kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические технологии в инклюзивном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование является альтернативой специальной образовательной системе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии в инклюзивном образовании»

Педагогические технологии в инклюзивном образовании


Хохлова Антонина Юрьевна, ст. методист ГАПОУ КО «ККСД»


Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование является альтернативой специальной образовательной системе. Оно предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и обычных детей в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях.

В основе инклюзивного образования лежит принцип равного отношения ко всем людям. Он полностью исключает дискриминацию детей, нуждающихся в особых условиях обучения. Эта система признана мировым сообществом гораздо более эффективной, чем специальное или дополнительное образование детей с ОВЗ. Ключевым условием инклюзивного образования является доступность образования для всех детей, которая достигается путем приспособления образовательного учреждения к нуждам каждого ребенка. Это означает, что обычные общеобразовательные школы и профессиональные образовательные учреждения должны обеспечивать включение всех детей в общую систему образования, учитывая при этом особые потребности отдельных обучающихся. Лица с ОВЗ обучаются вместе с другими детьми в одном классе, а не в специально выделенных группах.

В систему инклюзивного образования должны быть включены образовательные учреждения дошкольного, основного, среднего, профессионального и высшего образования. Для этого необходимо реализовать техническое оснащение образовательных учреждений, а также организовать специальную подготовку воспитателей и педагогов.

Профессиональные воспитатели и педагоги, обладающие специальными знаниями и настроенные на преодоление любых трудностей, делают образовательное учреждение доступным для подростков со специальными потребностями путем создания в нем атмосферы, где подросток чувствует себя свободно и включен в полноценную социальную жизнь наравне со своими сверстниками.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения подростков независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Говоря о технологиях инклюзивного образования, мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения учащихся, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса:

‒технологии проектирования и программирования;

‒технологии командного взаимодействия преподавателя и специалистов;

‒технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для учащихся в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия.

Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике преподавателем на уроке. Классификация их осуществляется в соответствии с задачами и ролью в учебном заведении совместного образования учащихся с различными образовательными потребностями.

  1. Технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса.

  2. Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у учащихся в образовательном процессе.

  3. Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности.

  4. Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.

  5. Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс.

Следуя общим правилам и способам организации учебной работы на занятиях, преподаватель инклюзивной группы должен помнить и учитывать тонкости включения в работу учащегося с теми или иными особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Чаще всего такой подросток может отставать от темпа всей группы, выполнять задания на уровне, доступном ему, но данный уровень не будет соответствовать уровню освоения содержания предмета его однокурсниками.

Самостоятельная работа дает наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, так как задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей. Преподаватель создает условия для того, чтобы обучающийся мог поставить цели, сформулировать задачи, определить способы решения поставленных задач, смог оценить результаты своей деятельности. Такой процесс индивидуализации важен как для подростка с ограниченными

возможностями здоровья, так и для его нормативно развивающихся сверстников.

На технологическом уровне принцип индивидуализации воплощается в личностно ориентированной педагогике, педагогике поддержки, рефлексивно - деятельностном подходе в обучении, в технологиях проектной деятельности, технологиях тьюторского сопровождения.

Важным результатом инклюзивного образования является формирование жизненных навыков.

Можно выделить следующие технологии, направленные на повышение социальной компетенции:

  • прямое обучение социальным навыкам;

  • формирование социальных навыков через подражание;

  • организация групповых видов активности, в том числе и игровых.

При организации групповых видов активности, таких как работа в учебных группах, преподаватель планирует групповую активность подростков, способствующую их эффективному социальному взаимодействию; выбирает, участников для группы ‒ вводит эту активность; по ходу действия предлагает идеи взаимодействия, когда это необходимо.

В процессе инклюзивного образования предметом оценки выступают как сами достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. Выбор формы текущего оценивания определяется общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Можно сделать вывод, что современная образовательная программа должна включать изменения в условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых его потребностей.


Список литературы
  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор

успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. - 2011.- № 1. - С. 83-92.

  1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

  2. Музафарова Е. А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 89-91.

Интернет-ресурсы
  1. Материалы по инклюзивному

образованию http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогические технологии в инклюзивном образовании

Автор: Хохлова Антонина Юрьевна

Дата: 30.01.2023

Номер свидетельства: 624442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Характеристика педагогических технологий инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(79) "kharaktieristika_piedaghoghichieskikh_tiekhnologhii_inkliuzivnogho_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "450238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516084743"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Проект на тему: «Педагогические технологии инклюзивного образования»"
    ["seo_title"] => string(79) "proiekt_na_tiemu_piedaghoghichieskiie_tiekhnologhii_inkliuzivnogho_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "395618"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488045125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Педагогические технологии инклюзивного образования в школе"
    ["seo_title"] => string(63) "pedagogicheskie_tekhnologii_inkliuzivnogo_obrazovaniia_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "641332"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1701710769"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(82) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-trudnosti-i-probliemy-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "125686"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415031918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства