kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИИ С ОПОРОЙ НА ИСТОРИЮ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации российского образования большое внимание уделяется процессу воспитания подрастающего поколения, одним из направлений которого является профилактика асоциального поведения подростков, включающая в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Задача учителя географии состоит в том, чтобы предупредить асоциальное поведение детей через пробуждение интереса к отечественной истории средствами предмета, воспитание человека, любящего свою Отчизну, понимающего ее проблемы, стремящегося своим трудом изменить жизнь к лучшему. В год  70-летнего юбилея Победы над фашистской Германией, когда с каждым годом участников военных действий становится все меньше, особенно важно организовать  профилактику асоциального поведения подростков с опорой на образцы мужественности, отраженные в семье, поселке, стране в период Великой Отечественной войны, показать ученикам какой ценой досталась Победа нашему народу. Благодатным для этой цели является предмет География. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИИ С ОПОРОЙ НА ИСТОРИЮ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ »

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИИ С ОПОРОЙ НА ИСТОРИЮ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



В.В. Пахмутова

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Санчурск Кировской области


В условиях модернизации российского образования большое внимание уделяется процессу воспитания подрастающего поколения, одним из направлений которого является профилактика асоциального поведения подростков, включающая в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Задача учителя географии состоит в том, чтобы предупредить асоциальное поведение детей через пробуждение интереса к отечественной истории средствами предмета, воспитание человека, любящего свою Отчизну, понимающего ее проблемы, стремящегося своим трудом изменить жизнь к лучшему. В год предшествующий 70-летию Победы над фашистской Германией, когда с каждым годом участников военных действий становится все меньше, особенно важно организовать профилактику асоциального поведения подростков с опорой на образцы мужественности, отраженные в семье, поселке, стране в период Великой Отечественной войны, показать ученикам какой ценой досталась Победа нашему народу.

Благодатным для этой цели является «География России», но можно использовать потенциал других курсов географии, например «География Земли».

На мой взгляд, обычный урок географии с опорой на исторические зарисовки Великой Отечественной войны будет иметь высокий воспитательный эффект в профилактике асоциального поведения школьников.

В курсе «География Земли» при определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними использую задания «Вставь недостающее или заполни пропуски» с текстами о Великой Отечественной войне, например: «22 июня 1941 года боевые действия начались с массированного наступления группы немецких армий и их союзников на линии протяжённостью_______, от Белого до Чёрного моря. Определите протяженность линии наступления немецких армий и их союзников по предложенной карте. В качестве ключевой точки возьмём пограничный Брест, ставший символом начала войны и находящийся на направлении главного удара противника» или «Определите расстояние от Москвы – центра концентрации населения, производства, главного транспортного узла страны, до Бреста ______ и от центра Германии Берлина до Бреста ______» [1].

Особое внимание в курсе географии уделяю занимательным задачам, которые не только активизируют мыслительную деятельность, но и способствуют формированию патриотических чувств, например «Шла Великая Отечественная война. Однажды ранним утром во второй половине сентября 1942 г. мальчик Миша, посланный на разведку в тыл врага, обнаружил в роще у деревни скопления ремонтируемых фашистских танков. «Как объяснить потом командиру, где находятся танки, чтобы он направил сюда авиацию?» В это время на мальчика упала длинная тень от колокольни деревенской церкви – вставало, поднимаясь над рощей, солнце. Как раз по другую сторону церкви находились танки. «Название деревни я знаю,- обрадовался Миша, - осталось узнать немногое». Вечером того же дня наши самолеты нанесли точный удар по вражеским танкам. Что сделал юный разведчик, чтобы определить местонахождение танков?».

Почти каждый урок географии в 8-9 классах может служить цели профилактики асоциального поведения подростков с опорой на образцы мужественности. Например, при изучении темы «Озера, водохранилища, болота» раздела «Внутренние воды и моря России» нельзя не использовать прекрасную возможность для побуждения к критическому осмыслению подражания националистическим группировкам и молодежным течениям, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности через знакомство с Ладожским озером - единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом. «Дорога жизни»- так называлась ледовая дорога через реку Ладогу зимой 1941- 1942гг., после того как лед достигал достаточной толщины, по нему начинали перевозить грузы в блокадный Ленинград, эвакуировали людей. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. Летом по Ладожскому озеру на паромах подвозили продовольствие и вывозили в тыл детей и раненых.

Изучая моря – отмечаем города-герои Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, Туапсе.

В рамках изучения раздела «Природно-хозяйственные зоны» вновь возвращаемся к Великой Отечественной войне, отметив интересную особенность, связанную с перемещением линии фронта. Задание: прочтите текст и ответьте на вопрос текста «Войска немцев и их союзников углубились на территорию России крайне неравномерно. Им удалось пройти 1 500 км на юге. При этом на севере их успехи были заметно скромнее. В Карелии они проникли на небольшое расстояние, а на Кольском полуострове им вообще не удалось перейти границу. Вряд ли этот участок был для них неважен, поскольку из Мурманска на юг шла помощь от наших союзников по антигитлеровской коалиции, и наверно, противнику необходимо было перерезать этот путь. Но у него этого не получилось. Почему?». Учащиеся, отвечают, что юг европейской части России – это степь, открытые пространства, со сравнительно ровным рельефом, редкой речной сетью и небольшим количеством осадков. Естественно, что такая территория лучше проходима – особенно для моторизованной армии, а авиация способна лучше её контролировать. В Карелии на Кольском полуострове с классическим ледниковым рельефом, сильно пересечённой холмистой и лесистой местностью, большим количеством рек, озёр и болот, ситуация совершенно иная. Помогла родная природа [2].

На уроках географии в 8-х классах, изучая тему «Население России» и раздел «Экономическое районирование» создается возможность расширить представление учащихся о героической истории своей Родины. Рассматривая вопросы, связанные с изменением численности населения России, возникает проблема «убыли населения» в огромных размерах в годы Великой Отечественной войны; в последующие годы, рассматривая половозрастную пирамиду, видим проявление «эха войны». Учащиеся с пониманием воспринимают данную информацию. Невозможно не использовать воспитательный аспект урока, не сказав о колоссальных человеческих потерях, какие вызвала Вторая мировая война. В рамках нетрадиционного урока «Численность населения России. Третий демографический кризис - Великая Отечественная война 1941-1945 годов» данная проблема легко укладывается в тему изучаемого материала. Учащимся предлагается фильм «Человеческие потери Росси в годы Великой Отечественной войны», после которого проводится обсуждение влияния Великой Отечественной войны на численность населения страны, делается прогноз численности населения без учета потерь в войне [3,4].

При изучении темы «Сельские поселения и сельское население» в качестве домашнего задания учащимся предлагается творческое задание: подготовить сообщение и/или презентацию «Великая Отечественная война 1941-1945 гг в названиях улиц населенных пунктов Санчурского района».

При изучении экономических районов России учащиеся с интересом подбирают дополнительный материал об историческом прошлом городов, поселков, людях, которые создавали историю страны. На уроках мы не обходим стороной проблемы в экономике страны, стараемся понять, почему они возникли и ищем пути их преодоления. Особый упор вновь делаю на города-герои (Москва, Волгоград и др.), предлагаю учащимся самостоятельно узнать, за что им присвоено это звание. На таких уроках использую стихи, записи песен. Ребята с удовольствие готовят опережающие задания для таких уроков: сообщения и презентации. Особое место занимают задания с историческими документами, художественными текстами, например, прочтите текст и назовите социально-экономические факторы, повлиявшие на ход войны: «К 22 июня 1941 года под контролем нацистской Германии и их союзников (Финляндии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Италии, Испании, а в некотором смысле – и Франции) была вся территория континентальной Европы, с населением, на тот момент, около 300 млн. человек, в том числе 80 млн. – население собственно Германии. При этом площадь Европы, подконтрольной нацистам на тот момент, составляет 3,5 млн.кв.км. Площадь СССР – 22 млн.кв. км, или в 6 раз больше, но население – 195 млн. человек, уже в 1,5 раз меньше. Можно ограничить оценку только частью страны к западу от Урала. Но это примерно 6 млн. кв. км и население около 150 млн. человек – всё равно, вдвое большая, чем у противника, территория, при вдвое меньшем населении.Расстояние же даже от Гибралтара до Бреста – 3 000 км, а от Урала до Бреста – 2 500 км. Или в теме «Роль и значение транспорта», задание: прочтите текст «Протяжённость железных дорог России – около 80 тыс. км, Украины – 20 тыс. км. Для сравнения, в Германии и Польше – по 30 тыс. км. Сравнив площади стран, получим, что густота железнодорожной сети в Польше примерно в 3 раза выше, чем на Украине, а если сравнивать Западную Европу и европейскую часть бывшего СССР в целом, будут различия уже на порядок. Та же ситуация и с густотой автодорожной сети. Общая длина автомобильных дорог в настоящее время в России около 1 млн. км, в Германии – 230 тыс. км. У нас – в 4 раза больше, но на территорию, большую в 50 раз и, если даже считать только европейскую часть страны – в 12 раз. Густота автодорог у нас ниже в 3 раза даже в европейской части страны», ответьте на вопрос «Где более густая дорожная сеть – в России или в Западной Европе?» [4,5].

Знакомство с военно-промышленным комплексом России можно начать с фронтального опроса, где ключевыми вопросами становятся: «С какими проблемами столкнулась советская армия к началу войны?», «Как началось нападение?». После обсуждения вопросов учащиеся приходят к выводу, что на первом этапе войны в советской армии наиболее ощутимы были проблемы технической отсталости и нехватки квалифицированных кадров (репрессии 30-х годов давали о себе знать). Потери на первом этапе войны были велики. Соответственно утраты нужно было восполнять, чем и занялись конструкторы, инженеры. После чего предлагаю учащимся выступить с докладами - опережающими заданиями, например: «Конструктор С.А.Лавочкин и его знаменитейшие самолеты Ла – 5 и Ла – 7», «Создатели авиационных бомб И.А.Ларионов и М.А.Лаврентьев», «Ученые и конструкторы-артиллеристы. «Катюша» и др.[4].

Предлагаю в течение курса «География России» выполнить рефераты или медиапрезентации по темам: «География Великой Отечественной войны», «География крупнейших сражений времен Великой Отечественной войны», «Экономико-географические причины начала Великой Отечественной войны», «Вклад ученых Академии наук СССР в победу в Великой Отечественной войне» и пр.

В беседах с учащимися на уроках говорю о мужестве и стойкости всего народа страны. Подчёркиваю, что победа, кроме технического оснащения, решалась высоким чувством долга, порядочностью, готовностью к самопожертвованию, трудолюбием и гуманностью граждан страны и, главное, большой любовью к Родине, что процветание сегодняшней и будущей России возможно только тогда, каждый живущий в ней человек, гражданин будет искренне любить свою Отчизну!

Эти и другие многочисленные формы работы дают возможность выстраивать педагогический процесс так, чтобы привлечь к жизни подросткового коллектива каждого его члена и помочь ему прочувствовать свою причастность к общему делу, сформировать нравственные качества и активную деятельностную позицию, противостоящие поступкам, противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам.


Литература

1.Бурлаков А.И. К вопросу о причинах поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.// Правда и вымыслы Великой Отечественной войне. - СПб., 2011. - С.21.

2.Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание/ под общ.ред. Г.В.Кривошеева. - М., 2009. - С.20.

3.Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне. Вопросы истории, 2000, № 7.

Интернет-ресурсы

4.https://ru.wikipedia.org/

5.http://www.gazeta.ru/science/2011/06/22_a_3671157.shtml




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пахмутова Вера Витальевна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233330


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства