kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика социального сиротства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное сиротство- социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствии лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующим и т.п.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика социального сиротства»

«Профилактика социального сиротства»

Социальное сиротство является одной из ключевых социальных проблем современного российского общества. Семья – главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка оказалась в кризисной ситуации. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети – сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: «сиротство» и «социальное сиротство». Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилось качественно новое явление – «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность детей и подростков.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит понятия:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Основные понятия:

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Виды сиротства:

 собственно сироты – это дети, чьи родители умерли;

 дети родителей, отказавшихся от родительских прав;

 дети родителей, лишенных родительских прав;

 дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;

 домашние сироты–дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним.

В лучшем случае, они чужие друг другу, в худшем – находятся в антагонистических отношениях. Антагонизм – соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия. Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

К причинам социального сиротства относятся:

1. Добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, отказ от новорожденного в родильном доме.

2. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

3. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они в последствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1. Социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.

2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах) или замещающих семьях.

3. Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку.

4. Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги.

5. Неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6. Исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства.

7. Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности.

8. Рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи.

Исследователь научно-учебной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа НИУ ВШЭ (Национального исследовательского института высшей школы экономики) Сергей Виньков попытался выявить региональную дифференциацию численности сирот в России, определить, в каких регионах сирот больше, а в каких меньше, и какие факторы влияют на увеличение и уменьшение числа сирот. Он провел кластерный анализ 83 регионов на основе данных Росстата. Для каждого региона было подробно изучено воздействие 26 переменных, которые гипотетически могут оказывать влияние на динамику сиротства. Это данные о самом регионе (численность и плотность населения, вероисповедание, степень урбанизации), количество сирот на 100 тысяч жителей, число детских домов, число больных туберкулезом (показатель социального благополучия или неблагополучия), средний подушевой доход, процент бедных, стоимость жилья, количество ветхого жилья, наркология и психиатрия, преступность и пр. Как отмечает Сергей Виньков, корреляции сиротства с доходами населения он к своему удивлению не обнаружил. Во многих бедных регионах число сирот оказалось в разы меньше, чем в богатых. В выделенном Виньковым так называемом «исламском» кластере (Карачаево-Черкессия, Дагестан, Ингушетия, Чечня и пр.) сирот и домов оказалось меньше всего. И это при том, что во входящих в него регионах детей- инвалидов проживает больше, чем в других местах (137% от среднего показателя).

Семейное неблагополучие – источник социального сиротства. Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы.

Первая группа – семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Вторая группа – семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.

История борьбы с сиротством в России имеет свои особенности. В далекие времена после смерти родителей заботу о ребенке-сироте несли опекуны – ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Нередко сироты попадали в монастыри. В то время даже появилось понятие «монастырские детеныши». Младенцев оставляли на пороге монастырей или обеспеченных домов. Христианские устои общества не допускали рождение детей вне брака, но отказ от рожденного ребенка считался еще более страшным грехом. Общество презирало таких людей. В настоящее время разработана нормативно-правовая база защиты прав семей и детей. Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики. В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

Выделяют следующие виды профилактической деятельности:

Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия.

Профилактика семейного неблагополучия как фактора социального сиротства относится к важнейшим видам профилактики, используемым в практике социальной работы.

Существует два этапа профилактической работы:

1. Первый связан с выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В процессе профилактики должна быть обеспечена полнота выявления профилактируемого контингента. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуально-профилактическая работа проводится как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. В отношении тех и других разрабатываются специальные программы, включающие специфические для каждого профилактируемого субъекта мероприятия. Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего, от полноты изучения личности, характеристики несовершеннолетнего, отношения его к учебе, к родителям, труду, состояния здоровья, включая и психическое, характера отклоняющегося поведения и его причин.


НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РЕГИОНАХ.

1. Раннее выявление семейного неблагополучия.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм профилактики социального сиротства. Гораздо эффективнее выявить такие семьи на ранних стадиях кризиса, помочь им мобилизовать внутренние ресурсы, а если таковых нет, то предоставить необходимую помощь, нежели работать с семьей, когда встает вопрос об изъятии ребенка из семьи.

2. Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи.

Стратегия действий по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства детей, жестокого обращения с детьми направлена, прежде всего, на организацию и развитие профилактической работы с семьями, предупреждение детского и семейного неблагополучия на ранних стадиях, сохранение условий для воспитания детей в кровной семье.

3. Обеспечение доступности мер поддержки детей и семей с детьми.

4.Развитие специализированной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств.

В целях оказания своевременной специализированной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в регионах создаются специализированные службы (группы, отделения) помощи таким детям, а также внедряются эффективные технологии и методики по оказанию им комплексной помощи.

5.Профилактика отказов матерей от новорожденных. Поддержка несовершеннолетних матерей, беременных женщин и матерей с детьми до 3-х лет, находящихся в трудной жизненной ситуации.

6. Благотворительные фонды.

7. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа с замещающими семьями.

Снижение числа детей, остающихся без попечения родителей, по-прежнему является актуальной задачей. В значительной степени ее решение связано с работой по семейному устройству детей-сирот. С целью активизации семейного устройства детей создаются специальные службы, специалисты которых ведут работу с гражданами, желающими стать усыновителями или приемными родителями, с семьями, принявшими детей на воспитание.

8. Подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

В целях обеспечения подготовки воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной ситуации, поддержано создание в субъектах Российской Федерации кабинетов (классов, мастерских) профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.

9. Развитие семейных (родительских) сообществ для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В целях оказания помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в преодолении кризисного состояния и в целях профилактики социального сиротства детей создаются и работают социально-реабилитационные (семейные, родительские) сообщества. Деятельность таких сообществ направлена на активизацию семейного потенциала, мобилизацию личностных, духовных и интеллектуальных ресурсов и на выход из кризисного состояния, укрепление детско- родительских отношений, получение детьми и родителями навыков совместного проведения досуга, формирование ценностей ответственного родительства.

10. Внедрение медиативных и восстановительных практик.

Создание служб медиации, внедрение медиативных и восстановительных практик, направленных на конструктивное разрешение разногласий, споров и конфликтов, возникающих в семьях или в детских коллективах, – одна из новых форм профилактической работы с семьями и детьми.

11. Реализация семейных социально - реабилитационных программ на базе организаций детского отдыха и оздоровления.

Данные социально-реабилитационные программы включают спортивно- оздоровительные и профилактические мероприятия, направленные на формирование у детей и родителей социальных и коммуникационных навыков, гармонизацию и восстановление детско-родительских отношений, повышение психолого- педагогической компетенции родителей, не исполняющих должным образом родительских обязанностей, профилактику лишений родителей родительских прав, сокращение случаев социального сиротства детей, девиантных проявлений кризиса подросткового возраста.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Профилактика социального сиротства

Автор: Родионова Ирина Валерьевна

Дата: 05.08.2020

Номер свидетельства: 555359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Родительское собрание: "Профилактика социального сиротства в Казахстане". "
    ["seo_title"] => string(76) "roditiel-skoie-sobraniie-profilaktika-sotsial-nogho-sirotstva-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "174693"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424170112"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) ""Профилактика социального сиротства в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(51) "profilaktika-sotsial-nogho-sirotstva-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "174593"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424159200"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Результаты работы по взаимодействию с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. "
    ["seo_title"] => string(124) "riezul-taty-raboty-po-vzaimodieistviiu-s-subiektami-profilaktiki-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "138147"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417504653"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "ПРОГРАММА профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "programma-profilaktiki-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113246"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409634784"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа по профилактике асоциального поведения учащихся. "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-po-profilaktikie-asotsial-nogho-poviedieniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "131343"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416140824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства