kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение уровня мотивации учащихся на уроках химии через различные способы деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое мотивация учащихся и какими способами привлечь учащихся к осмысленному изучению химии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение уровня мотивации учащихся на уроках химии через различные способы деятельности»»

Повышение уровня мотивации учащихся на уроках химии через различные способы деятельности»

(учитель химии МБОУ СОШ №4 Дубовик О.Т.)

 «Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

(В.А.Сухомлинский).


Ни для кого не секрет, желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако, такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у школьников, имеет отрицательное отношение общества к химии, несмотря на прогресс в области наукоемких технологий, успехов в получении химических продуктов. Конечно, существуют объективные причины (загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы), но в то же время существует недостаточная химическая грамотность населения.  Специфичность и сложность изучения предмета в школе не способствует повышению  мотивации к изучению предмета.
 
        Но что же такое мотивация? Как добиться ее повышения?
        Просматривая разные трактовки термина мотивации, можно остановиться на следующем:
        - Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких  методов, средств и  форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и учитывая психологическую картину класса.

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?

        У ребят,  впервые пришедших на урок химии,  глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные операции. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого, легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение ребят в учебный предмет. Главное не упустить в данный момент ребят. Требовательность учителя и контроль за выполнением требований, посильных, нарастающих по мере изучения – главный успех в данном направлении. У ребят в первой четверти оценки очень хорошие, это большой стимул для всех, даже для слабоуспевающих.            

Это уроки с использованием различных технологий (ИКТ, технологии практического обучения, критического мышления и др), методов, средств, приемов (это игровые моменты на уроке, использование памяток), различных форм обучения (нетрадиционных уроков: урок-игра, урок – путешествие).


Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.

Один из важнейших путей формирования и развития мотивационной сферы видится в поиске и внедрении в учебный процесс методов актив­ного обучения, под которыми понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и обще­ние в процессе их познавательной деятельности. Наиболее эффективными в этом плане я считаю, являются:

- метод учебного сотрудничества;

- метод проектов;

- игровые методы;

- метод кейсов («case study») — ситуационный се­минар, решение ситуационных задач, представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения;

проблемный семинар — представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, со­кратический семинар, дерево решений и т. д.

- дифференцированное обучение.

С целью формирования как социальных, так и познавательных мотивов в обучении химии я использую различные формы заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные химические задачи, интеллектуальные игры, загадки, химические диктанты, тесты разного типа, химические сочинения и др.

      Наблюдая за учебной деятельностью учащихся старших классов (9-11 кл), можно сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация. Причин здесь много: во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют. И тогда возникает негативное отношение к предмету. И с этим проявлением я сталкиваюсь часто.

          Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены». Как в таких условиях повысить мотивацию?

На мой взгляд это использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала  более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий.

       Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).

Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.

Примеры заданий, повышающих мотивационную деятельность учащихся на различных этапах урока:

1. Этап целеполагания

Тема: «Железо и его соединения» 9 класс, форма: загадка.

Учитель: в ответе загадки скрыта «тема урока»

Этот металл

На Землю метеоритом упал,

Из руды его человек получает,

В сталь и чугун превращает.


– Железо (может быть железный гвоздь)

Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки:

строение атома и свойства простого вещества (1 строчка),

нахождение в природе (2-3),

применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства.


2. этап Закрепление знаний

Тема «Бинарные соединения» 8 класс; форма: выполнение упражнения

Какой продукт я куплю в магазине, если его химическое название

Оксид водорода с оксидом углерода (IV). Обучающиеся пишут две формулы, видят воду и углекислый газ, и ответ: газированная вода.


3.Отработка нового материала может выглядеть так:

 В 8 - м классе при изучении темы «Растворы. Массовая доля растворенного вещества» предлагаю задачи «жизненного» содержания:

Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан объёмом 200г 2 ч. ложка сахара (1 ч. л содержит 12,5 г сахара), а второй - 2 кусочка сахара рафинада (1 кусочек имеет массу 5,6г). Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?  

С целью формирования у учащихся первоначальных понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, а также устойчивого познавательного интереса к химии, использую домашний химический эксперимент. Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели учащихся могут постепенно перерасти в мощный мотив учения – познавательный интерес. 

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Задания творческого характера служат и способом подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ОГЭ, ЕГЭ и являются эффективными в плане развития творческих способностей и мотивации на успех.

Таким образом, считаю, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Данные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Трофимовна Дубовик

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения" "
    ["seo_title"] => string(127) "stat-ia-ispol-zovaniie-podkhoda-lesson-study-dlia-issliedovaniia-motivatsii-uchashchikhsia-k-dostizhieniiu-tsieliei-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222005"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435759561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Аналитическая справка о расписании уроков 2014 - 2015г. "
    ["seo_title"] => string(56) "analitichieskaia-spravka-o-raspisanii-urokov-2014-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "208814"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430914862"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Социально-педагогическое значение, сущность, функции нестандартных форм урока как проблема психолого-педагогической науки "
    ["seo_title"] => string(142) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-znachieniie-sushchnost-funktsii-niestandartnykh-form-uroka-kak-probliema-psikhologho-piedaghoghichieskoi-nauki"
    ["file_id"] => string(6) "245531"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446138677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства