В концепции модернизации Российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы общения студентов в процессе обучения»
Проблемы общения студентов в процессе обучения
Шашкова М.С., преподаватель ГАПОУ КО «ККЭТ»
В концепции модернизации Российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Главными факторами развития личности обучаемого, формирования его компетенций являются активная предметно-практическая деятельность и общение. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
В последнее время говорят о личностно-ориентированном обучении, реализация которого, непосредственно зависит от общения педагога с учащимся. Выбирая личностно-ориентированное обучение, преподаватель автоматически выбирает демократический стиль и активные методы обучения, личностный и дифференцированный подход к каждому студенту.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Для процессов обучения и воспитания общение имеет познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека, осознавать собственную взаимосвязь с миром и строить взаимоотношения с другими людьми.
Во взаимодействии педагога и студента, выступают два духовных мира: мир преподавателя – опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентиры. Мир студента – проблемы, противоречия, развитие и формирование личности, стремление всё познать, попробовать, разноплановые интересы, желания, потребности.
Поэтому процесс обучения должен быть организован так, чтобы студенты учились общаться, критически мыслить, а также решать поставленные проблемы путём анализа различных ситуаций или ситуационных задач в соответствии с предложенной информацией.
Но если у педагога уже имеется большой опыт в общении, то у обучающихся, которые только закончили школу, способности в общении во многом опираются на те интеллектуальные функции и процессы, которые еще слабо сформированы.
Проблемы общения в группе могут возникать от индивидуально-психологических особенностей, интеллектуальных, волевых и личностных характеристик каждого студента. Начало профессионального обучения для поступивших в учебное заведение всегда является новой ситуационной средой, в которой формируются и новые отношения.
Современное поколение уже в школе изучает технические навыки в управлении компьютером и умеет грамотно пользоваться электронными ресурсами.
Интернет-общение в большей части происходит на анонимном уровне, что снижает уровень самораскрытия, приводит к созданию ложной информации. В противоположность - пользователи многих социальных сетей публикуют обширную личную информацию, изображения, увлечения хобби и сообщения, которые могут поднимать самооценку за счет сообщений, лайков, но личного и открытого общения нет, что приводит к возникновению трудностей в общении с реальными людьми.
Межличностные отношения в интернете порождают множество трудностей, противоречий и неадекватных способов общения. Интернет как сплачивает, так и разделяет людей, как помогает, так и вредит. Находясь в информационном поле интернета, человек начинает общаться с другими пользователями сети, образуются новые межличностные отношения, но только в виртуальном мире, в котором много не правды и намеренного искажения действительности. Часто общение в социальных сетях порождает зависть, которая приводит к неудовлетворенности своей жизнью, окружением, положением, может снизить самооценку, вызвать апатию, депрессию.
Поэтому подростки, еще в школе приучающие себя к постоянным перепискам, могут испытывать трудности в реальном общении, которое невозможно исключить при обучении практическим навыкам в профессиональном образовании. При общении в интернете человек испытывает иллюзию постоянной поддержки и связи с понимающими людьми. От этого страдает социализация в реальном обществе, а эмоции становятся более ранимыми. Стоит кому-то высказать отрицательное мнение, как человек впадает в уныние или агрессию. Интернет дает возможность человеку скрыть комплексы и страхи, но не научиться их преодолевать и становиться лучше, увереннее в реальном мире.
Все эти минусы интернет-общения приводят к проблемам в обучении и общении среди студентов.
В заключение хочется рекомендовать преподавателям активно использовать интерактивное обучение, классным руководителям проводить беседы и классные часы на темы общения в реальной жизни и проблемам интернет-общения в современном мире; можно на уровне образовательного учреждения организовывать студенческие конференции по этой тематике, чтобы помочь учащимся в создании межличностных отношений, которые позволят в процессе обучения получить знания и сформировать навыки и умения по выбранной специальности, чтобы реализовать свои способности на благо общества.
Список литературы
1. Применение инновационных технологий в учебном процессе общеобразовательного учреждения //Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XIII студ. междунар. заочной науч.-практ.конф. М.: «МЦНО». 2014.No6(13). URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6 (13).pdf.
2. Кутеева В.П. Инновационное обучение – необходимое условие подготовки компетентности специалиста //Фундаментальные исследования. 2009.No 5.
3. http://www.ed.gov.ru/prof-edu- профессиональное образование: состояние нормативно-правовой базы, проблемы и решения.