kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: «Формирование личностных УУД на уроках литературы в 6 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый предмет школьного цикла, в силу своей специфики, имеет свои приоритеты предметного содержания в формировании универсальных учебных действий.

Структурно-ориентированные предметы: математика, физика, химия, география, биология. Они изучают мир через жесткие, заранее заданные алгоритмы, поэтому способствуют формированию познавательных и регулятивных универсальных действий.

Смысло-ориентированные предметы: литература, все предметы искусства, которые создают условия для "вчувствования", проживания, способа самовыражения. Они формируют личностные, коммуникативные универсальные действия.

Позиционно-ориентированные предметы: история, обществознание. Предполагают многозначность позиций, неоднозначность трактовок событий и фактов социальной жизни. Эти предметы способствуют формированию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных действий.

Таким образом, литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применимо к литературному образованию личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют нравственную культуру личности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Формирование личностных УУД на уроках литературы в 6 классе» »

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации специалистов)

Самарский институт повышения квалификации работников образования

СИПКРО


Проект

по курсам повышения квалификации программы ДОТ

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»



Методическая разработка на тему:

«Формирование личностных УУД на уроках литературы в 6 классе»










Выполнил(а):

учитель ГБОУ СОШ с.Троицкое

м.р. Сызранский

Старченко Елена Александровна




Самара 2013


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение с.3

  2. Теоретическая часть с.5

  3. Заключение с.13

  4. Список литературы с.15

  5. Приложение с.17


ВВЕДЕНИЕ

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Личностные действия ученые подразделяют на три вида:

1.самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

2.смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), «ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать»;

3.нравственно-этическая ориентация (оценивание учащимися усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор.

В настоящее время в образовательном процессе формирование УУД должно осуществляется при изучении каждого учебного предмета. Отдельная дисциплина в зависимости от содержания и организации способа ее изучения учащимися, обеспечивает определенные условия для возможности формирования УУД.

Наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных действий является литература. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Литература» относится: 

1. формирование навыков правильного, выразительного и сознательного чтения, чтение вслух и про себя (что позволит развить коммуникативно-речевые умения);

2. приобщение к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям (так у младших школьников будет формироваться нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру);

3. формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории ее создания (способствует расширению кругозора юных читателей, проявлять познавательные интересы в выборе произведения).

Личностные действия формируются на уроках через прослеживание «судьбы героя», на основе сравнения себя с героями литературных произведений, знакомство с героическим прошлым России с подвигами и достижениями ее граждан.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Личностные УУД и содержание учебных предметов.литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий.


В курсе литературы на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этого произведения? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.

Рассмотрим формулировки вопросов с точки зрения их направленности на формирование универсальных учебных действий на уроках литературы в 6 классе.

Вопросы

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные УУД

Какой приём художественной выразительности использует автор: "дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво"? (И.Крылов "Листы и корни")

Развитие навыков познания через художественное произведение.

Какие олицетворения помогают автору создать картину вечернего ненастья? (А.Пушкин "Зимнее утро")

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение.

Какова роль описания природы в этом фрагменте?

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

Сформулируйте своими словами мораль этого произведения. (И.Крылов "Листы и корни").

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение.

Что сближает сказ о левше с произведениями устного народного творчества?

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

Каково отношение автора к мальчикам, героям рассказа?

(Тургенев "Бежин луг")

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

Как раскрываются характеры главных героев в этом фрагменте?

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

В чём смысл названия рассказа А.Чехова "Мальчики"?

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

Какие чувства испытал Владимир при встрече с родным домом, няней и отцом? (А.Пушкин "Дубровский")

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

Что помешало счастью Владимира Дубровского и Маши Троекуровой? (А.Пушкин "Дубровский")

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

В чём сходство и в чём различия в развитии сюжета в повестях "Дубровский" и "Барышня-крестьянка"?

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение


Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования:

  1. Личностно – значимый опыт учащихся;

  2. Смыслообразование;

  3. Мотивация учебной деятельности;

Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  1. действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  2. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Способы формирования личностных УУД


Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД  относятся:

  1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

  2. желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

  3. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  4. осваивать новые виды деятельности;

  5. участвовать в творческом, созидательном процессе;

  6. осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  7. осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

  8. стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

  1. участие в проектах;

  2. творческие задания;

  3. зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

  4. мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

  5. самооценка события, происшествия;

  6. дневники достижений.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Технология проблемного диалога

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

  2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

  3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий.

Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

  1. до начала чтения

  2. в процессе чтения

  3. после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий.

На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.

Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные), формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).

Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития, формирует регулятивные универсальные учебные действия.

Технология оценивания учебных успехов

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

Дети сами в сентябре формулируют правила жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Информационно-коммуникационная технология

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Осуществляются метапредметные связи.

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый предмет школьного цикла, в силу своей специфики, имеет свои приоритеты предметного содержания в формировании универсальных учебных действий.

Структурно-ориентированные предметы: математика, физика, химия, география, биология. Они изучают мир через жесткие, заранее заданные алгоритмы, поэтому способствуют формированию познавательных и регулятивных универсальных действий.

Смысло-ориентированные предметы: литература, все предметы искусства, которые создают условия для "вчувствования", проживания, способа самовыражения. Они формируют личностные, коммуникативные универсальные действия.

Позиционно-ориентированные предметы: история, обществознание. Предполагают многозначность позиций, неоднозначность трактовок событий и фактов социальной жизни. Эти предметы способствуют формированию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных действий.

Таким образом, литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применимо к литературному образованию личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют нравственную культуру личности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.

  2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.

  3. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д.,  Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа:  31.05.2013.

  4. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.

  5. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.

  6. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250. Режим доступа:  31.05.2013.

  7. Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]:  http://festival. 1september.ru/articles/625419/. Режим доступа 02.06.2013.

  8. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.

  9. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431. [Электронный документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/. Режим доступа: 31.05.2013.

  10. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.

  11. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.

  12. Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.

  13. Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Элементы уроков с развитием личностных УУД

На уроке по теме: «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Ученики готовят индивидуальные сообщения и презентации, выступая в роли «историка» ( «Значение Бородинского сражения в истории войны 1812 года»),  «искусствоведа» («Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве»), «литературоведа» («Прототипы героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»). По ходу сообщений учителя и учащихся происходит заполнение правой части таблицы:

Герои Бородинского сражения 26 августа 1812года

М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.А.Тучков, Д.С.Дохтуров, Н.Н.Раевский, Ф.П.Уваров, М.И.Платов и другие

Значение Бородинского сражения

Значение Бородинской битвы в том, что Наполеон уже не смог одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.

Художники и скульпторы, запечатлевшие Бородинское сражение

А.И.Дмитриев – Мамонов, Х.В.Фабер дю Фор, С.Карделли, Д.Доу, В.В.Верещагин, В.В.Мазуровский, И.П.Мартос, Б.И.Орловский, Ж.А.Гудон

Прототипы героев стихотворения

Федор Федорович Монахтин, Андреев


На данный же момент перед нами остро встаёт вопрос о том, как сформировать у школьников действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, воспитать в школьниках национальное самосознание, сформировать у них ценностную ориентацию, соответствующую русскому национальному характеру. Одним из путей решения данной проблемы нам видится воспитание у детей понимания русского национального идеала на основе анализа художественных текстов русской литературы.

Безусловно, наиболее чистое своё отражение русский национальный идеал находит в фольклорных текстах. Так, на уроках литературы, изучая малые жанры фольклора, мы обращаем внимание на такие приоритетные для народа качества, отражённые в пословицах, как трудолюбие, дружба, честность, бескорыстие. Читая с детьми сказки, подробнее останавливаемся на идеальных народных чертах, воплощённых в Василисе Премудрой, Иване - крестьянском сыне. Наблюдаем, как болотная лягушка становится красной девицей, сравнивающейся с красным солнцем, а младший сын Иванушка - настоящим духовным богатырём.

Таким образом, изучая совместно с учениками произведения устного народного творчества, мы выстраиваем образ (внутренний и внешний) русского национального идеала.

В Светлую седмицу возможно познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелёва «Весенний плеск». В процессе анализа детям предлагается работа с образами, характеризующими Россию («смеются колокола», «великая лужа», «тысячи солнц», «весенний плеск», «куры, орущие на брёвнах» и др.)

Большое внимание уделяем анализу внутреннего состояния героев, Михайлы, няни и мальчика, которое сказывается и на всех внешних впечатлениях главного героя. Внутреннее состояние выявляем через описание героев, их жесты, движения. Беседа строится по вопросам:

  1. - Какие краски присутствуют в его облике? (красный сам, красная рубаха, весь сияет)

  2. - Скажите, что значит «сияет»? (сияет радостью, ощущением праздника)

  3. -Где мы ещё встречаем жест Михайлы, ярко выражающий его внутреннее состояние? («вскидывает руки, будто лететь хочет»)

  4. - Какие же новые оттенки чувств появляются в этой части у мальчика, у остальных героев?

  5. («Как хорошо отсюда, - и хорошо, и страшно. Все, все - другое совсем: и сосульки, и последний снежок на крыше, и пестрые бабы за забором, в зеленых и красных юбках, сигают через лужи, и красные шары где-то, и синие...», «Я, как во сне, в испуге, в радости непонятной», герои целуются, а если ругаются, то не всерьёз, от полноты чувства Михайла смело идёт по луже, «Я закрываю глаза от ужаса, от счастья»)

В конце урока предлагаем детям поразмышлять над последней частью рассказа: «Этот весенний плеск остался в моих глазах - с праздными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михайлов и Иванов, со всем мудреным, до простоты-красоты душевной, миром русского мужика, с его лукаво-веселыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до черной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. Знаю, связан я с ним до века. Ничто не в силах выплеснуть из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни... Вошло - и вместе со мной уйдет».

Детям задаётся вопрос: Что же значит для героя для автора этот весенний плеск? Что стоит за ним? В процессе размышления приходим к выводу, что за образом весеннего плеска скрывается настоящая палитра русского мира.

В качестве рефлексии учащиеся в свободной форме пишут свои ассоциации с Россией (запахи, цвета, звуки и др.), которые и являются показателями сформированности отношения школьников к базовым национальным ценностям.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Старченко Елена Александровна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Урок 3 класс "
    ["seo_title"] => string(12) "urok-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119482"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413444408"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Выполнение комплексной исследовательской работы через интеграцию физики с другими школьными предметами в рамках обобщающего урока"
    ["seo_title"] => string(155) "vypolnieniie-komplieksnoi-issliedovatiel-skoi-raboty-chieriez-intieghratsiiu-fiziki-s-drughimi-shkol-nymi-priedmietami-v-ramkakh-obobshchaiushchiegho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "251184"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447186333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства