В случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи или реабилитации индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, которые не указаны в выше приведенных пунктах и только с согласия руководителя учреждения системы профилактики.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика асоциального поведения»
КГКУ ДЕТСКИЙ ДОМ 10
Профилактика асоциального поведения
Составила:
Зам. директора по ВР Махова Е.В.
г. Комсомольск-на-Амур
2018
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и воспитателя позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими детьми, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды. 2.Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ребенкса, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Педагоги должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков. Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников милиции и 3. Организация досуга ребенка, широкое вовлечение подростков в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. 4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают: -потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; - озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всех людей России; - потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья; - готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни. В возрасте 10-15 лет приоритетным для детей являются знания о вредных привычках, их последствиях для здоровья, о здоровом питании, риске сексуальных отношений, о предотвращении экологических катастроф. В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия: - беседа медработника (педиатра, нарколога, сексолога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами подростки; - проблемная беседа или дискуссия (диспут, мозговая атака); - встреча со знаменитостями, интересными гостями: звездой, спортсменом, тренером, общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни; -«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи телепередачи, сделанных самим педагогом; В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как: - преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; - милосердие, доброта и здоровье; - природа и здоровье; - любовь и здоровье; - здоровье и успешная карьера; - мода и здоровье; - музыка и здоровье; - модная фигура и здоровье; - искусство и здоровье; - спорт и здоровье; - компьютерные игры и здоровье; - СМИ и здоровье. Педагогу при работе с подростками необходимо учитывать возможность пагубного воздействия электронных способов и печатных изданий СМИ и использовать, в основном, материалы из журнала «Здоровье», газет «АИФ. Здоровье» или «Школа здоровья», а также тщательно подбирать рубрики в местной периодике, привлекая к этой работе школьных библиотекарей. Занятия в секциях разовьют детскую активность, формирование жизненных позиций, любовь к природе, научит самостоятельно проводить такие мероприятия, как проведение зарядки, организацию здоровых игр для малышей, озеленение двора, разведение цветов, организация походов, и т.п.
Пропаганда здорового образа жизни не должна носить навязчивого характера, лучше ее начинать с неформальных бесед, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры до инсценировок. Решение проблемы кроется в оказании доверия детям, использовании их природной заинтересованности в сохранении здоровья и широком привлечении учащихся к этому направлению деятельности: развитии волонтерского движения, повышения статуса ученического самоуправления. 5.Правовое воспитание. Широкая пропагандасреди воспитанников, правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание подростков не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы».
6. Профилактика наркомании и токсикомании. В каждом учреждении необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения. В беседы с подростками о вреде наркомании полезно включать интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Их можно найти в периодических изданиях, газетных статьях и очерках. Такую подборку информационного материала следует поручить заведующей библиотекой, которая, в свою очередь, обеспечит информацией педагогов. В библиотеке следует организовать специальный стенд с брошюрами, журналами и другим информационным материалом по профилактике наркомании. Одним из направлений антинаркотической пропаганды является предостережение учащихся путем демонстрации страшных последствий употребления наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов, встреч с бывшими наркоманами, экскурсий в наркодиспансеры, дома ребенка или посещение выставок, музеев патоанатомии и т.д. 7.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. В учреждениях необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов. Педагогическим коллективам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением детского самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект. 8. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль воспитанников с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Закон №120-ФЗ определяет категорию лиц и основания для проведения индивидуальной профилактической работы. Такая работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних: -безнадзорных или беспризорных; -занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; - употребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества без назначения врача; - совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с которого наступает такая ответственность; - освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо в случаях, когда установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия; - не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; - обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; - условно-досрочно освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; - освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; - осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; - осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи или реабилитации индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, которые не указаны в выше приведенных пунктах и только с согласия руководителя учреждения системы профилактики.) Наиболее эффективно индивидуальная работа с детьми данной категории возможна при создании индивидуальной воспитательно-педагогической программы, которая представляет систему совместных, взаимосвязанных действий администрации, педагогов, психологов, медиков, родителей обучающегося, общественности по обучению, коррекции, социализации и реабилитации подростка с девиантным или асоциальным поведением. Данная программа служит не только руководством в профилактической и коррекционной работе, но и способствует оптимизации этой деятельности, так как устанавливает связи и усиливает взаимодействие, как между всеми участниками образовательного процесса, так и с другими органами и учреждениями системы профилактики. По мнению ученого-психолога Овчаровой Р.В. психолого- педагогическая реабилитация – это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.
Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешением конкретных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их отношения и поведения, а также восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ребенка с окружающими. Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием ребенка в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного ребенка с девиантным поведением.