kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правовое регулирование отношений с потребителями в Российской Федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

лекция для студентов СПО по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правовое регулирование отношений с потребителями в Российской Федерации»

Тема. Правовое регулирование отношений с потребителями в РФ

1.Правовое регулирование отношений с потребителями.

2. Права потребителей. Защита прав потребителей.

3. Права и обязанности изготовителя (исполнителя и продавца). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца).


  1. Правовое регулирование отношений с потребителями. Права потребителей


Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами относятся:

  1. КоАП РФ определяет административную ответственность за следующие нарушения прав потребителей:

  • ст.14.6 - нарушение порядка ценообразования (завышение, занижение регулируемых государством цен);

  • ст.14.7 - обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение);

  • ст.14.8 - нарушение иных прав потребителей;

  • ст.23.49-23.52 – содержат перечень государственных органов, осуществляющих контроль за качеством товаров и защитой прав потребителей (их задачи и функции).

  1. Уголовный кодекс РФ:

  • ст.171(1) – производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров и продукции;

  • ст.238 – производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

  1. Вторая часть содержит нормы о различных видах договоров, например, ст.426 – публичный договор ст.470 - гарантия качества товара; ст.471 - исчисление гарантийного срока; ст.472 – срок годности товара и т.д.

  2. ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года – регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

  • оценке соответствия.

  1. ФЗ от 02 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001, 10 января,30 июня 2003) определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

  2. ФЗ от 22 ноября 1995 №18-ФЗ ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп. от 29 декабря 2001, 24,25 июня 2002)

  3. ФЗ от 22 июня 1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изм. и доп. от 02 января 2000, 30 декабря 2001, 10 января и 30 июня 2003)

  4. Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. постановлений Правительства РФ от 20 октября 1998 г.№1222, от 02 октября 1999 г. №1104).

  5. Правила по предоставлению различных видов услуг (ремонта и технического обслуживания автомобилей, оказания платных образовательных услуг, распространения периодических печатных изданий по почте и т.д.).

Требования законодательных актов обязательны для выполнения на территории РФ всеми изготовителями, исполнителями, экспортерами и продавцами товаров и услуг.



2. Права потребителей. Защита прав потребителей



Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

К основным правам потребителя относятся:

  • право на безопасность товара, работы или услуги (ст. 7 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

  • право на информацию (ст. 8 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

  • право потребителя при обнаружении в товаре недостатков качества (ст. 18 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

  • право потребителя на обмен товара надлежащего качества (ст. 25 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

  • право требовать устранение последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) (ст. 28 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

  • право потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

  • право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (ст. 32 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.).

Права потребителей при приобретении товаров можно разделить на 2 группы:

    1. права потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества;

    2. права потребителей при приобретении товаров надлежащего качества.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» требования к качеству товаров подлежат обязательному исполнению. В соответствии со ст.18 Закона потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Статьей 19 Закона предусмотрены сроки и порядок их исчисления при предъявлении потребителем требований в отношении недостатков товара.

Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Согласно ст. 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Реализовать данное право потребитель может в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Защита прав потребителей осуществляется:

1. судом, в случае если между продавцом, изготовителем или исполнителем не достигнуто соглашение об устранении выявленных недостатков товара ненадлежащего качества или обмене товара надлежащего качества.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

  • жительства или пребывания истца;

  • заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 17 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей в РФ»).

2.органами местного самоуправления (ст. 44 Закона);

    1. общественными объединениями потребителей (их ассоциаций, союзов) (ст. 45 Закона).


      1. Права и обязанности изготовителя (исполнителя и продавца). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)


Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Законом «О защите прав потребителей» предусмотрены права и обязанности изготовителя (исполнителя и продавца), а также ответственность изготовителя (исполнителя, продавца). Статьей 5 Закона определяет права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу). Изготовитель (исполнитель) вправе:

  • устанавливать срок службы на товар (работу), предназначенный для длительного использования;

  • устанавливать на товар (работу) гарантийный срок

  • принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).

Продавец вправе:

  • установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

  • принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).

Изготовитель (исполнитель) обязан:

  • устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде;

  • устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы).

Обязанности изготовителя(исполнителя, продавца) содержатся и в других статьях Закона «О защите прав потребителей», например:

  • статья 6 предусматривает обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

  • статья 9 обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование или наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

  • статья 10 обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора;

  • статья 16.1 обязывает продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Законом «О защите прав потребителей в РФ» также предусмотрена и ответственность изготовителя (исполнителя, продавца), например:

статья 12 предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге);

статья 13 - ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей;

статья 14 предусматривает имущественная ответственность изготовителя(исполнителя) за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги);

статья 23 - ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правовое регулирование отношений с потребителями в Российской Федерации

Автор: Мельникова Елена Владимировна

Дата: 18.04.2017

Номер свидетельства: 410026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка открытого урока по дисциплине Право на тему:"Защита прав потребителей""
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-pravo-na-tiemu-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "314919"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459788624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Лекция по обществознанию по теме "Административное право""
    ["seo_title"] => string(60) "liektsiiapoobshchiestvoznaniiupotiemieadministrativnoiepravo"
    ["file_id"] => string(6) "317775"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460447697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Календарно - тематическое планирование по обществознанию 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(78) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130800"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415988867"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Календарно- тематическое планирование по обществознанию класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104268"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680264"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по обществознанию ООО 5-6 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-ooo-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "338295"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469880017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства