Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования
Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования
В современном обществе достаточно актуальна проблема непрерывного саморазвития педагога с целью повышения уровня его профессионального мастерства. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы задает необходимость проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования»
Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования
В современном обществе достаточно актуальна проблема непрерывного саморазвития педагога с целью повышения уровня его профессионального мастерства. Поиск новых подходов к решению обозначенной проблемы задает необходимость проектирования процесса личностно-профессионального саморазвития педагога.
Важным условием педагогической профессии является непрерывность образования, осуществляющаяся в течение всей жизни, обеспечивающая целостность и единство системы образования, создание условий для саморазвития и самообразования педагога.
Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности.
На профессиональное саморазвитие педагога оказывает влияние ряд факторов. Так В.Л. Блинова и Ю.Л. Блинова в своем исследовании выделяют 2 группы факторов:
Факторы, способствующие процессу саморазвития педагога: эмоциональная устойчивость, навыки конгруэнтного взаимодействия, мотивация достижений, мотивация саморазвития, открытость новому опыту, наличие социального интеллекта, поведенческая гибкость.
Факторы, препятствующие саморазвитию педагога: отсутствие ответственности, ригидность мышления, способности к самопознанию, личностная тревожность и страх новизны, наличие психологических защит, барьеры, создаваемые другими людьми.
В структуре профессионального саморазвития педагога можно выделить следующие компоненты:
Самосознание, включающее отношение педагога к себе как к профессионалу своего дела, осознание себя, своих интересов и переживаний;
Самооценка, характеризующаяся осознанием личных и профессиональных качеств, их объективной оценкой;
Самоорганизация, проявляющаяся в оценке, контроле, корректировки педагогом себя как субъекта деятельности; регуляции действий, целесообразности их проявления; постановки целей и выбором соответствующих практических действий для их достижения;
Самоуправление, включающее рефлексию собственной педагогической деятельности и прогнозирование результатов.
Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, дополняя, и оказывая влиние, друг на друга.
Определим основные способы профессионального саморазвития педагога:
1 Помощь методических объединений отдельным педагогам в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории с учетом стажа, уровня профессионализма, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечение доступности профессионально-развивающих ресурсов, организации мониторинга процесса саморазвития на основе сравнения самодиагностики и экспертных оценок, обобщение результатов саморазвития в продуктах педагогического творчества и др.
2 Реализация психолого-педагогической поддержки, представляю- щей собой систему социально- психологических и психолого-педагогических способов и методов, способствующих самоопределению педагога в процессе формирования его способностей, ценностных ориентаций и самосознания.
3 Основные направления психолого-педагогической поддержки – психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое сопровождение. В рамках психолого-педагогической поддержки применяются такие методы как просвещение, консультирование, диагностика, тренинг, коррекция.
Рассмотрим подробнее данные методы:
– Психологическое просвещение направлено на формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, создании условий для полноценного удовлетворения познавательных интересов в сфере психологии, а также своевременного предупреждения возможных профессиональных деформаций и психологических срывов.
Психологическое консультирование, сопровождающееся оказанием помощи педагогу в самопознании, формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.
Диагностика профессионального саморазвития педагога, осуществляемая для выявления ресурсных возможностей педагога, выявления проблем профессионального саморазвития. С этой целью формируется банк специализированных методик, тестов и анкет (методика «Измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана, тест «Готовность к саморазвитию, методика «Оценка реализации потребности педагога в самореализации», методика «Изучение удовлетворенности педагогами своей профессиональной деятельностью» Н.В. Журина, Е.И. Ильина, тест САТ (самоактуализационный тест) и др.).
Тренинговая работа, позволяющая в относительно короткий срок смоделировать и включить педагога в специально смоделированные интерактивные ситуации, способствующие апробации имеющегося опыта, его рефлексии, посредством получения обратной связи от других участников, мобилизации личностного потенциала, приобретению и отработке новых элементов опыта, пересмотру взглядов, установок и др.
Так «Тренинг профессионального саморазвития педагога» включает в себя такие методы как: групповые дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые и деловые игры, мини-лекции, упражнения и др.
Тренинг состоит из нескольких блоков:
а) «Профессиональная направленность педагога» («История о белом медведе» и др.);
б) «Самопознание» направлен на осознание педагогом своих индивидуальных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности («Кто я?», «Ищем секрет», «Конверт откровений», «Ода себе»);
в) «Саморазвитие» направлен на осознание педагогом себя в системе педагогического общения и оптимизацию межличностных отношений с субъектами образовательной деятельности («Превращение проблем в цели», «Перекрестный допрос»).
- Психологическая коррекция, направлена на исправление тех особенностей индивидуально-личностного и профессионального развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели профессионала. Кроме того, психокоррекция применяется в ситуациях преодоления различного рода барьеров, встающих перед педагогами при выполнении профессиональной деятельности.
- Курсы повышения квалификации, представляющие собой эффективный и действенный способ профессионального саморазвития педагога.
- Создание индивидуальных программ саморазвития: портфолио педагога, план саморазвития педагога, банк педагогического опыта, аттестация учителей, конкурсы профессионального мастерства.
Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога включает в себя как самообразовательную деятельность, так и осуществляется современной системой образования, предоставляющей все необходимые возможности для непрерывного образования педагога.
Библиографический список
Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образо- вания // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. – Т. 2. - №1. – С. 58-65.
БлиноваВ.Л.,БлиноваЮ.Л.Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2009. – 222 с.
Чудина Е.Е. Концепция профессионального саморазвития учителя как условие реа- лизации профессионального стандарта педагога // Актуальные проблемы современной пе- дагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам меж- дународной научно-практической конференции. – Волгоград: Инновационный центр раз- вития образования и науки. – 2015. - С. 93-95.