ПРОГРАММА профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся
ПРОГРАММА профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Ежегодно увеличивается число граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних. Рост ранней алкоголизации и наркомании подростков ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними. Увеличивается число несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Ежегодно среди обучающихся проводится тестирование и анкетирование на выявление безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся. С целью систематизации работы на станции юных техников разработаны программы и проекты: «Воспитательная система обучающихся»; проект «Росток», «Выбор»; «Минуты радости» и была разработана программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся МБОУ ДОД «Станция юных техников».
Цели:
обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
формирование нравственных убеждений и умений противостоять отрицательному влиянию социальной среды, побуждающей к асоциальному поведению.
Задачи:
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
осуществлять консультативно-профилактическую работу среди обучающихся, педагогических работников,
развивать межведомственные отношения, усиление взаимодействия со структурными подразделениями администрации города и образовательными учреждениями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
формирование нравственных убеждений и умений противостоять отрицательному влиянию социальной среды, побуждающей к асоциальному поведению;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
осуществлять консультативно-профилактическую работу среди обучающихся, педагогических работников, родителей и лиц их заменяющих;
развивать межведомственные отношения, усиление взаимодействия со структурными подразделениями администрации города и образовательными учреждениями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Срок реализации
В течение года
Место проведения
Станция юных техников
Общее количество детей участников проекта
За год планируется провести профилактику асоциального поведения среди обучающихся города в количестве 5.0000 человек.
Условия участия в программе
Возрастная категория 10-18 лет
Ожидаемые результаты программы
Реализация всех форм профилактического воздействия на обучающихся проявляющих признаки саморазрушительного поведения предполагает:
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних;
создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе;
сформированность нравственных убеждений и умений противостоять отрицательному влиянию социальной среды, побуждающей к асоциальному поведению;
повышение ответственности за свои мысли, поступки, умение быть самостоятельным и находить правильный путь в сложной ситуации.
Программа предусматривает, как можно больше привлечь молодежи и подростков к занятиям в технических видах деятельности на станции юных техников. Пропаганда и популяризация среди подростков и молодёжи здорового образа жизни.
Пояснительная записка
Наркотики сейчас являются очень актуальной проблемой всего мира. Так, все-таки, почему люди впадают в наркоманию? На это однозначного ответа нет. В большинстве случаев причины таковы: стресс, любопытство и иногда по принуждению. У подростков гораздо более сложная ситуация. Свою роль тут играют стресс, проблемы в семье, желание сбежать от реальности, желание быть, как и все в компании. Но в основном подростки пробуют наркотики из любопытства. Ведь считается, если ты не пробовал, то ты - отстой, ты не знаешь смысла жизни…
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Ежегодно увеличивается число граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних. Рост ранней алкоголизации и наркомании подростков ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними. Увеличивается число несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Ежегодно среди обучающихся проводится тестирование и анкетирование на выявление безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних .
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся. С целью систематизации работы на станции юных техников разработаны программы и проекты: «Воспитательная система обучающихся»; проект «Росток», «Выбор»; «Минуты радости» и была разработана программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся МБОУ ДОД «Станция юных техников».
Работа по профилактике правонарушений среди обучающихся ведется в тесном сотрудничестве с различными организациями и учреждениями города, а именно:
ОДН МОВД «Ханты-Мансийский» (реализуется ежегодный план совместных профилактических мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
Российская Федерация спортивного судомоделизма, ракетомоделизма, авиамоделизма;
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Ханты-Мансийска,
ГИБДД города Ханты –Мансийска (проведение профилактических бесед, совместных дежурств, проведение мероприятий направленных на безопасность детей на дорогах);
Образовательные учреждения города
Содружество с образовательными учреждениями и общественными организациями, (сеть дополнительных образовательных услуг учащимся расширяется за счет открытия в школах новых направлений), проведение совместных досуговых мероприятий, организации социально-значимых, коллективно-творческих дел.
Ведется совместная образовательная деятельность с учреждениями: МЧС, Пожарная часть, Речпорт, ЮграТел, Аэропорт, ГИБДД, Тюменский институт нефти и газа, Радиоклуб имени Туполева, МБОУ ДОД, МУК, ДОУ, школами (научно-практические конференции, городские и районные праздники и трудовые акции для детей). Реализация проектов «Регион»,«Югорская долина», «Перекресток», социальные и научно- исследовательские проекты.
Осуществляется ряд мероприятий по выполнению программы в рамках реализации проектов:
«Мы против наркотиков»;
«Выбор»
С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде на станции создано волонтерское движения отряда «ТАЮТ» основной задачей которого является организация профилактической работы с обучающимися группы риска, помощь в организации мероприятий направленные на решение проблем.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ;
Устав СЮТ;
Локальные акты
Реализация прав обучающихся на получение дополнительного образования
Функционирование учреждений дополнительного образования детей регламентируется Законом РФ «Об образовании» (1992 г.), конкретизируется федеральными документами. Все эти документы составлены с учетом требований конвенции ЮНЕСКО о правах ребенка.
Главным отличием современных учреждений дополнительного образования детей является ориентир на индивидуальность учащегося и развитие его способностей, профессиональное самоопределение и самостоятельный выбор образовательного маршрута через технологическое образование.
Станция юных техников – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, объединяющее практическую, учебно-тренировочную и исследовательскую деятельность обучающихся.
На станции юных техников представлена возможность получения дополнительного образования, согласно лицензионным требованиям, по следующим направлениям:
Научно-техническое;
Художественно-эстетическое;
Спортивно – техническое;
Социально-педагогическое;
Количественный состав учащихся школ, посещающих СЮТ
Проблема, выявленная при комплектовании учебных групп и сохранности контингента обучающихся – низкий процент старшеклассников.
Возрастная характеристика обучающихся на СЮТ,
по годам реализации образовательных программ
Возрастная категория обучающихся
2011
2012
2013
2014
Дошкольники
10
5
10
10
Младший школьный возраст
220
180
200
190
Средний школьный возраст
190
200
170
180
старшеклассники
80
70
67
80
итого
500
455
447
460
Профили обучения
Количество групп технического профиля - 36
Количество групп других профилей – 17
Цели:
обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
формирование нравственных убеждений и умений противостоять отрицательному влиянию социальной среды, побуждающей к асоциальному поведению.
Задачи:
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
осуществлять консультативно-профилактическую работу среди обучающихся, педагогических работников, родителей и лиц их заменяющих;
развивать межведомственные отношения, усиление взаимодействия со структурными подразделениями администрации города и образовательными учреждениями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Содержание программы
Программа содержит 4 модуля: организационная работа, диагностическая групповая и индивидуальная деятельность, профилактическая групповая и индивидуальная деятельность, работа с родителями и лицами их заменяющими.
1 модуль: Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
2 модуль: Диагностическая работа предполагает выявление обучающихся и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, формирование социальных паспортов групп и социального паспорта колледжа. Анкетирование подростков с целью выявления их отношения к здоровому образу жизни.
3 модуль: Профилактическая групповая и индивидуальная деятельность включает предупредительно-профилактическую деятельность со всеми обучающимися и индивидуальную работу с обучающимися, проявляющими признаки саморазрушительного поведения. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через мероприятия (беседы, фильмы, соревнования, выставки, конкурсы, праздники и другие) предоставления востребованных бесплатных услуг дополнительного образования, организацию волонтерского движения. Профилактическая деятельность способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Индивидуальная работа с обучающимися, проявляющими признаки саморазрушительного поведения, заключается в анализе причин такого поведения и оказании индивидуальной социально-психологической помощи по правовым, психологическим вопросам и личностным проблемам.
4 модуль: Профилактическая работа с родителями лицами их заменяющими предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия станции и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, организацию совместных мероприятий (проект «Минуты радости»).
Кадровое обеспечение программы
Программу реализует администрация, педагоги дополнительного образования, волонтеры отряда «ТАЮТ» (с привлечением заинтересованных ведомств).
ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ
Содержание работы
Сроки
Ответственные
1.Организационная работа
- Выявление обучающихся употребляющих спиртные напитки (токсические, психотропные или наркотические вещества), совершающих противоправные действия, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (или обстановке, угрожающей жизни и здоровью);
- Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям (сверка списков состоящих на профилактическом учете в КДН, ОДН МОВД, ЦПСД «Вега»).
-Вовлечение в систему дополнительного образования детей и подростков с девиантным поведением
Сентябрь, ноябрь, обновление
в течение года
Захарова Т.Г.
Путин Е.Г. -
психолог
2.Диагностическая групповая и индивидуальная деятельность
Диагностика групповых отношений и личностных особенностей обучающихся в объединениях.
Изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в группе (Фидлер - Ханин).
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева).
Самооценка психических состояний (Г. Айзенк).
Акцентуации характера (А.С. Прутченков), (К. Леонгард – Шмишек)
Методика «Тревога и депрессия».
Тест школьной тревожности (Филипса).
Методика «Шкала тревожности».
Составление базы данных по социально неблагополучным семьям
Создание базы данных и выявление «группы риска»
Анкетирование обучающихся с целью выявления их отношения к здоровому образу жизни.
Анкетирование родителей с целью раннего выявления алкогольной или наркотической зависимости обучающихся.
Октябрь-ноябрь
Психолог
3.Профилактическая групповая и индивидуальная деятельность
Взаимодействие с социальными структурами города: КДН, ОДН МОВД, ЦПСД «Вега», Управлением опеки и попечительства города и округа и другими заинтересованными структурами
Конкурс рисунков на компьютере в графическом редакторе Paint «Моя мама лучшая на свете!»
5 марта
Мавнелян И.Л.
Игровая программа «Апрельский переполох»
2 апреля
Педагог-организатор
Мероприятия, посвященные 54-годовщине первого полета человека в космос:
Конкурс детских рисунков на компьютере
«Космический мир».
9 апреля
Манвелян И.Л.
Домашенко Н.С.
Подведение итогов года «До новых встреч»
17 мая
Администрация
Педагог-организатор
Педагоги
Дни технического творчества в школах города (на основе договоров) с целью агитации детей в объединения СЮТ.
В течение
года
Администрация
Педагоги
Организация, проведение и участие в мероприятиях к памятным датам, в профилактических мероприятиях (профилактика экстремизма, терроризма, наркомании, правонарушений, ДТТ и т.д.)
В течение
года
Педагоги ДО
Мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы
20 января-
20 февраля
Педагоги ДО
Мероприятия в рамках 70-летия Победы в Великой Отечественной войне
январь-май
Педагоги ДО
ГОРОДСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Городской праздник, посвященный Дню знаний «Безопасность движения пешехода».
1 сентября
Усов В.К.
Администрация
Конкурс на лучший детский рисунок «Правила дорожного движения знай и соблюдай»
октябрь
Лыткина О.В.
Реализация проекта «Юные знатоки правил дорожного движения»
ноябрь
Лыткина О.В.
Реализация социального проекта «Выбор»
9 ноября
Никитина Т.В.
Городской фотоконкурс «Мир глазами детей»
1-5
декабря
Педагог-организатор
Городская интеллектуальная игра по информатике «Инфознайка».
7 декабря
Манвелян И.Л.
Городской конкурс детского рисунка «Правила дорожного движения знай и соблюдай»
20 января по 20 февраля
Никитина Т.В.
Городской слёт отрядов «Юный инспектор дорожного движения».
март
Лыткина О.В.
Городская выставка по начальному техническому моделированию «Мастер-золотые руки» для учащихся 1- 5 классов.
16-22 марта
Никитина Т.В.
Городской праздник «Едем, плаваем, летаем» для младших школьников.
29 марта
Никитина Т.В.
Городской праздник, посвященный Дню космонавтики «Космическое путешествие».
12 апреля
Фомина И.Н.
Организация и проведение городского конкурса-соревнования «Безопасное колесо»
ноябрь
апрель
Лыткина О.В.
V городская выставка “Военной техники»
4-8 мая
Манвелян И.Л.
Конкурс по правилам БДД среди воспитанников детских садов «Зеленый огонек»
май
Никитина Т.В.
Реализация проекта «Минуты радости», посвященного Международному Дню семьи.
10 мая
Никитина Т.В.
Городские соревнования по картингу, посвященные Дню города
12 июня
Прокопьев С.С.
Реализация проектов:
«Город мастеров»
«Минуты радости»
«Играй, город»
«Перекресток
«Юные знатоки ПДД»
«Необыкновенные приключения компьютерных гениев».
Июнь
июль
ноябрь
Педагоги ДО
УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ:
Профилактическая акция «Внимание, дети!»
1-30 сентября
ПедагогДО
Лыткина О.В.
Мероприятия в рамках 1 октября – День пожилого человека: праздник «Золотой возраст»
1 октября
Педагоги СЮТ
Педагог-организатор
Участие в городской антинаркотической акции
«Не преступи черту». Создание анимации в программе Power Point.
23 октябрь
методист
Участие в городском конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России»
февраль
Рыбьяков А.В.
Никитина Т.В.
Организация подготовки к окружному и областному этапам конкурса-соревнования «Безопасное колесо».
февраль-май
Усов В.К.
Лыткина О.В.
Участие в мероприятиях, посвященных 1 мая (показательные выступления ракетомоделистов)
1 мая
Педагоги СЮТ
Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы
май
педколлектив
Участие в организации и проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню защиты детей:
праздничная программа «Играй - город»
1 июня
Божедомов Г.А.
Педагоги СЮТ
Участие в организации и проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню независимости России и Дню города.
12 июня
Божедомов Г.А.
Педагоги СЮТ
Участие в мероприятиях разной направленности через Интернет
В течение года
Педагоги СЮТ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПНПО
Подпрограммы «Поддержка способной и талантливой молодёжи»
(Участие команд в городских, окружных, Всероссийских соревнованиях,
в Чемпионате России)
№ п/п
Название
мероприятия
Место и дата
проведения
Источник финансирования
Ответственный
Судомодельные соревнования
Участие судомодельной команды в кубке России по судомодельному спорту в классах моделей FSR
Май
г.Муром
ПНПО
Шелест Н.В.
Участие судомодельной команды в чемпионате России по судомодельному спорту в классах моделей FSR
Июль
г.Тверь
ПНПО
Шелест Н.В.
Участие судомодельной команды в матче сильнейших спортсменов России по судомодельному спорту в классах моделей FSR
Сентябрь
г.Энгельс
ПНПО
Шелест Н.В.
Ракетомодельные соревнования
Участие команды ракетомоделистов во Всероссийских соревнованиях
ноябрь
г.Урай
ПНПО
Немкин К.В.
Авиамодельные соревнования
Участие команды авиамоделистов в областных соревнованиях в классе кордовых моделей «Воздушного боя»
Март
г.Тюмень
ПНПО
Немкин К.В.
Участие команды авиамоделистов в Этапе кубка России в классе кордовых моделей «Воздушного боя»
Май
г.Екатерин
бург
ПНПО
Немкин К.В.
Автомодельные соревнования
Всероссийские соревнования на призы УРФО
Сентябрь,
Тюмень
Шелест Н.В.
Чемпионат Тюменской области по автомодельному спорту.
Сентябрь,
Тюмень
Шелест Н.В.
Первенство Тюменской области в классе радиоуправляемых моделей.
Февраль,
г.Тюмень
ПНПО
Шелест Н.В.
Соревнования по картингу
Кубок городов Западной Сибири по картингу
мая
Прокопьев С.С.
Городские соревнования по картингу, посвященные Дню независимости
12 июня
Прокопьев С.С.
Соревнования по коротковолновой связи
Всероссийские соревнования «Минитест 5 океан» по КВ-связи среди радиолюбителей России и ближнего зарубежья
сентябрь
Глебов В.И.
Всероссийские соревнования «Осенний спринт» по КВ-связи среди молодежи России и старше 18 лет, организованные редакцией журнала «Радио».
октябрь
ПНПО
Глебов В.И.
Участие в Международных соревнованиях «Дружба» по КВ-связи среди молодежи России, дальнего и ближнего зарубежья возраста не старше 18 лет, организованные редакцией журнала «Радио».
ноябрь
Бюджет СЮТ
Глебов В.И.
Участие во Всероссийских соревнования «Золотая осень -2014» по КВ-связи
ноябрь
Бюджет СЮТ
Глебов В.И.
Всероссийские соревнования «Служу Отечеству» по КВ-связи среди радиолюбителей России и ближнего зарубежья.
декабрь
Бюджет СЮТ
Глебов В.И.
Участие во Всероссийских соревнованиях «Старый Новый год», организованные союзом радиолюбителей России и редакцией журнала «Радио».
январь
Бюджет СЮТ
Глебов В.И.
Участие во Всероссийских соревнованиях «День защитника Отечества» по КВ-связи среди радиолюбителей России и ближнего зарубежья, организованные Союзом радиолюбителей России и Союзом радиолюбителей Вооруженных сил России.
февраль
Бюджет СЮТ
Глебов В.И.
Участие в Международных соревнованиях «Шестая рота» по КВ-связи среди радиолюбителей России и ближнего, дальнего зарубежья, организованные союзом радиолюбителей Вооруженных сил России.
март
Глебов В.И.
Всероссийские соревнования «Салют Победы» по КВ-связи среди молодежи, посвященные Дню Победы
г. Старый Оскол
май
Глебов В.И.
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в КДН;
- сокращение количества административных правонарушений, совершаемых обучающимися СЮТ;
- уменьшение количества причин , по которым обучающиеся попадают в «группу риска»;
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
-проведение анкетирования, опросов участников (подростков, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и обучающихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы
Преодоление тенденции роста числа правонарушений среди обучающихся МБОУ ДОД СЮТ, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе.
Профилактические, соревновательные, игровые, конкурсные и другие формы профилактики по борьбе с наркоманией необходимо объединить в целостную систему непрерывного воспитания личности. Только совместная работа педагогов, учащихся, семьи, школ города, административных и правоохранительных органов, СМИ и дополнительного образования даст положительные результаты в решении этой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
Латышев Г. В., Бережная М. А., Речное Д. Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М.: Медицина, 1991.
Потёмкин Г. А., Моравски Я. «Спасибо, нет!». — М.: АМИТИ, 1994.
Наши дети и наркотики: советы специалистов родителям / Под ред. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002. — 48 с.
Наши дети и наркотики: советы специалистов родителям / Под ред. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002. — 48 с.
Мир без наркотиков: Методические рекомендации для педагогов, психологов, организаторов профилактических мероприятий [Электронный ресурс]. — Томск, 2000.
Сергеев А. Н., Целинский Б. П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в молодёжной и подростковой среде — М., 2000. — 30 с.
Детям о курении. Американский Национальный Центр Просвещения. Информация об алкоголе и наркотиках [Электронный ресурс] / Пер. с англ. С. Смирновой. — СПб, 2000.
Родителям о наркотиках и наркомании / Авторы-составители: Г. Ананьева, Т. Андреева, В. Ловчев. — Казань: Казанский университет, 1999. — 28 с.
Красовский К. Что я могу сделать, чтобы помочь моим детям жить без наркотиков? — Киев, 1999. — 48 с.
Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы «Ребёнок на улице». — М.: Российский Благотворительный Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 1999. — 112 с.