kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Принципы построения урока классического танца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение и последовательность экзерсиса.
На уроках классического танца вырабатываются навыки, необходимые для грамотного и выразительного исполнения танцевальных элементов: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.
Занятия классическим танцем представляют собой длительный, многоступенчатый процесс, требующий терпения. Каждый урок классического танца включает в себя все виды упражнений для всех частей тела.
Урок классического танца - совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Принципы построения урока классического танца.»

Принципы построения урока классического танца.

Введение.

Классический танец — основа для всего искусства хореографии. Это система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Термином «Классический танец » пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Изучению классического танца должно отводиться одно из главных мест в учебной работе хореографических коллективов.
Каждый урок классического танца включает в себя все виды упражнений для всех частей тела. Они исполняются в различных ритмах, темпах, соединениях, комбинациях, количестве повторов. Экзерсис, или система упражнений для совершенствования техники, является основой, фундаментом танца.
Проблемы построения уроков классического танца были изучены многими современными учёными Ф.З. Меерсон, В.В. Белоус, Н. Е. Высотская, А. М. Сухарева. Анализ практической и теоретической деятельности ряда хореографических училищ подтверждает, что преподавание классического танца требует от учителя знания не только содержания предмета, методов преподавания, но и композиции урока, основных принципов построения урока классического танца.
Методика урока опирается на следующую литературу: Ваганова А.Я. «Основы классического танца»; Тарасова Н. «Классический танец»; Писарева А., Костровицкая В.С. «Школа классического танца»; Базарова Н.П.,Мэй В.П. «Азбука классического танца». Костровицкая В.С. «100 уроков к лассического танца».
В 1701 году француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения.

Значение и последовательность экзерсиса.
На уроках классического танца вырабатываются навыки, необходимые для грамотного и выразительного исполнения танцевальных элементов: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.
Занятия классическим танцем представляют собой длительный, многоступенчатый процесс, требующий терпения. Каждый урок классического танца включает в себя все виды упражнений для всех частей тела.
Урок классического танца - совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. Урок состоит из нескольких частей:
- экзерсис y станка;
- экзерсис на середине зала;
- адажио;
- аллегро;
- упражнения на пальцах (в женском танце).
Так же часто используется партерный экзерсис. Это комплекс вспомогательных упражнений в положении сидя и лёжа на полу, который способствует развитию физических данных.
Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следуют adagio и allegro. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться постоянной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.
Рекомендуется сначала применять движения несложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, применять упражнения наиболее сложные в координационном отношении.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.
При преподавании важно учитывать методы изучения движений. В методах изучения движений различают три этапа:
1 этап ознакомительного начального разучивания;
2 этап углубленного разучивания и переход к стадии совершенствования;
3 этап совершенствования, упрочнения навыка, формирования умений оптимального использование в различных условиях.
Необходимо учитывать и последовательность разучивания движений и не начинать изучение нового материала, пока не будет усвоено разучиваемое движение.
Отдельным пунктом следует отметить построение урока классического танца с учениками, которые прежде не занимались хореографией. На первом уроке педагог проводит организационную беседу, на которой он говорит о своих требованиях, предъявляемых к ученикам: форма, культура поведения на занятиях, расписание. Затем педагог знакомит учеников с залом, с правилами расположения учеников в танцевальном зале, говорит о постановке корпуса.
На этом же уроке ученики знакомятся с элементами музыкальной грамоты, им объясняется значение музыки в хореографическом искусстве.
После этого педагог начинает знакомиться с каждым учеником, с его профессиональными данными- проверяет осанку, подъем стопы, выворотность и гибкость
Именно на первых уроках целесообразно проводить партерный экзерсис. Сначала выполняются упражнения на напряжение и расслабление мышц ног, затем- на выворотность ног.

В течение нескольких первых недель занятий педагог знакомит учеников с существующими в классическом танце пятью позициями ног, тремя позициями рук и подготовительным положением рук и правильным положением тела в первой полувыворотной позицией ног.
Постановка корпуса
Позвоночник все время удерживается в определенном положении с помощью мышц спины, пресса, ягодиц. Корпус над ногами и подтянут вверх. Такое удерживание придает корпусу организованный, волевой вид, внушающий ощущение постоянной готовности к движению, внутренней силы. В классике принято положение «4 точки» — два плеча, два бедра находятся всегда в одной плоскости.

Изучение позиций ног.

Пять выворотных позиций ног — основные положения при исполнении движений в классическом танце.
Первая позиция: ступни развернуты носками в стороны по одной прямой линии, выворотно, пятки соединены.
Вторая позиция: ступни также развернуты по одной прямой, но пятки отстоят одна от другой на расстоянии длины ступни.
Третья позиция: ступни стоят одна перед другой, пятка одной ноги плотно примыкает к середине ступни другой.
Четвертая позиция: ступни ног стоят параллельно одна против другой на расстоянии длины ступни. Носок одной ноги приходится против пятки другой.
Пятая позиция: ступни стоят выворотно, одна перед другой, и плотно примыкают друг к другу. Носок одной ноги должен находиться у пятки другой.

Первоначальное изучение позиций ног происходит лицом к палке. Ученик встает к палке лицом, поставить ноги пятками вместе, носки слегка развернуть (не выворотно). Мышцы ног напряжены, колени вытянуты, кисти рук находятся на поверхности палки, напротив плеч, и не обхватывают палку, а свободно лежат на ней (большой палец, присоединенный к остальным, также лежит на поверхности палки). Пальцы соприкасаются между собой. Локти свободно опущены и находятся несколько впереди корпуса против кистей рук. Голова держится прямо, плечи опущены, грудная клетка раскрыта. Лопатки не сжимаются, а находятся в спокойном состоянии.

Подготовив правильное положение всей фигуры, встать в I позицию. Для этого, не сдвигая пятку и не отделяя ее от пола, отвести назад до выворотного положения ступню правой ноги, а затем левой ноги.

Переходя из I позиции на II, правую, работающую, 1 ногу с вытянутым подъемом и пальцами отвести в сторону по прямой линии, одновременно передав центр тяжести корпуса на левую опорную ногу, которая в момент движения остается неподвижной и выворотной.

Переходя в III позицию, вытянуть подъем и пальцы правой ноги, передать центр тяжести корпуса на левую ногу и продвинуть кисти рук по палке, положив их против плеч. Работающая нога по прямой линии движется к опорной.

После усвоения III позиции изучается V позиция (также лицом к палке); с IV позицией, как самой трудной, знакомятся в последнюю очередь, причем только тогда, когда усвоены I, II, III и V позиции лицом к палке и учащиеся продолжают их изучение, держась за палку одной рукой.

Ознакомив учащихся с позициями и с переменой ног в позициях, следует ввести в упражнение музыкальное сопровождение. Темп медленный. В каждой позиции стоят четыре такта по 4/4 или восемь тактов по 2/4. В дальнейшем такое количество тактов потребуется и для приседаний во всех позициях. Перемена ноги на следующую позицию происходит на вступительный такт 4/4.

После усвоения позиций ног изучаются подготовительное положение и позиции рук. Дальнейшие движения ног по позициям сопровождаются движениями рук.


Изучение позиций рук.

Постановка рук начинается с подготовительного положения и позиций. Подготовительное положение в учебной работе является обязательным, из него руки начинают движение в позиции и в различные положения.

Подготовительное положение. Руки опущены вниз перед корпусом и на всем протяжении не соприкасаются с ним. Локти направлены в стороны, несколько согнуты, образуют овал. Кисти рук и пальцы также закруглены, ладони направлены вверх. Кисти почти соприкасаются: расстояние между ними равно примерно двум пальцам. Пальцы сгруппированы; большой палец направлен к выдвинутому вперед среднему, но не соприкасается с ним. Плечи в подготовительном положении и во всех позициях должны быть опущены вниз, нельзя выдвигать их, отводить назад или поднимать вверх.

Первая позиция дает направление рукам вперед, вторая — направление в сторону, третья — направление вверх.

Первая позиция: руки подняты перед корпусом на уровне диафрагмы, немного согнуты в локтях и запястьях, образуя овал, как и в подготовительном положении. Ладони обращены к себе. Локти и пальцы на одном уровне. Плечи опущены (следить, чтобы они не поднимались и не выдвигались вперед). Кисти приближены друг к другу. Расстояние между пальцами и их положение такое же, как и в подготовительном положении.

Вторая позиция: руки раскрыты в стороны на высоте плеч. Плечи, локти и кисти находятся на одном уровне. Локти обращены назад, линия рук дугообразная, ладони повернуты к зрителю. Положение пальцев то же, что в подготовительном положении и в I позиции. Необходимо следить за тем, чтобы руки не заходили назад, а были немного впереди плеч.

Третья позиция: руки подняты вверх и образуют овал над головой. Кисти сближены, как в подготовительном положении и в I позиции. Ладони обращены вниз. Положение пальцев прежнее. Преподавателю нужно следить за тем, чтобы локти не шли вперед, а кисти рук не опускались. Руки не должны быть над головой, тем более недопустимо, чтобы руки заходили за голову.
Положения головы

Большое значение в танце имеет положение головы и выражение лица. Различные положения головы — наклоны, повороты — придают позам законченный вид, а движениям, — разный характер, разные черты. Выразительность лица, глаз, взгляда одухотворяет движения и позы.
Кроме того, движения головой являются одним из важных технических приемов. Так, например, при вращении голова вначале как бы отстает от поворота корпуса, а затем опережает его, взглядом фиксируется точка впереди, и таким образом создаются условия для ориентировки в пространстве. Перед тем как сделать шаг и принять нужную позу, следует посмотреть в сторону предстоящего перемещения тела.

Preparation


При выполнении экзерсиса у станка перед началом упражнения выполняется подготовительное движение руки — препарасьон (франц. preparation — подготовка).
Правая рука (движение с левой руки выполняется аналогично) плавно поднимается из подготовительной позиции в I позицию. Правое плечо при этом не должно двигаться вслед за рукой. Голова слегка наклоняется влево, взгляд направлен на ладонь правой руки. Затем рука плавно переводится из I позиции во П, взгляд сопровождает движение руки.
По окончании упражнения рука опускается в подготовительную позицию, причем кисть поворачивается ладонью вниз. Пальцы не напряжены и направлены в сторону немного вверх. При опускании руки кисть идет несколько медленнее, чем сама рука, и движение кисти как бы отстает от движения остальной части руки. Одновременно голова слегка наклоняется вниз и затем поднимается. После этого голова остается немного повернутой к правому плечу
Постановка рук играет огромную роль в классическом танце. Руки являются одним из важнейших выразительных средств, они придают законченный рисунок различным танцевальным позам. Кроме того, руки активно помогают выполнению движений, таких как вращения, прыжки.
Экзерсис у палки.
Фундаментом в танце является экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате постоянной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге .
Движения в экзерсисе у станка классического танца включают:
1) приседание,
2) батманы,
3) круговращения ног.
Приседание.
Plie – общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».
Plie исполняется на пяти позициях; сначала оно делается в половинном размере – demi-plie, а затем переходят на большое приседание или grand-plie .
В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.
Полуприседание - demi plie и глубокое, большое приседание - grand plie развивают ахиловое сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость ног. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.
Полуприседание (demi plie) является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений
Батманы.
Слово battement (батман) обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы.
Battements tendus -это основа всего танца. Упражнение этого раздела является основой всего танца. Ноги не только разогреваются этим движением, но и приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности
Double battements tendus (battements tendus pour le pied) является разновидностью battement tendu. Исполняется с опусканием пятки на пол во II позиции (реже в IV позиции). Double battement tendu может быть исполнен с однократным, двукратным, трехкратным и более опусканием пятки на пол. Исполнение doubles battements tendus, особенно с многократным опусканием пятки, способствует развитию ступни, укрепляет связки, вырабатывает упругость ахиллова сухожилия, подъема и пальцев.
Battements tendus jete — движение ноги вперед, в сторону и назад из I и из V позиций с броском на высоту 45°. Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.
Французское обозначение этого батмана – jete (брошенный) – передает характер его движения. Этот батман имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением правил. Бросок и возвращение вытянутой ноги происходят равномерно, без акцента. В заключение движения акцент приходится на момент возвращения работающей ноги к опорной, после энергичного и резкого броска
Battements frappe и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Вырабатывает быстрое, свободное сгибание нижней части ноги (от колена до носка) на sur le cou-de-pied и разгибание ее. Выполняется при выворотном и неподвижном бедре.
Petit battement sur le cou de pied- движение развивает подвижность колена и голеностопа. Состоит из быстрого и четкого чередования положения sur le cou de pied впереди и сзади.
Battement battu- движение завершает группу ударных battements. развивает подвижность колена, низа ноги при неподвижном бедре.
Battements fondu-вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
Battement fondu (тающий, текучий) —сложное движение, состоящее из сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied при одновременном demi plie на опорной и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной из demi plies.
Battements developpes-это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки.
Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте.
Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.
Grand battements jete-это большие battements, исполняемые из I и V позиций в направлении вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90° и выше.
Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.
Grand battement jete pointe-является дополняющим упражнением к grand battements jete. Это легкое касание ногой (вытянутой в колене и подъеме) земли в крайней точки battements tendus, после нога снова поднимается и продолжает движение, лишь при последнем движении возвращается в V позицию.
Ускорение темпа развивает быстроту броска ноги на большую высоту.
Grand battement jete (мягкое)-это большие мягкие battements; они исполняются из V позиции в V в направлении вперед, в сторону и назад на 90°. Работающая нога выбрасывается наверх посредством developpe. Несмотря на энергичный бросок, прием developpe придает движению мягкость, которая и определяет характер исполнения этих battements.
Grand battement jete balance. Battements balances (качающиеся) исполняются в направлении вперед и назад на 90° через I позицию. В сторону их делают только на середине зала по I или V позиции попеременно одной и другой ногой .
Круговращения ног.
Rond de jambe par terre-описать круг носком работающей ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans. Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность.
Rond de jambe en l'air-. круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° и 90. Разрабатывает подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.
Рекомендуется исполнять rond de jambe en l'air и на 90°: они вырабатывают силу бедра, и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте .
Кроме того, хорошо развитая (в части ниже колена) нога, послушная и гибкая, придает выразительность каждому движению ноги в танце.
Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение rond de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°. Оба эти движения, наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие (но различные по степени сложности) функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.
Grand rond de jambe jete развивает подвижность в суставе, охватывает всю площадь деятельности бедра.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.
Каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного суставов новое дополнение: вводится подъем на полупальцы, комбинации становятся более сложными, в ряде движений ускоряется темп (например: ronds de jambe en l'air, petits battements sur le cou-de-pied и т. п. сначала исполняются четвертями, затем на восьмые и шестнадцатые доли).
Большая нагрузка падает в экзерсисе и на опорную ногу, сильно вытянутую, выворотную и принимающую на себя тяжесть всего тела.
Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует комбинация.
В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление правильной формы происходят главным образом на II позиции.
Всевозможные наклоны и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная с первого упражнения у палки .

Экзерсис на середине зала

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги — основные условия для овладения устойчивостью.

Работая перед зеркалом, не следует сосредоточивать внимание на какой-либо отдельной части тела, — необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за правильностью формы и положением ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.

На первом году обучения экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. На втором — в той же последовательности, что и у палки, но с добавлением к plie во всех позициях простейших developpes.
На третьем году к plie в позициях прибавляются demi rond de jambe developpe и большие позы.

С четвертого года обучения перед экзерсисом рекомендуется делать несложное по форме маленькое adagio (не более восьми тактов по 4/4), соединяя его в комбинации с battements tendus и jetes и заканчивая маленькими tours sur le cou-de-pied.

В средних и старших классах количество упражнений можно сокращать за счет соединения движений. Комбинации становятся сложнее и разнообразнее.

Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements.

Rond de jambe par terre, rond de jambe en 1'air, battements frappes, doubles frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.
На середине зала происходит ознакомление с положениями anfas, epaulement, efface и croise, определяют положения и позы классического танца, ознакомление с положениями anfas, epaulement, efface и croise. Под позой в классическом танце понимают остановку в движении, во время которой тело танцовщика находится в положении равновесия на одной ноге, называемой опорной. В это время другая нога (работающая) отведена вперёд, в сторону или назад.
Позы танца подразделяют на:

малые позы — работающая нога находится на полу,
большие позы — работающая нога поднята.

К основным позам (положениям) классического танца относят: а ля згон (фр. a la seconde), 4 вида арабеск (фр. arabesque), аттитюд (фр. attitude), круазе (фр. croise), эффасе (фр. efface), экарте (фр. ecarte), эпольман (фр. epaulement).

Adagio.

Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах (tours lent), port de bras, всевозможных renverse, grand fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах, принято называть adagio.

Движения adagio изучаются постепенно. В младших классах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.

В средних классах adagio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90°, preparation к tours и tours в больших позах; tours sur le cou-de-pied, переходами из позы в позу и т. п. Темп adagio, по сравнению с младшими классами, несколько ускоряется.

В старших классах понятие adagio приобретает условный характер, так как оно может исполняться не только в умеренном темпе, но и в ускоренном и отличается в построении тем, что в него включается больше вращательных движений, tours, renverse, fouette и некоторые прыжки.

Это уже не типичное adagio: ускоренный темп и динамичность приближают его к allegro, подготавливают тело к pas allegro. Значение adagio чрезвычайно велико: оно объединяет ряд движений в одно гармоничное целое, развивает и укрепляет правильную форму движений классического танца.

Если в младших и средних классах adagio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом (при переходах из позы в позу) и плавные выразительные движения рук, то в старших классах использование в adagio технически трудных движений, исполняемых, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание, подводит итог всесторонней технической подготовке.

Из всех разделов урока adagio включает в себя наибольшее количество разнородных движений и представляет особую трудность для правильного музыкально-хореографического построения. Маленькое adagio строится на музыкальную фразу не менее чем на четыре такта по 4/4 или на восемь и двенадцать тактов. Большое — от двенадцати до шестнадцати тактов. Для построения adagio нужны четкий метр, ритм, темп и соблюдение тактовой квадратности.

Сильные движения (tours в больших позах, grand fouette, renverse, tours sur le cou-de-pied и ряд других движений, которые в adagio следует выделить) начинаются на сильные доли такта, на первую или третью четверти четырехдольного размера. При других музыкальных размерах также на сильные доли. Если перечисленные движения падают на слабые доли такта (вторые и четвертые четверти), они нарушают единство музыкально-хореограф ческого построения.

На слабые доли должны падать, главным образом, связующие и вспомогательные движения: pas de bourree, все виды passe и т. п.
В adagio на середине зала применяются различные повороты, например tours lents и renverse.
Tours lents (тур лян, отфранц. lent — медленный) — медленные повороты в большой позе, исполняемые на всей ступне en dehors и en dedans при помощи продвижения пятки опорной ноги без отрыва от пола. Поза сохраняется на протяжении всего поворота.
Renverse (ранверсе, от франц. renverser — опрокидывать, перемещать) — сильное запрокидывание и поворот корпуса, соединенные с pas de bourree en tournant и port de bras. Наиболее распространенный вид — renverse en dehors из attitude croisee.

Allegro.
Аллегро — часть урока классического танца:
– включающая упражнения, выполняемые в быстром темпе;
– способствующая развитию техники прыжка и различных быстрых вращений: пируэтов, туров и др.
Прыжки - самая трудная часть классического танца. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. При их разборе мы видим, что они делятся на две основные группы. К первой группе относятся прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Ко второй группе относятся движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка, но они не устремлены вверх.
Прыжки в искусстве классического танца являются наиболее сложными и техническими. Прыжки - это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращается в самоцель. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняя какой-либо вид заноски или воздушного вращения, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя.
Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и адажио. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.
Прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности от силы бедра. Самое же главное - уметь в момент отталкивания от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянуть корпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie.
В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.
Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.
Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенный; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.
Дальше следуют технически трудные большие прыжки: saut de basque, cabriole и т. д. Затем исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.
Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.
Все темпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.

Прыжки классического танца делятся на 4 вида:

а)прыжки с двух ног на две;

б)прыжки с двух на одну;

в)прыжки с одной на другую;

г)и комбинированные прыжки.

1. прыжки с двух ног на две ноги подразделяются на:
а) исполняемые непосредственно с V позиции: changement de pied, echappe, soubresaut;
б) исполняемые с предварительным отведени
и т.д.................


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Принципы построения урока классического танца.

Автор: Секарова Евгения Андреевна

Дата: 14.01.2024

Номер свидетельства: 643940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методические принципы построения уроков по классическому танцу "
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskiie-printsipy-postroieniia-urokov-po-klassichieskomu-tantsu"
    ["file_id"] => string(6) "140887"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418036362"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Работа концертмейстера на уроке классического танца. "
    ["seo_title"] => string(60) "rabota-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "195161"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427874983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ФОРМАЛИЗАЦИЯ языка танца (или сортировка одномерного массива) "
    ["seo_title"] => string(65) "formalizatsiia-iazyka-tantsa-ili-sortirovka-odnomiernogho-massiva"
    ["file_id"] => string(6) "246354"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446363231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Программа кружка "Аэробика" "
    ["seo_title"] => string(27) "proghramma-kruzhka-aerobika"
    ["file_id"] => string(6) "161987"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422291896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства