Профессиональная ориентация как условие самоопределения учащихся и повышения качества образования
Профессиональная ориентация как условие самоопределения учащихся и повышения качества образования
Каждому учащемуся общеобразовательной школы в определенный период приходится определяться с выбором будущей профессии. В подростковом возрасте зачастую имеются достаточно нечеткие представления о предпочтительной профессиональной сфере деятельности. Выбор профессии во многом зависит от сторонних факторов: мнения родителей, друзей, интересного названия, шаговой доступности получения соответствующего образования и пр. Однако, такие значимые личностные факторы как понимание сущности будущей профессии, склонность к определенной профессиональной деятельности, способность к освоению требуемого объема профессиональных компетенций, остаются не учтенными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация как условие самоопределения учащихся и повышения качества образования»
Профессиональная ориентация как условие самоопределения учащихся и повышения качества образования
Каждому учащемуся общеобразовательной школы в определенный период приходится определяться с выбором будущей профессии. В подростковом возрасте зачастую имеются достаточно нечеткие представления о предпочтительной профессиональной сфере деятельности. Выбор профессии во многом зависит от сторонних факторов: мнения родителей, друзей, интересного названия, шаговой доступности получения соответствующего образования и пр. Однако, такие значимые личностные факторы как понимание сущности будущей профессии, склонность к определенной профессиональной деятельности, способность к освоению требуемого объема профессиональных компетенций, остаются не учтенными. Перечень профессий, по которым осуществляется подготовка в колледжах , весьма разнообразен. Разобраться с особенностями той или иной профессии учащимся школ помогает профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодёжи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями, и с учётом потребности экономики в специалистах среднего звена и общества в целом.
Сложились две формы профессиональной ориентации: 1) на базе ПРОФИ-парка, как принципиально нового для среднего профессионального образования Калужской области профессионально-ориентированного образовательного пространства, в котором организована деятельность локаций различной тематической направленности, в результате чего создаются условия для получения школьниками 7–10-х классов новых знаний и навыков, а также для осознания своих склонностей к будущей профессии путем профессиональных проб;
2) на базе, включающей в себя деятельность психологов, педагогов, семьи, социальных служб, средств массовой информации по ознакомлению молодых людей с миром профессий.
Следует отметить, что учреждения среднего профессионального образования проводят разноплановую профориентационную работу. В основе этой работы лежит желание проинформировать молодежь о подготавливаемых специальностях, особенностях обучения, перспективах дальнейшего профессионального развития и, конечно, привлечение большего числа абитуриентов. Однако, в первую очередь, профессиональное учреждение образования, заинтересовано в том, чтобы для обучения по подготавливаемым профессиям пришли именно те люди, которые определились с профессией, четко представляют ее особенности и перспективы. Положительная мотивация к освоению профессиональных знаний и умений оказывает самое действенное влияние на качество учебной деятельности обучаемых.
Профессиональное самоопределение продолжается во время обучения под руководством преподавателей, мастеров производственного обучения через
формирование профессиональных интересов, мышления, профессиональных ценностей, опыта деятельности. Этого можно достичь через: а) экскурсии на производство (в начальный период обучения); б) разъяснение значимости будущей профессии (общественная польза) и перспектив развития; в) раскрытие достоинств профессиональной деятельности (личная польза); г) тщательный подбор мест технологической и производственной практик (условия работы, профессиональное взаимодействие в трудовом коллективе); д) формирование положительной мотивации к процессу обучения (решение производственных задач и ситуаций, подготовка сознания учащихся к профессиональной деятельности, разъяснение профессиональной значимости общих и профессиональных компетенций).
Педагогические усилия в профессиональном самоопределении и формировании профессиональных интересов окупаются позитивным отношением обучаемых к процессу освоения профессиональных компетенций, стимулируют учебно-познавательную деятельность, повышают качество и уровень учебных достижений.