kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности формирования профессиональных компетенций у студентов СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетнций студентов СПО. Расскрывается понятие "формирование профессиональных компетенций". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования профессиональных компетенций у студентов СПО»

Особенности Формирования профессиональных компетенций студентов СПО


Богданова Н.А.


На сегодняшний день изменения социально-экономических условий государства требуют в образовании необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена, а важным положением содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов. В связи с этим обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, стоящие перед ним, готовый к профессиональному росту. Формирование профессиональных компетенций происходит в студенческом возрасте, поскольку на этапе самосознания и собственного мировоззрения происходит формирование профессиональных интересов, усиливаются познавательные мотивы, принимаются самостоятельные решения, происходит профессиональное самосовершенствование и саморазвитие личности.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную понятию «формирование», можно выделить следующие основные положения:

1. авторы определяют «формирование» как особую форму развития личности человека в процессе его жизнедеятельности и под влиянием специальных воздействий окружающей среды, наследственности и воспитания (Т.А. Ильина, Ю.К. Бабанский, О. С. Горобенко, В.А. Сластёнин);

2. под «формированием» понимают результат развития личности, её становления, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств (И.Ф. Харламов);

3. формирование - наполнение форм новым содержанием, процесс предоставления студенту определенных форм и условий деятельности (Л.В Ведерникова, И.А. Коробейникова);

4. в педагогической практике формирование - это применение методов, приемов и способов влияния на личность с целью создания у нее системы знаний, умений и навыков, определенного склада памяти и мышления.

Под формированием профессиональных компетенций у студентов СПО мы понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий студенту для достижения определенного результата, т.е сформированных компетенций у студента, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.

Основной особенностью формирования профессиональной компетенции выступает студенческий возраст.

 Анализ психолого-педагогической литературы авторов Б.Г.Ананьев, Л.С.Грановская, И.А.Зимняя, В.Т.Лисовский, и др. показал, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переассоциирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.

Студенческий  возраст  — это  возраст  формирования  собственных  взглядов, отношений, уникальный  период  жизни  человека, где развиваются  нравственное и  эстетическое  отражение  окружающей  действительности,  происходит становление  и  укрепление  черт  характера,  привычек  и  установок.  В  данном  периоде  происходит овладением  всей  системой  социальных  ролей  взрослого  человека: учебных,  гражданских,  профессиональных,  трудовых,  политических, выражающихся в самостоятельности студента.

Стремление  к  самостоятельности,  объясняется  растущими  проблемами  самосознания  и  самоопределения,  решить  которые  студенту  бывает  трудно.  Возросший  уровень  самосознания  и  способствует  развитию  уровня  требований  студента  к  себе и к окружающим  людям.  Они  становятся  более  критичными  и  самокритичными,  предъяв­ляют  требования  более  высокого  уровня к  окружающим.

Студенческий  период  является  центральным  периодом  становления  всей  системы профессионально - ценностных  ориентаций  и  мотиваций, формированием  неповторимой,  творческой  индивидуальности,  становления  интеллектуальной  системы  и  личности  в  целом. 

Некоторые  особенности  психики  студенческого  возраста  опреде­ляются  промежуточностью  общественного  положения  и  статуса в обществе.  Молодого  человека  занимает  собственная  возрастная  специфика,  право  на  независимость  и  др.  Выраженная  ориентировка  и  опреде­ление  своего  места  в  мире  среди людей  предполагает  личностное  и  социальное  самоопределение.  Социально-психологические  свойства  этой  возрастной  категории  зависят  не  столько  от  возрастных  особенностей,  сколько  от  социально-профессионального  определения,  самостоятельности,  выбора  жизненного  пути.

Комплекс  интеллектуального  потенциала  студента,  а  также  индивидуальные характеристики  профессиональных  качеств  личности,  которые  включают  в  себя  самообразование, самоорганизацию, саморефлексию, саморазвитие личности,  определяют  успешность в обучении  профессиональной деятельности.

Направленность  личности  студента  определяет  использование  целого  комплекса  духовных, интеллектуальных, материальных потребностей,  которые  предполагают  дальнейшее  удовлетворение и проявляется  в  стремлении  стать  профес­сионалом.  При  этом необходима  активность,  которая  проявляется  через  стремление,  влечение,  желание  и  эмоциональные  состояния студента в профессиональной деятельности.

Время  учёбы  в СПО  совпадает  со  вторым  периодом  юности  или  первым  периодом  зрелости,  который  отличается  сложностью  становления  личностных  черт  (работы  Б.Г.  Ананьева,  А.В.  Дмитриева,  И.С.  Кона,  В.Т.  Лисовского  и  др.).  Одной из основных  черт нравственного  развития  студента  является  усиление  сознательных  мотивов  поведения. Укрепляются  качества,  которых  не  хватало  в  школе - инициатива, целеустремленность,  реши­тельность, самостоятельность,  настойчивость, ответственность,  умение  владеть  собой. 

 Успешность  учебной  деятельности  студента  опреде­ляется  освоением  новых  для  него  особенностей  профессии  в  СПО, формированием профессиональных компетенций.  В  процессе  обучения  формируются профессионально-ценностные установки,   развиваются индивидуальные характеристики  профессиональных  качеств  личности студента.

Многие  проблемы  у студентов возникают на  первом курсе обучения  в СПО, которые связаны  с  отсутствием  навыков  самостоятельной  работы,  неумением  конспектировать  лекционный  материал,  работать  с  различными источниками,  анализировать, сравнивать, обобщать  полученную информацию,  ясно  и  логично  излагать  свои  мысли, не умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности.

В связи с модернизацией российского образования преподаватель должен направить деятельность студента на освоение профессиональных компетенций. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для решения профессиональных задач, на основании овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдавать экзамены.

Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не способен использовать полученную информацию в своей профессии, он только становиться хорошо информированным специалистом. Решением этой проблемы становится использование в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, которые позволят сместить акценты на следующие важные моменты: самостоятельность, самоорганизацию, самообразование и саморазвитие студента, появятся профессионально-ценностные установки. Это позволяет специалисту решать профессиональные задачи, на основе полученных знаний, умений, навыков, освоению предмета и модулей профессиональной деятельности, овладение новыми приемами, способами и технологиями профессии.

На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.

Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:

- проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;

- формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;

- повышаются профессионально-ценностые установки;

-обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.

Таким образом, особенностями формирования профессиональных компетенций студентов СПО выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии.



Список литературы


1. Ведерникова, Л.В., Поворознюк О.А. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования в условиях модернизации педагогического образования [Текст]/Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А. //Сибирский педагогический журнал.- 2013. № 6. -С. 102-105.

2. Ведерникова, Л.В., Тенюнина И.А. Становление траектории профессионального развития как средство самореализации будущих педагогов [Текст] /Ведерникова Л.В., Тенюнина И.А. //Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. -2013. № 5 (11). -С. 4-9.

3. Ведерникова, Л.В., Кашлач, В. М. Профессиональная социализация педагога в условиях социального партнерства/ Л. В. Ведерникова, В. М. Кашлач: монография - Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Ишимский гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова". Ишим, Тюменская обл., 2009.

4. Ведерникова, Л.В, Кунгурова, И.М. Профессионально-творческое саморазвитие студентов педвуза [Текст]: учеб. мет. пособие/ Л.В. Ведерникова, И.М. Кунгурова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009. – 144 с.

5. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 51-55.

6. Капустина, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО [Текст] // Капустина, Л.И. Научные исследования. – 2011.- № 3. – С. 88-92

7. Педкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие/ под ред. П.И. Педкасистого.- М.: Высшее образование, 2008.-430 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Особенности формирования профессиональных компетенций у студентов СПО

Автор: Богданова Наталья Анатольевна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Особенности формирования  математической   компетентности  студентов в педагогическом колледже "
    ["seo_title"] => string(106) "osobiennosti-formirovaniia-matiematichieskoi-kompietientnosti-studientov-v-piedaghoghichieskom-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "215927"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432824984"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников "
    ["seo_title"] => string(159) "mietodichieskiie-aspiekty-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-kak-sposoba-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii-vypusknikov"
    ["file_id"] => string(6) "219335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434120765"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) ""Особенности преподавания английского языка для студентов образовательных учреждений  СПО социально- экономического профиля" "
    ["seo_title"] => string(139) "osobiennosti-priepodavaniia-anghliiskogho-iazyka-dlia-studientov-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii-spo-sotsial-no-ekonomichieskogho-profilia"
    ["file_id"] => string(6) "102043"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402476397"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Презентация на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГБОУ СПО МО «Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова»" "
    ["seo_title"] => string(155) "priezientatsiia-na-tiemu-osobiennosti-formirovaniia-zdorov-iesbieriegaiushchiei-sriedy-v-gbou-spo-mo-zhukovskii-aviatsionnyi-tiekhnikum-imieni-v-a-kazakova"
    ["file_id"] => string(6) "161412"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422210071"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья "Внедрение метода паптфолио в образовательный процесс в СПО" "
    ["seo_title"] => string(73) "stat-ia-vniedrieniie-mietoda-paptfolio-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-v-spo"
    ["file_id"] => string(6) "102731"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402548271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства