Просмотр содержимого документа
«Музейная педагогика для воспитания обучающихся»
Вятчанина М.В., педагог-организатор
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга» г.Черногорск.
Музейная педагогика для воспитания обучающихся
В связи с модернизацией системы образования значительную роль играет взаимосвязь краеведческих музеев с учреждением, деятельность которых полностью соответствует Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Сотрудничество учреждения с музеем осуществляется для реализации следующих целей:
-воспитание любви к родному краю и его людям;
-формирование самосознания, становления активной жизненной позиции,
-развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия;
-развитие творческих и организаторских способностей;
-формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Задачи должны чётко согласовываться с принципами: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность, которые должны ярко прослеживаться в технологиях музейной педагогики:
Благодаря тесной работе с музеем, реализуются следующие развивающие технологии:
1.Проектно-исследовательские (дающие возможность обучающимся проявить себя в поисково-исследовательской работе)
2.Экскурсионные (формирующие устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем, развить способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию) Особенность этой технологии в сочетании рассказа и показа. Здесь используется вопросно-ответный метод, приём игры и продуктивная деятельность детей
3.Игровые (развивающие коммуникативные и личностные компетенции ребёнка)
Время не стоит на месте, постоянно движется вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Не все школьники в настоящее время хорошо знают о истории своего родного края, города. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие трудовые подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, укрепить живую связь времен и поколений.
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы».
Патриотизм - одна из базовых составляющих личности гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям. Одной из ведущих тем в истории города Черногорска является тема угледобычи. Ведущая экспозиция музея посвящена теме «Становление угледобычи на Черногорских копях». Выставка охватывает период с 1907 по 1936 г., т.е. начальный этап развития рабочего поселка Черногорские копи до преобразования его в город Черногорск.
Цель выставки – повествование о тяжелых буднях первых шахтеров – поселенцев. Глухие забои, простейшие орудия труда, жалкие жилища, привозная вода – вот лишь некоторые штрихи той ушедшей эпохи, которые не должны забываться.
Выставка рассчитана на разные категории населения: детей дошкольного возраста, школьников, студентов и взрослых.
Ежегодно для школьников и студентов города Черногорска в Музее истории запланирован и проводится цикл патриотических мероприятий и экскурсий
Успешно реализуются проектно-исследовательская работа школьников, дающая возможность обучающимся проявить себя в поисково-исследовательской работе. В экспозиции музея использовались документальные фотографии и материалы о шахтах Черногорска, из личного фонда МинаковаА.Ф. бывшего начальника отдела ОТиЗ треста «Хакасуголь», «Ветерана труда», Полного Кавалера Шахтерской Славы, а также предметы и вещи горняков, трудившихся на Черногорских шахтах в 1930 гг., переданные в музей старейшими жителями города.
В экспозиции музея представлены подлинники орудий труда и предметов защиты черногорских шахтеров начала прошлого столетия: каска шахтерская , 1930 гг., лопата «Карагандинка» - подборная, кувалда и кирка шахтерская, китель «Почетного шахтера» бригадира женской бригады новалоотобойщиков Чайниковой М.И. 1949 г. Эти предметы создают особое впечатление, остаются в памяти, помогают лучше представить и понять события прошлого. А увидеть их главным образом можно в музее.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.
Библиографический список
1. Памятники и памятные места г. Черногорска: [буклет]. – Черногорск: ООО «РИЦ», Музей истории г. Черногорска, 2008. – [4 с.]
2.Памятники и памятные места г. Черногорска: путеводитель. – Черногорск: ООО «Интеграл», Городской музей, 2002. – [6 с.]