Патриотическое воспитание – великое дело: им решается участь человека
Патриотическое воспитание – великое дело: им решается участь человека
Воспитние человека всегда было сложной задачей. Оно должно быть таким, чтобы тот, кого воспитывают, мог легко и быстро адаптироваться к современному ему миру, мог реализовать свои возможности и внести свой вклад в развитие этого мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание – великое дело: им решается участь человека»
Патриотическое воспитание – великое дело:
им решается участь человека
Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
A. Барбюс
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Оно должно быть таким, чтобы тот, кого воспитывают, мог легко и быстро адаптироваться к современному ему миру, мог реализовать свои возможности и внести свой вклад в развитие этого мира.
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство со стороны учителя, воспитателя, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе всё же принадлежит педагогу. Да, в наше время, когда заметно пошатнулся институт семьи, процесс воспитания практически полностью и всецело лежит на плечах учителей.
Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизма, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.
Патриотическое воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.
Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я - гражданин».
Цели работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.
Задачи работы по патриотическому воспитанию
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Основные принципы:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков
Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Систему патриотического воспитания в классе строю с учётом возраста обучающихся, учитывая степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех обучающихся класса. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
Ученики активно участвуют в театрализованных представлениях, концертах, мероприятиях различного уровня.
Огромное воспитательное значение имели:
Общешкольные мероприятия:
Театрализованное представление «Дон многонациональный»
Театрализованное представление «Семейные традиции»
Литературная гостиная «Опалённые войной…»
Спортивная программа «А ну-ка, парни!»
Классные часы:
4 ноября – День народного единства;
Права ребенка;
Героями не рождаются, героями становятся (Пионеры-герои Великой Отечественной войны);
Дорога в космос;
Чернобыль: это не должно повториться!;
Пионер – значит первый!
Государственные символы РФ
Десант
Весёлая масленица
Мои ребята - активные участники акций:
Акция «Лучший подарок – книга» (детям-инвалидам)
Акция «Территория чистоты» (очистка от мусора школьной аллеи)
Акция «Древонасаждение»(посадка саженцев на территории гимназии),
Акция «Бессмертный полк»
Акция «Лента памяти»
Акция «Посылка в армию»,
Акция «Письмо солдату»
Большую роль, на мой взгляд, в воспитании патриота, гражданина своей родины является экскурсионная работа: посещение музеев. Экскурсии способствует воспитанию у обучающихся патриотизма, заставляют более глубоко интересоваться национальной культурой, историческим прошлым, способствуют сохранению традиций и обычаев своего народа.
Работа по патриотическому воспитанию ведется круглый год. Это и участие в конкурсе стихотворений, это и компьютерная презентация “Их именами гордится страна”, это и конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, которую в одностороннем порядке решить невозможно. В.А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». А воспитывают ребёнка не только в школе. Процесс воспитания не прекращается ни на минуту. Процесс воспитания продолжается и дома, и на улице, и в магазине…. Ребёнок – это чистый лист, на котором может оставить след любой, кто встретится ему на пути. И хорошо, если это будут только умные, добрые, воспитанные люди. Воспитание ребёнка - это не подготовка его к будущей жизни. Это сама жизнь!
Следовательно, классный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение обучающихся своего класса.
Работа классного руководителя – это кропотливый труд, это не просто мероприятия отдельные, а это жизнь вместе с детьми и в школе, и дома, и в социуме, поддержка их в трудную минуту. Стараюсь воспитывать личность, формировать человека, способного к продуктивной творческой деятельности, способного любить свою Родину, сопереживать происходящее и обладать чувством ответственности за будущее своё и ее. Выбранные мною виды работы помогают реализовать направления, обозначенные в воспитательной программе школы.
Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения – граждан России.