kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе достаточно актуальна проблема непрерывного саморазвития педагога с целью повышения уровня его профессионального мастерства. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы задает необходимость проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования»

Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования

В современном обществе достаточно актуальна проблема непрерывного саморазвития педагога с целью повышения уровня его профессионального мастерства. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы задает необходимость проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.

Важным условием педагогической профессии является непрерывность образования, осуществляющаяся в течение всей жизни, обеспечивающая целостность и единство системы образования, создание условий для саморазвития и самообразования педагога.

Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности.

На профессиональное саморазвитие педагога оказывает влияние ряд факторов. Так В.Л. Блинова и Ю.Л. Блинова в своем исследовании выделяют 2 группы факторов:

  1. Факторы, способствующие процессу саморазвития педагога: эмоциональная устойчивость, навыки конгруэнтного взаимодействия, мотивация достижений, мотивация саморазвития, открытость новому опыту, наличие социального интеллекта, поведенческая гибкость.

  2. Факторы, препятствующие саморазвитию педагога: отсутствие ответственности, ригидность мышления, способности к самопознанию, личностная тревожность и страх новизны, наличие психологических защит, барьеры, создаваемые другими людьми.

В структуре профессионального саморазвития педагога можно выделить следующие компоненты:

    • Самосознание, включающее отношение педагога к себе как к профессионалу своего дела, осознание себя, своих интересов и переживаний;

    • Самооценка, характеризующаяся осознанием личных и профессиональных качеств, их объективной оценкой;

Самоорганизация, проявляющаяся в оценке, контроле, корректировки педагогом себя как субъекта деятельности; регуляции действий, целесообразности их проявления; постановки целей и выбором соответствующих практических действий для их достижения;

Самоуправление, включающее рефлексию собственной педагогической деятельности и прогнозирование результатов.

Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, дополняя, и оказывая влиние, друг на друга.

Определим основные способы профессионального саморазвития педагога:

1 Помощь методических объединений отдельным педагогам в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории с учетом стажа, уровня профессионализма, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов, организации мониторинга процесса саморазвития на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества и др.

2 Реализация психолого-педагогической поддержки, представляю- щей собой систему социально- психологических и психолого-педагогических способов и методов, способствующих самоопределению педагога в процессе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания.

3 Основные направления психолого-педагогической поддержки – психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое сопровождение. В рамках психолого-педагогической поддержки применяются такие методы как просвещение, консультирование, диагностика, тренинг, коррекция.

Рассмотрим подробнее данные методы:

– Психологическое просвещение направлено на формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, создании условий для полноценного удовлетворения познавательных интересов в сфере психологии, а также своевременного предупреждения возможных профессиональных деформаций и психологических срывов.

Психологическое консультирование, сопровождающееся оказанием помощи педагогу в самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

Диагностика профессионального саморазвития педагога, осуществляемая для выявления ресурсных возможностей педагога, выявления проблем профессионального саморазвития. С этой целью формируется банк специализированных методик, тестов и анкет (методика «Измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана, тест «Готовность к саморазвитию, методика «Оценка реализации потребности педагога в самореализации», методика «Изучение удовлетворенности педагогами своей профессиональной деятельностью» Н.В. Журина, Е.И. Ильина, тест САТ (самоактуализационный тест) и др.).

Тренинговая работа, позволяющая в относительно короткий срок смоделировать и включить педагога в специально смоделированные интерактивные ситуации, способствующие апробации имеющегося опыта, его рефлексии, посредством получения обратной связи от других участников, мобилизации личностного потенциала, приобретению и отработке новых элементов опыта, пересмотру взглядов, установок и др.

Так «Тренинг профессионального саморазвития педагога» включает в себя такие методы как: групповые дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые и деловые игры, мини-лекции, упражнения и др.

Тренинг состоит из нескольких блоков:

а) «Профессиональная направленность педагога» («История о белом медведе» и др.);

б) «Самопознание» направлен на осознание педагогом своих индивидуальных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности («Кто я?», «Ищем секрет», «Конверт откровений», «Ода себе»);

в) «Саморазвитие» направлен на осознание педагогом себя в системе педагогического общения и оптимизацию межличностных отношений с субъектами образовательной деятельности («Превращение проблем в цели», «Перекрестный допрос»).

- Психологическая коррекция, направлена на исправление тех особенностей индивидуально-личностного и профессионального развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели профессионала. Кроме того, психокоррекция применяется в ситуациях преодоления различного рода барьеров, встающих перед педагогами при выполнении профессиональной деятельности.

- Курсы повышения квалификации, представляющие собой эффективный и действенный способ профессионального саморазвития педагога.

- Создание индивидуальных программ саморазвития: портфолио педагога, план саморазвития педагога, банк педагогического опыта, аттестация учителей, конкурсы профессионального мастерства.

Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога включает в себя как самообразовательную деятельность, так и осуществляется современной системой образования, предоставляющей все необходимые возможности для непрерывного образования педагога.


Библиографический список
    1. Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образо- вания // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. – Т. 2. - №1. – С. 58-65.

    2. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2009. – 222 с.

    3. Чудина Е.Е. Концепция профессионального саморазвития учителя как условие реа- лизации профессионального стандарта педагога // Актуальные проблемы современной пе- дагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам меж- дународной научно-практической конференции. – Волгоград: Инновационный центр раз- вития образования и науки. – 2015. - С. 93-95.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 11.12.2023

Номер свидетельства: 641862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Личностный профессиональный рост педагогов как необходимое условие эффективности образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(120) "lichnostnyi-profiessional-nyi-rost-piedaghoghov-kak-nieobkhodimoie-usloviie-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "229604"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441811535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА"
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiie-profiessional-nogo-samosoznaniia-sovriemiennogo-piedagoga-i-opriedielieniie-putiei-iego-profiessional-nogo-rosta"
    ["file_id"] => string(6) "254546"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447776540"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Деятельность РМО - как фактор роста профессионального мастерства педагогов дошкольного образования»"
    ["seo_title"] => string(95) "dieiatielnostrmokakfaktorrostaprofiessionalnoghomastierstvapiedaghoghovdoshkolnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "279869"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453297988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства