Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по-разному: “казенные младенцы”, “отказные дети”, “рожденные, чтобы быть покинутыми”, “вечные новорожденные” и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Эта проблема актуальна и для Казахстана т.к. по последним данным в стране восемь из десяти детей в детдомах являются социальными сиротами, то есть имеют живых родителей».
Родительское собрание ярко способствует расширению информированности родителей по ряду направлений: правовому, законодательному, социальному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Профилактика социального сиротства в Казахстане" »
Родительское собрание:"Профилактика социального сиротства в Казахстане".
«Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы - перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями».
/Альберт Лиханов/
Цель:
расширить информационное поле родителей по вопросу социального сиротства в Республики Казахстан.
Задачи собрания:
довести до сведения родителей общие понятия о социальном сиротстве в РК;
способствовать формированию у родителей адекватного понимания проблемы;
помочь родителям «услышать» - своих детей;
совместно найти пути решения данных вопросов.
Психологический настрой.
/Релаксация, звучит музыка/.
Семья это ячейка общества, в которой не всегда учитываются интересы детей.
Сейчас предлагаю Вам уважаемые родители просмотреть видео ролик.
/Обсуждение ролика/.
Ход собрания.
Соцпедагог.
Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме "Профилактика социального сиротства в Казахстане".
Мини анкетирование родителей «Кто такой сирота?»
Цель анкетирования:
определить степень осведомленности родителей по предложенной теме.
Кто может называться сиротой?
А) ребенок имеющий родителей, но по той или иной причине не занимающийся его воспитанием;
Б) ребенок – инвалид;
В) ребенок у которого умерли все родители;
Г) все варианты верны.
Знаете ли Вы, что такое социальное сиротство?
А) дети- инвалиды;
Б) дети – сироты;
В) дети – имеющие биологических родителей, но не участвующих в их воспитании.
Г) все варианты верны.
Имеют ли льготы дети – сироты?
А) нет не имеют;
Б) законодательно зафиксированные государством;
В) за счет спонсорской помощи;
Г) нет правильного ответа.
Что такое попечительство?
А) невмешательство в воспитание детей;
Б) форма защиты личностных прав ребенка;
В) ограничение родительских прав;
Г) нет правильного ответа.
Назовите причины по которым дети могут оказаться сиротами при живых родителях?
А) неблагополучная семья;
Б) недостаток внимания родителями;
В) смерть и уход в себя одного из родителей;
Г) все варианты верны.
Приложение №1.
Проблема социального сиротства:
Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по-разному: “казенные младенцы”, “отказные дети”, “рожденные, чтобы быть покинутыми”, “вечные новорожденные” и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Эта проблема актуальна и для Казахстана т.к. по последним данным в стране восемь из десяти детей в детдомах являются социальными сиротами, то есть имеют живых родителей.
По данным МВД РК, http://www.zakon.kz/http://www.zakon.kz/
«… на учете стоят еще 12 860 неблагополучных семей, в которых воспитываются 19 500 тысяч детей, подверженных риску социального сиротства. Этот показатель с 2009 года увеличился на 1744 ребенка. За последние два года около 2 500 детей остались без попечения в результате лишения родительских прав».
Соцпедагог.
В любом государстве и в любом обществе всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца, мать – одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека – это “форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)”. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
умерли;
родители лишены родительских прав;
ограничены в родительских правах;
родители признаны безвестно отсутствующими;
недееспособны (ограниченно дееспособны);
отбывают наказание в исправительных колониях;
обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
уклоняются от воспитания детей;
отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;
2. Открытый диалог с родителями по данной теме.
Вопросы – ответы.
3. Показ видео ролика «Брошенные дети часто живут с родителями».
Обсуждение увиденного видео ролика.
4. Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления.
Назовем главные пути:
стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;
возрождение духовной культуры нации;
экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения;
реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
совершенствование системы устройства детей-сирот.
Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Однако, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.
Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности, с недавних пор успешно действует такая практика возмездной опеки над детьми-сиротами как приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.
Социальное сиротство – одна из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей подолгу службы или добровольно работает сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас. Только от нас самих зависит, будут ли наши дети окружены лаской и заботой любящих родителей или вынесут из детства лишь тяжелую, никогда не заживающую психологическую травму.
Приложение №2.
Рефлексия.
/Вопросы родителям/
Как Вы считаете информация, озвученная сегодня на родительском собрании - полезна?
Что нового Вы узнали для себя?
Сейчас я предлагаю ответить снова на вопросы анкеты, для того что бы узнать, как Ваши ответы/ в анкете /в начале нашей работы изменились в конце родительского собрания? Приложения 2
/Родителям раздаются стикеры, где они высказывают мнения о мероприятии. Закрепляют свои ответы и пожелания на Флипчарте /.
Соцпедагог.
Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать. Социальное сиротство можно победить только любовью и изменением направленности действий государства и каждого отдельного человека на сохранение семьи и любви к детям.
Список используемой литературы.
М.А. Глазунова. Социальная педагогика. М., 2000;
Ю.В. Василкова, Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М., 1999;
Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. - М.: Полиграфсервис, 2000;
К. Скопина. Казенные дети. Круг жизни. №10;
Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014г.).