Внедрение метода портфолио в образовательный процесс СПО.
подготовила преподаватель информатики
Медведева Н.М.
Профессиональная компетентность – интегральная профессионально- личностная характеристика педагога, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально – педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию, в поиске новых идей и новых подходов к организации педагогической деятельности.
Профессиональное развитие педагога СПО – длительный процесс, целью которого является формирование « мастера своего дела». Современному преподавателю необходимо быть компетентным, творчески активным, конкурентоспособным, уметь представлять себя в условиях СПО учреждения. Поможет в этом подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т.е. портфолио.
Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определенный период времени. Этот метод позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности, с тем чтобы сделать определенные выводы о дальнейшем продвижении в профессии.
По форме портфолио представляет собой папку, содержащую многообразную информацию о профессиональных достижениях.
Конечную цель портфолио многие педагоги видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам воспитательно – образовательной деятельности педагога.
Основные цели создания папки достижений – оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии ( самооценки).
Портфолио позволяет учитывать все достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Оно также помогает решать важные задачи:
1.поддерживать высокий уровень мотивации педагога;
2.поощрять активность и самостоятельность;
3.расширять возможности обучения и самообучения;
4.развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности…
Благодаря этим особенностям портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного педагога. Оно может стать эффективным инструментом, контролирующим сомооценочную деятельность в межаттестационный период.
Регулярное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления, поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о его профессиональной деятельности. Портфолио педагога может служить также основанием для участия в различных конкурсах, распределения стимулирующей части оплаты труда при переходе на новую систему.
Существует множество вариантов систематизации материалов в папке достижений. Стандартное портфолио представлено следующими разделами:
1. « Визитная карточка педагога». Помимо личной информации преподаватель указывает педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении, категорию и разряд, а также сопровождает информацию личной фотографией.
2. «Документы» В специальную таблицу заносятся данные об образовании, окончании курсов повышения квалификации, прохождении аттестации.
3. « Методическая деятельность педагога» фиксируется деятельность, направленная на изучение вопросов воспитания, обучения, развития студентов ознакомление с передовым педагогическим опытом, представление опыта работы и обобщение его в различных формах. Также отмечается участие педагога в профессиональных конкурсах, инновационной деятельности, наличие публикаций.
4. « Творческие работы педагога» Он является своеобразным информационным банком, который содержит конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий, консультации с родителями, анкеты, фотографии на различных общеколледжных и групповых мероприятиях и др. Создание такого «банка» во многом способствует повышению интеллектуального потенциала, а также стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.
5. « Достижения студентов». Этот раздел должен отразить не только количественные показатели успешности студентов, но и деятельность педагога по повышению этих показателей. Профессиональная компетентность педагога СПО во многом зависит от его аналитических умений, т.е. способностей наблюдать, диагностировать уровень развития, воспитания и степени обученности каждого студента, анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации педагогического воздействия.
6. Умение создать комфортную, благоприятную окружающую развивающую среду длястудента оценивается в разделе « Предметно – развивающая среда»
7. « Отзывы о педагоге» - один из объективных показателей деятельности работников СПО. Здесь могут быть представлены отзывы администрации и коллег, благодарности родителей,студентов.
8. Раздел « Общественная деятельность педагога» помогает раскрыться с разных сторон, проявить интересы, увлечения, творческие способности. В данном разделе отмечается участие педагога в мероприятиях, руководство методическими объединениями и др.
Подводя итог, можно сказать, что портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, а также прогресс по сравнению с предыдущими результатами.