Просмотр содержимого документа
«"Особенности вокальной работы с мальчиками"»
« Особенности вокальной работы с мальчиками младшего возраста»
Эстрадное пение в коллективе «Менестрели»
В 2024 году я начала работу по самообразованию «вокальная работа с мальчиками в эстрадном коллективе». Почему появилась эта тема? Потому, что к нам пришли мальчики, заинтересованные в обучении вокальному мастерству.
Чем отличаются голоса мальчиков от голосов девочек? Есть ли отличия в мотивации обучения? Как воспринимается подача материала у них? Какие психологические особенности? Каков конечный продукт в работе? Все эти вопросы интересовали меня, заставляя искать дополнительный материал по работе с мальчиками.
Возраст мальчиков в вокальном коллективе «Менестрели» 7-10лет
Эта возрастная категория требует особого внимания, что обусловлено психологическими и физиологическими процессами, происходящими в данный период. Задача педагога: увлечь ребят, «оторвать» их от улиц, негативного влияния телевидения и поголовной компьютеризации. Открыть им мир музыкального искусства, научить видеть прекрасное и тем самым обогатить их внутренний мир. Детей надо заинтересовать, зажечь своей влюбленностью в музыку. Это непростая задача для руководителей. Тем более мешает тот «миф», что вокал и танцы созданы для девочек. Это убеждение приходится аннигилировать и приводить примеры о том, насколько многогранно и объемно представлено вокальное творчество среди мужчин на эстраде. Взять хотя бы рейтинг популярных певцов современности. Первые строчки в хит параде занимают певцы мужчины.
Вокальная работа с мальчиками требует особого подхода из-за особенностей их певческого аппарата, который подвержен резким изменениям и легче уязвим при неправильной работе.
Особенности голоса мальчиков 7–10 лет в контексте эстрадного вокала:
Голосовой аппарат развит слабо: нёбо практически неподвижно, связки истончённые, тип дыхания поверхностный.
Голос не имеет большой силы, окрашен головным резонатором.
Происхождение звука начинается в гортани, связки колеблются только краями, полностью не смыкаясь.
Некоторые аспекты вокальной работы, необходимые при работе с мальчиками:
Индивидуальный подход. Важно следить за состоянием певческого аппарата и менять певческий режим в соответствии с изменениями.
Развитие общей музыкальности. Параллельно с «чисто вокальной» работой необходимо развивать общую музыкальность мальчика, его эмоциональность и выразительность.
Обучение правильному дыханию. Не следует приучать мальчиков к слишком глубокому вдоху, так как это часто приводит к перенапряжению мышц живота и гортани.
Работа с репертуаром. Он должен быть направлен на развитие певческого диапазона, музыкальной памяти, тембра, чувства ритма. Важно, чтобы все задачи были поставлены, опираясь на идею «от простого к сложному».
Использование хореографических и театрализованных элементов. Они помогают исправить мышечную вялость мальчиков.
Помимо этого, педагогу надо знать некоторые психологические особенности мальчиков, которые помогут в дальнейшей работе с ними.
В возрасте 7–10 лет у мальчиков происходит активное развитие психики и личности.
Психологические особенности этого возраста:
Желание быть лучше других. Это попытка позиционировать себя в обществе других детей. Мальчикам хочется получать одобрение, признание учителей, быть популярными в группе.
Необходимость признания успехов. Для детей этого возраста важно, чтобы оценили их труды.
Начало волевого развития. Деятельность детей носит направленный характер: они знают, чего хотят и как этого добиться.
Формирование понятия об ответственности.
На творческих занятиях, педагогу стоит учитывать и такие особенности у детей мужского пола.
Высокая двигательная подвижность,
Высокий интерес к новизне,
Слабая внимательность и быстрая усталость. Смена настроения.
Интерес, что происходит здесь и сейчас,
Соревновательность.
«Чувство стадности»
Все это создает предпосылки к образованию дружного, сплоченного коллектива, увлеченного и творческого. Но при правильной работе педагога!
Педагогу надо быть мобильным, внимательным, творческим, умеющим «зажигать» детей своими креативными заданиями, ставить правильные приоритеты, выбирать правильные подходы, мотивировать детей на творческое саморазвитие, создавать соревновательный аспект на занятиях.
Также в работу вокального коллектива может входить запись вокала в студии, сведение и другие этапы.
И как закономерный итог - выход на сцену, где можно подарить свою песню слушателям. Так, чтобы они услышали, поняли все эмоции и переживания, которые хотелось донести.
Так как мальчики по своей природе более амбициозны, конкурсы в которых они участвуют, мотивируют их на дальнейшее обучение.
Участие в вокальных конкурсах имеет важное значение для мальчиков-певцов, так как помогает им:
-Раскрыть свой потенциал.
-Повысить уверенность в себе.
-Освоить новые музыкальные техники; расширять свой репертуар
-Получить опыт публичного выступления.
-Получить оценку зрителей и профессиональное мнение жюри
-Расширить круг общения. Участие в подобных мероприятиях способствует укреплению дружеских связей и созданию новых знакомств.
Для мальчиков важен результат. Для девочек процесс работы.
Репертуар для концертов и конкурсов для мальчиков подбирается в соответствии с возрастом, гендерными и психологическими особенностями.
Категория детских песен.
1Яркие, запоминающиеся, с понятным ритмом и музыкальным образом. Как правило, танцевальные, зажигательные. Песни, развлекающие публику и создающие хорошее настроение
2 Песни о семье, о светлых чувствах к маме. О сострадании и сочувствии. Об уважительном отношении к пожилым людям.
О трепетном отношении к животным.
3 Патриотическая направленность.
Песни о Родине, о культуре и величии родного края. Военные песни.