Цель практической работы. Показать взаимосвязь жизненных событий с экономикой, активизировать интерес учащихся к изучению основ экономики, научить учеников выделять предмет экономики, экономические процессы.
Форма проведения. Практическая работа проводится в виде непрерывного диалога между преподавателем и учениками, в процессе которого принимается ряд совместных решений.
Результаты работы фиксируются преподавателем на доске, одновременно ученики делают записи в своих тетрадях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Экономика и жизнь"»
Урок 5.
Практическая работа №1 «Экономика и жизнь».
Цель практической работы. Показать взаимосвязь жизненных событий с экономикой, активизировать интерес учащихся к изучению основ экономики, научить учеников выделять предмет экономики, экономические процессы.
Форма проведения. Практическая работа проводится в виде непрерывного диалога между преподавателем и учениками, в процессе которого принимается ряд совместных решений.
Результаты работы фиксируются преподавателем на доске, одновременно ученики делают записи в своих тетрадях.
Содержание
1. Выбор жизненного события для экономического анализа. Преподаватель предлагает учащимся выбрать какое-либо достаточно важное жизненное событие для проведения экономического анализа, т. е. определения связи этого события с экономикой, наличия в нем экономических сторон. Например, в числе событий, которые становятся объектом анализа, могут быть «Рабочий день школьника», «Мы идем в кино», «Празднование дня рождения». Перечень событий составляется преподавателем вместе с учащимися.
Преподаватель с учетом предпочтений учащихся рекомендует избрать для анализа определенное событие. Предположим, что учащиеся по совету учителя решили проанализировать рабочий день школьника.
2. Составление основных этапов события, выбранного для экономического анализа. В рассматриваемом примере учащиеся называют основные этапы, которые составляют событие, а преподаватель после одобрения каждого из этапов большинством учащихся фиксирует их на доске.
Например, в качестве этапов рабочего дня школьника названы: 1. Зарядка. 2. Завтрак. 3. Дорога в школу (с использованием транспорта). 4. Занятия в школе. 5. Перемены. 6. Обед в школьной столовой. 7. Внеклассные занятия (кружки, секции и т. д.), 8. Дорога домой после школы. 9. Выполнение домашних заданий. 10. Выполнение домашних обязанностей (покупка продуктов, уборка, приготовление пищи).. 11. Культурная программа (ТВ, видео и кино и т. д.). 12. Ужин. 13. Подготовка ко сну, 14. Сон.
Наряду с этими типовыми этапами могут быть включены и дополнительные, такие, как общение со сверстниками:, посещение поликлиники, посещение парикмахерской.
3. Выявление экономической сущности каждого этапа события. Анализируя основные этапы выбранного события, необходимо уяснить, что большинство жизненных процессов зримо и незримо связаны с экономикой, имеют свою экономическую сторону. Основными признаками связи события, процесса, явления с экономикой служит его активная направленность на обеспечение, поддержку жизнеспособности, наличие труда, использование орудий труда, материальные, денежные затраты, связанные с данным процессом. В свою очередь, признаками труда являются осознанность трудовых действий, наличие дополнительных затрат биологической энергии человека на выполнение данного вида деятельности и получение ощутимого, реального, признанного результата.
Применяя эти признаки, нужно установить, в какой мере отдельные этапы рассматриваемого события связаны с экономикой, так как в них присутствует труд, имеют место затраты ресурсов.
К примеру, зарядка направлена на поддержку жизнедеятельности ученика, представляет осознанное целенаправленное действие, требует затрат биологической энергии. Так что в зарядке есть признаки труда, и в этом смысле она есть экономический процесс. Если зарядка проводится с использованием спортивных снарядов, спортивной одежды и обуви, то она требует экономических затрат.
Далее, рассматривая завтрак, мы обнаруживаем, что это — удовлетворение жизненных потребностей в виде пищи, которое заведомо требует материальных и денежных затрат, представляет процесс жизнеобеспечения. В этом смысле этой своей стороной завтрак представляет экономический процесс. Таким образом ученики последовательно анализируют все этапы рассматриваемого события, выделяя в них то, что относится к экономике.
Практическая работа «Экономика и жизнь» имеет обширный спектр возможностей варьировать свое конкретное содержание, находить самые неожиданные, нетривиальные проявления экономики, ее связи с жизнью.
Задание: Приведите пример какого – либо события вашей жизни. Разложите его на составляющие. Опишите, какие составляющие относятся к экономике.