В современных условиях выпускник вуза должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической педагогической деятельности. Получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте - это жизненная необходимость для выпускника учебного заведения.
Основными задачами наставника при сопровождении молодого специалиста являются:
формирование четких представлений о профессиональной деятельности, системности работы педагога;
развитие профессиональной готовности к самостоятельной деятельности;
содействие адаптации молодого специалиста на рабочем месте;
согласование профессиональных предпочтений со спецификой и задачами ОУ;
помощь молодому специалисту в организации взаимодействия с администрацией и педагогическим коллективом с целью создания социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся и других участников образовательного процесса;
практическое ознакомление с содержанием работы в образовательной организации и развитие профессиональных умений и навыков по основным направлениям деятельности;
развитие способности молодых специалистов анализировать и интерпретировать эмпирический материал, обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты, корректировать деятельность в зависимости от ситуации;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В современных условиях выпускник вуза должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической педагогической деятельности.
Получить поддержку опытного профессионала, который способен
предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте - это
жизненная необходимость для выпускника учебного заведения.
Основными задачами наставника при сопровождении молодого специалиста являются:
формирование четких представлений о профессиональной деятельности, системности работы педагога;
развитие профессиональной готовности к самостоятельной деятельности;
содействие адаптации молодого специалиста на рабочем месте;
согласование профессиональных предпочтений со спецификой и задачами ОУ;
помощь молодому специалисту в организации взаимодействия с администрацией и педагогическим коллективом с целью создания социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся и других участников образовательного процесса;
практическое ознакомление с содержанием работы в образовательной организации и развитие профессиональных умений и навыков по основным направлениям деятельности;
развитие способности молодых специалистов анализировать и интерпретировать эмпирический материал, обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты, корректировать деятельность в зависимости от ситуации;
Профессиональное становление молодого специалиста осуществляется постепенно. На уроках и мероприятиях могут присутствовать члены администрации, педагог-наставник, которые помогают в организации учебной и внеучебной деятельности, способствуют снятию затруднений.
После урока или мероприятия обязательно анализ и рефлексия, важно отметить положительные моменты в деятельности молодого учителя, а потом очень корректно дать совет, если что-то не получилось на уроке.
Планирование урока и анализ позволяют начинающему педагогу вместе с опытным педагогом добиваться хороших результатов в организации обучающихся на уроке, применении именно тех приемов работы с детьми, которые являются наиболее эффективными.
На первом этапе проходит индивидуальная встреча с начинающим учителем.
Цель встречи – познакомить молодого специалиста с образовательным учреждением, ее особенностями, направлениями работы, Программой развития, структурой управления школой и функциями органов управления, помочь изучить локальные нормативные акты образовательного учреждения: Правила внутреннего трудового распорядка; положения, регулирующие образовательную деятельность.
На втором этапе, после адаптационного периода, начинается изучение личности молодого специалиста.
Назначение диагностики заключается в том, чтобы с помощью исследований составить психологический портрет молодого учителя: степень готовности педагога к диалогу и сотрудничеству в условиях нового коллектива; выявить уровень психологической подготовки (знание возрастной психологии, специальной психологии, психологии общения), оценить профессиональную направленность. Здесь возможна помощь школьного психолога при проведении анкетирования, тестирования.
На третьем этапе: помочь изучить Кодекс этики и служебного поведения сотрудника учреждения, освоить правила поведения с родителями, коллегами, обучающимися. А также сформировать понимание о правилах безопасности и охраны труда при выполнении должностных обязанностей.
Данные этапы работы с молодым специалистом могут быть в форме беседы, собеседования, тренинга.
На четвертом этапе: оказать помощь по составлению рабочих программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения урока. На этом этапе подходят такие формы работы как встречи с опытными учителями, методические консультации с наставником, заместителем директора, тематические педсоветы, семинары.
Для профессионального развития педагогического работника возможны следующие формы работы участие в разных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров, открытые уроки, внеклассные мероприятия,
В вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышения педагогического мастерства важно сформировать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами, приёмами обучения и воспитания учащихся, умение практической реализации теоретических знаний.
Важно нацелить молодого педагога на изучение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта с целью внедрения творческих идей в учебно-воспитательный процесс.
Сформировать профессиональные умения, необходимые для выполнения должностных функций тоже немаловажный момент в деятельности молодого учителя.
Мастер-классы опытных педагогов способствуют формированию индивидуального стиля творческой деятельности, вооружают начинающего педагога конкретными знаниями и умениями.
И как результатом совместной работы нашего педагогического дуэта стало существенное повышение эффективности и продуктивности педагогической деятельности молодого специалиста.
Положительная динамика качества знаний в 2021-2022 учебном году. Учитель: Золотарева Ю.Д.
класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
3А
88 %
76%
93%
93%
93%
3Д
80%
86%
80%
93%
86%
5Б
64%
57%
85%
100%
85%
8А
75%
75%
75%
87%
81%
Участие в муниципальном Фестивале молодых педагогов «Мой первый урок» способствовало раскрытию потенциальных возможностей молодого специалиста.
Курсы «Цифровая и образовательная среда. Особенности организации учебного процесса» на базе Центра информационных технологий и
участие в IV Форуме молодых педагогов Саратовской области помогли
профессиональному развитию молодому педагогу.
Каждый из нас сформировал для себя компетенции, такие как: способность к профессиональному самосовершенствованию; способность сотрудничать; способность креативно мыслить; способность планировать и проектировать развитие; способность анализировать.
И вот несколько правил для наставника при работе с молодым специалистом:
- не говорить в менторской манере, с интонацией «я здесь главный»;
- не вести себя, как родитель с ребенком;
- не требовать от подопечного поступить тем или иным образом;
- не присваивать себе достижения наставляемого;
- не винить подопечного в его неудачах;
- не разглашать сведения, полученные от наставляемого в личных беседах.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
Положительная динамика в работе молодого специалиста, ситуация успеха - залог его педагогической и личностной состоятельности.