 до 9-10 лет и на протяжении всей его жизни проявляет себя довольно устойчивым.


11. Студент на экзамене испытывает чувство неуверенности, психическую скованность из-за страха перед преподавателем. В результате отвечает ниже своих возможностей, несмотря на то, что материал ему знаком.

Что можно посоветовать студенту?- 5б.


Ответ 11. Студенту можно посоветовать следующее:

1) оценивать реально свои шансы. Если   учил - не стоит бояться.

2) многие воспринимают экзамены, как пытки, казнь. Постараться воспринимать экзамен как формальность. Тем более, если   к нему готовились.

3) расслабиться, вздохнуть глубоко несколько раз, представить себя на прекрасной природе, на берегу океана или море.  Фантазии помогут   справиться со стрессом.

4) закрыть глаза на несколько секунд, отрешиться от внешнего мира, проявить безразличие к ситуации. Это очень действенный прием. Занизив, таким образом, значимость события, можно заставить себя преодолеть страх и волнение.

5) преодолеть скованность и зажатость: сделать головой несколько круговых движений, размять руки, пожать плечами. Таким образом, можно  освободить себя от волнующих мыслей.

6) заходить в кабинет смело, без страха и волнения. Убедить себя, что все будет замечательно. Это всего-навсего экзамен, а не пытка.

 7) самый важный и действенный совет: запомнить, что все происходящее в  организме подконтрольно    мыслям, необходимо лишь подобрать нужные слова, заняться аутотренингом. Это все несложно, но эффективно. Фраза для самовнушения должна быть четкой, лаконичной и от первого лица. Например: «Я смогу!», «Я знаю все!» и т.п.

Эти советы помогут   научиться контролировать эмоции, подавлять волнение, страх и можно забыть о стрессе перед экзаменами.


12. Свойства нервной системы и особенности мышления, памяти и внимания играют большую роль, но не определяющую в жизни человека. Есть факторы боле существенные. Одним из них является уровень внутренней свободы - субъективное ощущение каждого человека, влияющее на его отношение к различным событиям своей жизни и принятие решений.

Сравните два высказывания: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас»;

«Не мы такие – жизнь такая» - 5б.


Ответ12. Эти высказывания похожи, но в то же время диаметрально противоположны друг другу. Первое высказывание - это слова известной песни, здесь подразумевается, что человек   идет вперед несмотря ни на что - «всё зависит от него», идёт напролом, круша и сминая всё и всех на своём пути, добиваясь цели любыми способами, причиняя боль и страдание ставшим у него на пути. А  во втором высказывании подразумевается , что человек как бы оправдывает себя в случае неудачи или плохого поступка, говоря «от  меня ничего не зависит».

13. Психологи для изучения состояния, настроения человека используют тесты, основанные на выборе человеком определенных цветов. «Выбор черного или белого, демонстрируют абсолютное и окончательное решение («черно – белый приговор»), которое принимается в ситуации кризиса. Черный цвет отражает агрессивное упорство, белый – бегство.

Назови автора цветового теста и дай психологическую характеристику желтому цвету – 5б.М

Ответ 13. Автором цветового теста в психологии является Макс Люшер. Его тест основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Цвета выбираются два раза: первый выбор характеризует желаемое состояние, второй — действительное.

Жёлтый цвет – лёгкий, сияющий, возбуждающий, а потому – согревающий.

С другой стороны, жёлтый беспокоит человека, возбуждает его характер. Желтый, по классификации Люшера — тип «фантазера», «мечтателя», витающего в облаках, расточающего свои силы в иллюзорных предприятиях. КПД «желтого типа», как правило, крайне низок, свои дела он не доводит до конца, потому, что всегда находится что-то новое и более интересное.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психология конспект

Автор: Коршунова Ольга Александровна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект открытого занятия педагога-психолога для детей 5-7 лет "В гости к принцессе Смешинке""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_zaniatiia_piedaghogha_psikhologha_dlia_dietiei_5_7_liet_v_g"
    ["file_id"] => string(6) "412612"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493671047"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект Арт-тренинга педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Мои самые обыкновенные превращения настроения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_art_trieningha_piedaghogha_psikhologha_s_diet_mi_starshiegho_doshkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "412611"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493670034"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект арт-тренинга педагога-психолога с детьми 5-7 лет "Мои самые обыкновенные превращения настроения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_art_trieningha_piedaghogha_psikhologha_s_diet_mi_5_7_liet_moi_samyie_o"
    ["file_id"] => string(6) "412619"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493674165"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "«Давайте жить дружно» Конспект социально-психологического тренинга для подготовительной группы"
    ["seo_title"] => string(107) "davaitie-zhit-druzhno-konspiekt-sotsial-no-psikhologhichieskogho-trieningha-dlia-podghotovitiel-noi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "248823"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446794287"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства