Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения в старшей группе, по теме: "Осенние чудеса".
Цель: Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.
Задачи:
Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.
Закрепить умение определять количество слогов в слове разной сложности.
Учить правильно употреблять предлоги под, на, между.
Упражняться в составлении предложений с помощью схем.
Развивать интонационную выразительность речи.
Билингвальный компонент: Hello – здравствуйте, С?леметсіз бе – здравствуйте, берёза –ак ?айы?, лес – орман, гриб – саныраукула?.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заносится сундучок.
Воспитатель:
– Хотите узнать, что в сундучке? Надо закончить чистоговорку:
Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)
Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.
– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)
– Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).
– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Ваш давний друг – Волшебница Осень».
Эвристические вопросы:
– Ребята, что вы услышали сейчас?
– Когда произошла эта история? Где?
– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, берёзовка)
– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)
– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?
– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?
– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).
– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.
– Во-первых, обратимся к схеме.
– Что мы знаем об образовании слов?
– Как образуются слова?
– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу? (берёза)
- А на казахском языке «берёза» - ак?айы?
Поиск: (используется схема)
+
СЛОВО
?
- с помощью соединения двух слов;
- уменьшалочка: березовка;
- увеличалочка: берёзовище;
- ласкательное слово: берёзовичок.
– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по-рассуждаем.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
Показ слайдов: « Почему грибы так называются?»
- Боровик растет в бору.
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку.
- Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
- У масленка шляпка масленая, как будто намазана маслом.
- А на казахском языке «гриб» - саныраукула?
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Игра « Поездка в орман »
- Сейчас я вам предлагаю поиграть со словами, ассоциирующимися со словом «лес» и определить количество слогов в этих словах.
Задание: Для выполнения задания мы будем использовать перфокарточки. Необходимо «посадить» слово в соответствующий количеству слогов вагончик.
Игра «Найди грибок»
Задание: необходимо разместить грибы согласно предложенному, педагогом словосочетанием с употреблением предлогов под, на, между. Например: Опята растут на пне.
– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
– На березе, под березой.
– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «под» и слова? (Подберезовик)
– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.
– У нас получилось название гриба. Что оно обозначает? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)
Проверка в словаре: подберезовик.
«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?
– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.
Физкультминутка
Шу-шу-шу –
Я листочками шуршу.
Су-су-су –
Под листочками грибы в лесу.
Разноуровневые задания:
- Сейчас я предлагаю вам построить предложения с помощью схем.
1 уровень – предложение из четырех слов.
2 уровень – предложение из шести слов.
3 уровень – составить небольшой рассказ.
Итог занятия
- Ребята, как вы считаете, помогли мы решить проблему друзьям Мише и Косте?
- Как правильно называется гриб, который растет под березой?
Я хочу вам показать, как оцениваю вашу работу сегодня (улыбаюсь).
- А как вы оцениваете свою работу? (показ с помощью мимики).
- Как можно еще показать, что вы работали хорошо? (показывают жестами)