kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения в старшей группе Тема «Осенние чудеса».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения в старшей группе, по теме: "Осенние чудеса".

Цель: Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

Задачи:

Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

Закрепить умение определять количество слогов в слове разной сложности.

Учить правильно употреблять предлоги под, на, между.

Упражняться в составлении предложений с помощью схем.

Развивать интонационную выразительность речи.

Билингвальный компонент: Helloздравствуйте, С?леметсіз бе – здравствуйте, берёза –ак ?айы?, лес – орман, гриб – саныраукула?.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу заносится сундучок.

Воспитатель:

– Хотите узнать, что в сундучке? Надо закончить чистоговорку:

Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)

Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

 – Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).

 – Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

 «Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

 Ваш давний друг – Волшебница Осень».

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?

 – Когда произошла эта история? Где?

 – Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, берёзовка)

 – Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

 – Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

 – Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

 – Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

 – Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

 – Во-первых, обратимся к схеме.

 – Что мы знаем об образовании слов?

 – Как образуются слова?

 – От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу? (берёза)

- А на казахском языке «берёза» - ак?айы?

Поиск: (используется схема)

                                                  +

СЛОВО      

                                 ?

  1. с помощью соединения двух слов;
  2. уменьшалочка: березовка;
  3. увеличалочка: берёзовище;
  4. ласкательное слово: берёзовичок.

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по-рассуждаем.

 – Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

Показ слайдов: « Почему грибы так называются?»

- Боровик растет в бору.

 – Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку.

 - Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

- У масленка шляпка масленая, как будто намазана маслом.

- А на казахском языке «гриб» - саныраукула?

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик жарить стал,

 Этот пальчик все съел,

 Оттого и потолстел.

Игра « Поездка в орман »

- Сейчас я вам предлагаю поиграть со словами, ассоциирующимися со словом «лес» и определить количество слогов в этих словах.

Задание: Для выполнения задания мы будем использовать перфокарточки. Необходимо «посадить» слово в соответствующий количеству слогов вагончик.

Игра «Найди грибок»

Задание: необходимо разместить грибы согласно предложенному, педагогом словосочетанием с употреблением предлогов под, на, между. Например: Опята растут на пне.

– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

 – Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

 – На  березе, под березой.

– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «под» и слова? (Подберезовик)

  – Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

 – У нас получилось  название гриба. Что оно обозначает? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

 – Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

Физкультминутка

Шу-шу-шу –

 Я листочками шуршу.

 Су-су-су –

 Под листочками грибы в лесу.

Разноуровневые задания:

- Сейчас я предлагаю вам построить предложения с помощью схем.

1 уровень – предложение из четырех слов.

2 уровень – предложение из шести слов.

3 уровень – составить небольшой рассказ.

Итог занятия

- Ребята, как вы считаете, помогли мы решить проблему друзьям Мише и Косте?

- Как правильно называется гриб, который растет под березой?

Я хочу вам показать, как оцениваю вашу работу сегодня (улыбаюсь).

- А как вы оцениваете свою работу? (показ с помощью мимики).

- Как можно еще показать, что вы работали хорошо? (показывают жестами)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения в старшей группе Тема «Осенние чудеса».»

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

в старшей группе

Тема: «Осенние чудеса».

Цель: Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

Задачи:

Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

Закрепить умение определять количество слогов в слове разной сложности.

Учить правильно употреблять предлоги под, на, между.

Упражняться в составлении предложений с помощью схем.

Развивать интонационную выразительность речи.

Билингвальный компонент: Helloздравствуйте, Сәлеметсіз бе – здравствуйте, берёза –ак қайың, лес – орман, гриб – саныраукулақ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу заносится сундучок.

Воспитатель:

– Хотите узнать, что в сундучке? Надо закончить чистоговорку:

Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)

Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

– Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).

– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

Ваш давний друг – Волшебница Осень».

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?

– Когда произошла эта история? Где?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, берёзовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– Во-первых, обратимся к схеме.

– Что мы знаем об образовании слов?

– Как образуются слова?

– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу? (берёза)

- А на казахском языке «берёза» - акқайың

Поиск: (используется схема)

+



СЛОВО

?

  1. с помощью соединения двух слов;

  2. уменьшалочка: березовка;

  3. увеличалочка: берёзовище;

  4. ласкательное слово: берёзовичок.

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по-рассуждаем.

– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

Показ слайдов: « Почему грибы так называются?»

- Боровик растет в бору.

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку.

- Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

- У масленка шляпка масленая, как будто намазана маслом.

- А на казахском языке «гриб» - саныраукулақ

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Игра « Поездка в орман »

- Сейчас я вам предлагаю поиграть со словами, ассоциирующимися со словом «лес» и определить количество слогов в этих словах.

Задание: Для выполнения задания мы будем использовать перфокарточки. Необходимо «посадить» слово в соответствующий количеству слогов вагончик.













Игра «Найди грибок»

Задание: необходимо разместить грибы согласно предложенному, педагогом словосочетанием с употреблением предлогов под, на, между. Например: Опята растут на пне.

– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

– На березе, под березой.

– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «под» и слова? (Подберезовик)

– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

– У нас получилось название гриба. Что оно обозначает? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

Физкультминутка

Шу-шу-шу –

Я листочками шуршу.

Су-су-су –

Под листочками грибы в лесу.



Разноуровневые задания:

- Сейчас я предлагаю вам построить предложения с помощью схем.

1 уровень – предложение из четырех слов.

2 уровень – предложение из шести слов.

3 уровень – составить небольшой рассказ.

Итог занятия

- Ребята, как вы считаете, помогли мы решить проблему друзьям Мише и Косте?

- Как правильно называется гриб, который растет под березой?

Я хочу вам показать, как оцениваю вашу работу сегодня (улыбаюсь).

- А как вы оцениваете свою работу? (показ с помощью мимики).

- Как можно еще показать, что вы работали хорошо? (показывают жестами)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Марина Валерьевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства