kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель развития профессиональной адаптации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к

будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

           Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель развития профессиональной адаптации обучающихся»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

отделение Строительства











ДОКЛАД

на тему

«МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»











Подготовил: преподаватель спецдисцмплин

С.Б. Гончарова















Пенза, 2016

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к

будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.

В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или

иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе. Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении

молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.







I. Модель развивающей адаптационной учебно-производственной среды

Модель развивающей адаптационной учебно-производственной среды выстроена на основе предметных, проектно - исследовательских, социально – культурных и производственных элементов. Её реализация позволяет обучающимся адаптироваться к быстро меняющимся содержанию и условиям профессионального труда и овладеть комплексом средств для успешной самореализации личности.

Важнейшим принципом построения модели социально-профессиональной адаптации является совместная проблемно-целевая деятельность обучающихся и педагогов. Проблема, решаемая в процессе деятельности, должна быть очевидна и реальна как для педагога, так и для обучающегося. Таким образом, наличие содержательной проблемы и её формулировка задают предметность пространства построения адаптационной модели.

Модель социально-профессиональной адаптации обучающихся в учебном производстве колледжа выглядит следующим образом :

Участники процесса социально-профессиональной адаптации – это:

1. обучающиеся;

2. педагогический коллектив;

3. сотрудники колледжа;

4. социальные партнеры.

Совместная проблемно-целевая деятельность обучающихся, педагогов и работодателей в условиях учебного производства колледжа включает в себя:

1. практическое обучение на предприятиях отрасли;



2. производственную деятельность ;

3. проектно-исследовательскую деятельность;

4. предпринимательскую подготовку.

В результате социально-профессиональной адаптации у выпускника колледжа формируются ключевые компетенции:

1. Профессиональные - базовые знания и умения, знакомство с современными технологиями и оборудованием и достижениями НТП;

2. Интеллектуальные - гибкость и широкомасштабность мышления, способность применять знания к реальным ситуациям;

3. Образовательные - владение методами познания, готовность к непрерывному обучению, общая образованность;

4. Коммуникативные - умение слушать собеседника, вести переговоры, навыки письменного общения, социальное взаимодействие;

5. Личностные компетенции - рефлексивное мышление, мобильность, самокритичность, толерантность, уверенность в себе;

6. Информационные - владение компьютерными технологиями, способность искать и обрабатывать информацию с помощью современных технологий.

II. Этапы социально-профессиональной адаптации.

С учетом возрастного, психологического и социального аспектов разработаны этапы социально-профессиональной адаптации:

1 этап – профессионального выбора. Происходит появление мотивации к обучению и развитие профессиональных предпочтений подростков. У обучающихся происходит изменение образовательной модели (от школьной – общеобразовательной к профессиональной). Важнейшим моментом допрофессионального этапа является диагностика, изучение профессиональных предпочтений первокурсников. В результате проводимых мероприятий происходит самоопределение обучающихся по отношению к выбранной профессии.

2 этап – первичная адаптация и индивидуализация. Обучающиеся получают первичные профессиональные навыки. Через профессиональные пробы происходит выявление склонностей и интересов к различным видам деятельности. Организуется включение в проектную и исследовательскую деятельность. Профессиональный кругозор расширяется за счет участия в экскурсиях, студенческих конференциях. Разработка и реализация собственных учебных проектов и приобретение практикоориентированного опыта приводит к появлению положительной трудовой мотивации.

3 этап – начальной профессионализации. Характеризуется возможностью применения начальных навыков к выполнению несложных производственных заданий. Самореализация обучающихся осуществляется через включение в исследовательскую, проектную и учебно-производственную деятельность. Возникающие задачи требуют мобилизации имеющихся возможностей и осознания их дефицитности. Выполнение конкретных производственных заказов и реализация бизнес-проектов способствуют приобретению обучающимися опыта сотрудничества и взаимодействия в профессиональной среде.

4 этап – профессиональной самореализации. Заключается в реализации полученных знаний, творческого потенциала, организации собственных предпринимательских проектов. Состояние обучающегося характеризуется достижением на протяжении временного отрезка баланса личности и социального окружения. Развиваются профессиональные интересы, мотивации к дальнейшему профессиональному образованию и построению профессиональной карьеры. Осуществляется вхождение в производственную среду и социальная адаптация в ней. Включенность обучающегося в процесс совместной со взрослыми деятельности обеспечивает получение ими уникального индивидуального опыта.

Новизна создаваемой модели социально-профессиональной адаптации заключается в том, что она является не фрагментарной репродукцией производственной деятельности, а целостной структурой социально-производственной сферы.

В рамках исследования разработаны, уточнены и апробированы педагогические условия, способствующие эффективному функционированию модели социально-профессиональной адаптации обучающихся в колледже. К ним относятся те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают его эффективное протекание.

Критерием качества создаваемой модели является возможность, обеспечить субъектам образовательного процесса качественное личностное саморазвитие, реализующееся посредством усиления познавательной мотивации обучающихся. Важнейшими факторами усиления познавательной мотивации является исследовательская и проектная деятельность. Под исследовательской стратегией образовательного процесса понимается системный подход к построению модели профессиональной подготовки, обеспечивающий формирование у обучающихся творческих умений, навыков научно-исследовательской экспериментальной работы, научного стиля мышления.

Реализация исследовательской стратегии образовательного процесса основывается на широком применении в учебном процессе проектно-исследовательского метода с целью развития познавательной и творческой активности. Для этого необходимо использовать следующие педагогические условия:

- научно-исследовательскую практическую деятельность обучающихся;

- совместную экспериментальную и исследовательскую деятельность обучающихся и педагогов колледжа.

Принцип единства учебной и исследовательской деятельности определяет необходимость включения познавательных исследовательских заданий в профессиональные и общеобразовательные учебные курсы, непрерывный характер проектно-исследовательской работы обучающихся в течение всего срока обучения. Разнообразные формы исследовательской работы способствуют формированию у обучающихся познавательной мотивации, творческого мышления, развитию эрудиции, расширению кругозора, приобретению опыта работы с научной и справочной, методической литературой, овладению и обобщению навыков работы с теоретическим и справочным материалом.

Обучение в системе проектно-исследовательской деятельности развивает предпринимательские способности как важнейшее средство профессионального самовыражения и саморазвития. Способность анализировать ситуацию и действовать в конкретных условиях в рамках предпринимательской логики позволяет молодому человеку выстраивать внешнюю средовую ситуацию под свои интересы и достигать намеченной цели.

Важной частью обучения является организация системы предпринимательской подготовки. Система предпринимательской подготовки обучающихся в колледже включает ряд образовательных площадок и мероприятий, позволяющих получить качественную теоретическую подготовку по ряду предметов, необходимых для организации деятельности, так и образовательных пространств, предусматривающих возможность непосредственного проектирования и осуществления собственных бизнес - инициатив.

Задача обучения предпринимательству сводится к передаче необходимых знаний по предмету, к развитию предпринимательской активности, то есть способности рисковать, брать ответственность на себя, быстро принимать решение, строить коммуникации, постоянно находиться в поиске нового.

В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты исследований. На их основании разработана система социально-профессиональной адаптации обучающихся, способствующая развитию личностных и профессиональных качеств, трудоустройству выпускников, их безболезненному вхождению в профессиональную среду, развитию качеств социальной мобильности.

В ходе исследования решены следующие задачи:

1. Определены организационно-педагогические условия успешной адаптации обучающихся, такие как:

- организация образовательного процесса на основании учета запросов, потребностей и всестороннего развития личности обучающихся;

- включение обучающихся в учебное производство, обеспечивающее активное участие и взаимодействие с окружающей средой;

- познавательная самостоятельность обучающихся, высокий уровень творческой, профессиональной мотивации к развитию и получению знаний;

- создание социокультурной среды, способствующей социально-профессиональной адаптации обучающихся.

2. Разработана модель социально-профессиональной адаптации в колледже, состоящая из проектно-исследовательского, производственного и социокультурного блоков, реализуемых в условиях учебного производства.

3. В результате выявлен высокий уровень адаптированности выпускников колледжа. Анализ трудоустройства показал их готовность к встрече с изменившимися рыночными условиями современной экономики, развитые способности к предпринимательству, ведению самостоятельной деятельности.

4. Разработан комплекс мер, направленных на перестройку ценностно-мотивационной и операционно-исполнительской сфер деятельности педагога, важнейшим принципом которого является совместность проблемно-целевой деятельности. Определено содержание деятельности мастера производственного обучения, включающее функции педагога, исследователя и менеджера.

5. Разработаны и обоснованы методические рекомендации по реализации организационно-педагогических условий организации практико-ориентированного образовательного процесса, способствующего успешной адаптации обучающихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Модель развития профессиональной адаптации обучающихся

Автор: Гончарова Светлана Борисовна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Социальная адаптация учащихся СКОУ VIII вида  средствами обучения деловому письму»"
    ["seo_title"] => string(95) "sotsial-naia-adaptatsiia-uchashchikhsia-skou-viii-vida-sriedstvami-obuchieniia-dielovomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "292276"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455259646"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Модель успешного взаимодействия педагогического дуэта «Мы – команда: секреты взаимодействия»"
    ["seo_title"] => string(80) "model_uspeshnogo_vzaimodeistviia_pedagogicheskogo_dueta_my_komanda_sekrety_vzaim"
    ["file_id"] => string(6) "643918"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1705224215"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "245699"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446193855"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования "
    ["seo_title"] => string(136) "modiel-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-na-nachal-noi-stupieni-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "242258"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445430455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Программа по повышению качества знаний предметов естественно- научного цикла "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-po-povyshieniiu-kachiestva-znanii-priedmietov-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "245190"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446080970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства