Методическая разработка урока
Кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как: усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, развитие социализации. Одну из сложнейших тем раздела программирования – сортировку одномерных массивом я представляю ученикам через описание языка танца. Попробуйте и у вас получится. Ребята легко воспринимают методы сортировки.
Почему я выбрала кейс метод
Кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как:
- развитие интереса к информационным объектам,
- усиление мотивации учащихся к изучению информатики,
- формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации,
- создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации.
Урок в теме «Программирование. Одномерные массивы»
Класс 10 ( профиль-информационно-технологический)
Тема урока: ФОРМАЛИЗАЦИЯ языка танца (или сортировка одномерного массива)
Цель урока:
ознакомление с алгоритмом сортировки одномерного массива, формализация данного алгоритма.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с методом преобразования одномерных массивов данных – сортировкой, составить алгоритм сортировки
Развивающая :
- Развить навыки проектирования с применением информационных и компьютерных технологий на примере решения одной задачи «Сортировка массива»;
- Развить навыки групповой работы и педагогического взаимодействия при проведении фрагмента урока, посвященного решению задачи «Сортировка массива»;
- Развить навыки рефлексии деятельности обучающегося и деятельности других участников
Воспитательная
- Способствовать эмоциональной вовлеченности в процессе создания алгоритмов и программ;
- Формировать позитивные навыки общения в группе; владение способами совместной деятельности в группе.
Мотивационная – побудить интерес к изучению информатики через применение кейс-технологии.
Материалы и оборудование урока:
- Компьютеры
- мультимедиа : проектор, колонки;
- Раздаточный материал (кейс-листы)
Технология обучения: кейс- технологии (методы: проигрывание ролей, анализ конкретной ситуации, кейс-стади «Мозговой штурм»)
Тип урока: урок получения новых знаний и навыков.
Краткое описание: Под преобразованием массива данных следует понимать перестановку его элементов, оставляя неизменными их значения. Примером преобразования массивов данных может служить сортировка - классическая задача в вычислительной технике.
Ключевые слова: формализация, танец, алгоритм, программа, сортировка
Используемые технологии: кейс- метод
Ход урока
- Орг. Момент
Приветствие гостям и ученикам. Я рада Вас видеть на уроке, желаю Вам отличного настроения и творческих успехов.
2. Создание проблемной ситуации:
Тема, записанная но доске и представленная на первом слайде презентации необычна для урока информатики. Но это лишь на первый взгляд. «Формализация языка танца»
Ключевые слова урока: формализация, танец, алгоритм, программа,
Как вы понимаете термин «формализация»? (ученики дают ответ)
Нам предстоит сегодня непростая работа: на основе имеющихся знаний по алгоритмизации и программированию описать формальным языком представленный вашему вниманию фрагмент Венгерского танец. Возможно ли такое? Конечно!
Прежде всего напоминаю Вам основную тему, которую мы изучаем уже несколько уроков. Это обработка одномерных массивов
- Поэтому для начала посмотрите на 2 фотографии - найдите различия.
- Обратите внимание на нагрудный номер каждого танцора до начала исполнения танца и как изменилось расположение танцоров по окончании танца?
- Что произошло? Как следует назвать такое действие?
Ответы учеников:
- Запись действий на формальном языке, например, на алгоритмическом языке, языке блок схем или языке программирования)
- танцоры упорядочили значения по нагрудным номерам в порядке возрастания
- «Упорядочение» или «Сортировка» или…
3. Формулировка темы и цели урока
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним способом обработки одномерных массивов, и называется этот способ. «Сортировка одномерных массивов».
Цель урока:
Формализовать язык танца и создать алгоритм сортировки одномерного массива.
4. Изложение нового материала.
Хочу напомнить вам, что то Сортировка – это расстановка элементов массива в заданном порядке (по возрастанию, убыванию, последней цифре, сумме делителей, …).
Процесс обработки и поиска информации при решении многих задач проходит быстрее и эффективнее, если данные расположены в определенном порядке.
Например, различные списки студентов, учащихся, сотрудников - в алфавитном порядке, числовые данные от большего значения к меньшему (или наоборот) и т.д.
С приемами сортировки вы встречались при работе в электронных таблицах, базах данных.
Да и просто в жизни. Ведь для того, чтобы найти любую информацию: в библиотеке, в классном журнале, в прайс - листах прежде всего записи должны быть упорядочены
Механические сортировки вам тоже знакомы: построение учеников на уроке физкультуры по росту, солдат на плацу, раскладка денежных купюр в автомате для выдачи денег… имеют место в повседневной жизни и кажутся простыми.
Простота эта иллюзорна, потому что сортируется небольшое количество элементов.
Методы сортировки разделяются по принципу, лежащему в их основе, на сортировки:
- обменом ('пузырьковая сортировка');
- выбором (выделением);
- вставкой (включением).
5. Создание проблемной ситуации:
Задание учащимся:
- Просмотреть видеоролик с фрагментом Венгерского танца, в котором артисты, танцуя, выполняют алгоритм сортировки.
- Проанализировать движения танцоров: обсудить в группе и описать действия танцоров прежде всего словесно,
- затем формализовать действия танцоров в виде блок схемы, проанализировать правильность составленной вами блок-схемы.
Если все удалось написать фрагмент программы на сортировку элементов одномерного массива и вставить данных фрагмент в файл zaotovka.pas, предварительно загрузив компилятор Паскаля.
6. Получение новых знаний
Работа в группах поможет коллективно определиться с основными путями решением поставленной задачи и добиться результата.
Вам предстоит разбиться на 3 группы. Определить свою роль в группе. В группе выбираются:«координатор», организующий работу;-«секретарь», фиксирующий результаты работы группы;«Исполнитель» записывающий алгоритм на языке программирования- «шкипер», представляющий проект на общее обсуждение.
Определить роли каждому обучающемуся: «Координатор», «Секретарь», «Исполнитель» «Шкипер».
Получить кейс-листы по теме.
И выполнить поставленные перед вами задачи.
Кейс-лист №1:
Входные данные
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Кейс-лист №2
Выберите алгоритм, который соответствует действиям описанным в Венгерском танце
Блок-схема 1
Блок-схема 2
Блок-схема 3
Кейс лист №3 по теме «Одномерные массивы»
1)Основные действия над элементами одномерного массива
Как фиксировать элементы:
Индексы фиксируемого и правостоящих элементов должны быть различны:
- для фиксируемых элементов: i от 1 до n-1 (организация нескольких проходов по массиву)
- для правостоящих элементов: j от i+1 до n (организация одного прохода)
Обмен местами двух элементов массива с номерами j и j+1 с помощью третьей переменной t:
x:=a[j];
a[j]:=a[j+1];
a[j+1]:=x;
2) Задача: отсортировать массив из целых чисел во возрастанию.
Для решения задачи рассмотрите и проанализируйте фрагмент видео:
(Венгерский танец Bubble-sort with Hungarian (Csángó) folk dance_cut.mp4)
- Составьте словесный алгоритм увиденных в СИТУАЦИИ действий. (Работу группы обеспечивает координатор);
- Оформите алгоритм увиденного в виде блок-схемы (работает секретарь1)
- Вставьте этот фрагмент в текст основной программы (работает исполнитель).
Для этого: Загрузите Pascal 7.0. Заготовка основной программы находится в папке C: Program Files/Turbo Pascal 7.0/BIN/Zagot.pas
- Добавьте в основную программу полученный программный код. Откомпилируйте и выполните программу. Добейтесь успешной ее работы.
- Продемострируйтк свою работу ( от группы работу представляет шкипер)
Постановка задачи:
- Выделить исходные данные;
- Определить конечный результат;
- Получить текст алгоритма;
- Написать текст программы;
- Выполнить на компьютере.
8. Подведение итогов
Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой
- Какая задача стояла перед вами?
- Справились ли вы с поставленной задачей?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Каким образом вы получили новые знания?
- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Если нет – то почему?
- Что дала вам работа в парах?
- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить алгоритм сортировки?
Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение
Ребята отвечают на поставленные вопросы
Домашнее задание
Задание на отдельных листах (из 4 заданий – выбрать 2 на усмотрение ученика)
1. Написать программу, которая сортирует массив из N элементов по возрастанию методом «пузырька» и считает при этом количество произведённых перестановок. Протестировать программу на следующих исходных данных:
а) 2 5 1 6 4 10 4 2
б) 1 2 5 6 -4 0 11 12
в) 12 10 6 4 2 1 0
2. Написать программу, которая сортирует массив из N элементов по убыванию методом «пузырька» и считает при этом количество произведённых перестановок. Протестировать программу на следующих исходных данных:
а) 2 5 1 6 4 10 4 2
б) 1 2 5 6 -4 0 11 12
в) 12 10 6 4 2 1 0
Список учебной и дополнительной литературы:
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса. Профильный уровень. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Андреева Е.В. Программирование – это так просто, программирование – это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009.
- Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний,2007.
- Окулов С.М. Основы программирования. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. — 2010. — N 4. — С. 22-23.
- Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика? «Обучение за рубежом» №7, 2000.
- Маргвелашвили Е. О месте "кейса" в российской бизнес-школе // "Обучение за рубежом" №10, 2000.
Список интернет-ресурсов:
httpwwwyoutubecomwatchvlyZQPjUTB
httpwwwyoutubecomwatchvNsTPTCwhw
httpwwwyoutubecomwatchvROalUlU