Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение (из опята работы)»
Проблемное обучение
1. Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Рис. 1. Технологическая схема цикла проблемного обучения
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития). IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся. V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
второе творческое звено – поиск решения. Выдвигаются самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Именно в этот момент раздается «Эврика!», ибо действительно открыто новое знание.
третье звено творческого процесса – выражение решения. Как подметил академик А.М.Матюшкин, мысль рождается голенькой и понятной только одному исследователю. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому новое знание выражается соответствующим научным (физическим) языком в общественно принятой форме.
четвертое звено творческого процесса – реализация продукта – представление продукта людям.
3. Главная задача системно – деятельностного подхода состоит в организации учебной деятельности т.о., чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода.
УчительУченик
Создает проблемную ситуацию Принимает проблемную ситуацию
Выявляют проблему
Управление поисковой Самостоятельный поиск
деятельностью
Обсуждение результатов
Инструкция по работе группы.
Изучить справочный материал.
Выделить ключевые понятия.
Применить их к созданию схемы проведения урока, используя технологию проблемного обучения и системно – деятельностного подхода.
Представление алгоритма в практической деятельности.
Урок алгебры в 7-ом классе по теме «Свойства степени с натуральным показателем»
Анализ
Учитель
Ученики
вопрос
на новый
материал
– Посмотрите на примеры
на доске.
– Как вы думаете, какие
действия можно выполнять
со степенями?
Видят примеры:
а3 + а5; а3• а5 ; (а3)5;
а3 – а5; а5 : а3
– Все, возможно.
– Только умножение и деление.
– Только возведение в степень.
(Проблемная ситуация.)
побуждение к
осознанию
– Вопрос я задала один, и
ответ должен быть один, а
сколько вы высказали мнений?
– Много разных мнений.
(Осознание противоречия.)
побуждение к
проблеме
– Так чего мы еще не знаем,
какой возникает вопрос?
– Какие же действия можно
выполнять со степенями?
(Вопрос.)
тема
Фиксирует вопрос на доске.
Урок математики в 6-ом классе по теме «Задачи на проценты».
Анализ
Учитель
Ученики
вопрос
«на ошибку»
– Предположим, цена товара была А. Затем цена
повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на
10%. Изменилась ли цена
товара?
– Цена товара не изменилась.
(Житейское представление)
предъявление
научного факта
расчетами
– Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала?