Модель развития профессиональной адаптации обучающихся
Модель развития профессиональной адаптации обучающихся
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к
будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Подготовил: преподаватель спецдисцмплин
С.Б. Гончарова
Пенза, 2016
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к
будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или
иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе. Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении
молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.
I. Модель развивающей адаптационной учебно-производственной среды
Модель развивающей адаптационной учебно-производственной среды выстроена на основе предметных, проектно - исследовательских, социально – культурных и производственных элементов. Её реализация позволяет обучающимся адаптироваться к быстро меняющимся содержанию и условиям профессионального труда и овладеть комплексом средств для успешной самореализации личности.
Важнейшим принципом построения модели социально-профессиональной адаптации является совместная проблемно-целевая деятельность обучающихся и педагогов. Проблема, решаемая в процессе деятельности, должна быть очевидна и реальна как для педагога, так и для обучающегося. Таким образом, наличие содержательной проблемы и её формулировка задают предметность пространства построения адаптационной модели.
Модель социально-профессиональной адаптации обучающихся в учебном производстве колледжа выглядит следующим образом :
Участники процесса социально-профессиональной адаптации – это:
1. обучающиеся;
2. педагогический коллектив;
3. сотрудники колледжа;
4. социальные партнеры.
Совместная проблемно-целевая деятельность обучающихся, педагогов и работодателей в условиях учебного производства колледжа включает в себя:
1. практическое обучение на предприятиях отрасли;
2. производственную деятельность ;
3. проектно-исследовательскую деятельность;
4. предпринимательскую подготовку.
В результате социально-профессиональной адаптации у выпускника колледжа формируются ключевые компетенции:
1. Профессиональные - базовые знания и умения, знакомство с современными технологиями и оборудованием и достижениями НТП;
2. Интеллектуальные - гибкость и широкомасштабность мышления, способность применять знания к реальным ситуациям;
3. Образовательные - владение методами познания, готовность к непрерывному обучению, общая образованность;
6. Информационные - владение компьютерными технологиями, способность искать и обрабатывать информацию с помощью современных технологий.
II. Этапы социально-профессиональной адаптации.
С учетом возрастного, психологического и социального аспектов разработаны этапы социально-профессиональной адаптации:
1 этап – профессионального выбора. Происходит появление мотивации к обучению и развитие профессиональных предпочтений подростков. У обучающихся происходит изменение образовательной модели (от школьной – общеобразовательной к профессиональной). Важнейшим моментом допрофессионального этапа является диагностика, изучение профессиональных предпочтений первокурсников. В результате проводимых мероприятий происходит самоопределение обучающихся по отношению к выбранной профессии.
2 этап – первичная адаптация и индивидуализация. Обучающиеся получают первичные профессиональные навыки. Через профессиональные пробы происходит выявление склонностей и интересов к различным видам деятельности. Организуется включение в проектную и исследовательскую деятельность. Профессиональный кругозор расширяется за счет участия в экскурсиях, студенческих конференциях. Разработка и реализация собственных учебных проектов и приобретение практикоориентированного опыта приводит к появлению положительной трудовой мотивации.
3 этап – начальной профессионализации. Характеризуется возможностью применения начальных навыков к выполнению несложных производственных заданий. Самореализация обучающихся осуществляется через включение в исследовательскую, проектную и учебно-производственную деятельность. Возникающие задачи требуют мобилизации имеющихся возможностей и осознания их дефицитности. Выполнение конкретных производственных заказов и реализация бизнес-проектов способствуют приобретению обучающимися опыта сотрудничества и взаимодействия в профессиональной среде.
4 этап – профессиональной самореализации. Заключается в реализации полученных знаний, творческого потенциала, организации собственных предпринимательских проектов. Состояние обучающегося характеризуется достижением на протяжении временного отрезка баланса личности и социального окружения. Развиваются профессиональные интересы, мотивации к дальнейшему профессиональному образованию и построению профессиональной карьеры. Осуществляется вхождение в производственную среду и социальная адаптация в ней. Включенность обучающегося в процесс совместной со взрослыми деятельности обеспечивает получение ими уникального индивидуального опыта.
Новизна создаваемой модели социально-профессиональной адаптации заключается в том, что она является не фрагментарной репродукцией производственной деятельности, а целостной структурой социально-производственной сферы.
В рамках исследования разработаны, уточнены и апробированы педагогические условия, способствующие эффективному функционированию модели социально-профессиональной адаптации обучающихся в колледже. К ним относятся те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают его эффективное протекание.
Критерием качества создаваемой модели является возможность, обеспечить субъектам образовательного процесса качественное личностное саморазвитие, реализующееся посредством усиления познавательной мотивации обучающихся. Важнейшими факторами усиления познавательной мотивации является исследовательская и проектная деятельность. Под исследовательской стратегией образовательного процесса понимается системный подход к построению модели профессиональной подготовки, обеспечивающий формирование у обучающихся творческих умений, навыков научно-исследовательской экспериментальной работы, научного стиля мышления.
Реализация исследовательской стратегии образовательного процесса основывается на широком применении в учебном процессе проектно-исследовательского метода с целью развития познавательной и творческой активности. Для этого необходимо использовать следующие педагогические условия:
- научно-исследовательскую практическую деятельность обучающихся;
- совместную экспериментальную и исследовательскую деятельность обучающихся и педагогов колледжа.
Принцип единства учебной и исследовательской деятельности определяет необходимость включения познавательных исследовательских заданий в профессиональные и общеобразовательные учебные курсы, непрерывный характер проектно-исследовательской работы обучающихся в течение всего срока обучения. Разнообразные формы исследовательской работы способствуют формированию у обучающихся познавательной мотивации, творческого мышления, развитию эрудиции, расширению кругозора, приобретению опыта работы с научной и справочной, методической литературой, овладению и обобщению навыков работы с теоретическим и справочным материалом.
Обучение в системе проектно-исследовательской деятельности развивает предпринимательские способности как важнейшее средство профессионального самовыражения и саморазвития. Способность анализировать ситуацию и действовать в конкретных условиях в рамках предпринимательской логики позволяет молодому человеку выстраивать внешнюю средовую ситуацию под свои интересы и достигать намеченной цели.
Важной частью обучения является организация системы предпринимательской подготовки. Система предпринимательской подготовки обучающихся в колледже включает ряд образовательных площадок и мероприятий, позволяющих получить качественную теоретическую подготовку по ряду предметов, необходимых для организации деятельности, так и образовательных пространств, предусматривающих возможность непосредственного проектирования и осуществления собственных бизнес - инициатив.
Задача обучения предпринимательству сводится к передаче необходимых знаний по предмету, к развитию предпринимательской активности, то есть способности рисковать, брать ответственность на себя, быстро принимать решение, строить коммуникации, постоянно находиться в поиске нового.
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты исследований. На их основании разработана система социально-профессиональной адаптации обучающихся, способствующая развитию личностных и профессиональных качеств, трудоустройству выпускников, их безболезненному вхождению в профессиональную среду, развитию качеств социальной мобильности.
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. Определены организационно-педагогические условия успешной адаптации обучающихся, такие как:
- организация образовательного процесса на основании учета запросов, потребностей и всестороннего развития личности обучающихся;
- включение обучающихся в учебное производство, обеспечивающее активное участие и взаимодействие с окружающей средой;
- познавательная самостоятельность обучающихся, высокий уровень творческой, профессиональной мотивации к развитию и получению знаний;
- создание социокультурной среды, способствующей социально-профессиональной адаптации обучающихся.
2. Разработана модель социально-профессиональной адаптации в колледже, состоящая из проектно-исследовательского, производственного и социокультурного блоков, реализуемых в условиях учебного производства.
3. В результате выявлен высокий уровень адаптированности выпускников колледжа. Анализ трудоустройства показал их готовность к встрече с изменившимися рыночными условиями современной экономики, развитые способности к предпринимательству, ведению самостоятельной деятельности.
4. Разработан комплекс мер, направленных на перестройку ценностно-мотивационной и операционно-исполнительской сфер деятельности педагога, важнейшим принципом которого является совместность проблемно-целевой деятельности. Определено содержание деятельности мастера производственного обучения, включающее функции педагога, исследователя и менеджера.
5. Разработаны и обоснованы методические рекомендации по реализации организационно-педагогических условий организации практико-ориентированного образовательного процесса, способствующего успешной адаптации обучающихся.