"Методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей"
"Методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей"
Данная разработка опеределяет и класифицирует методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей, исходя из возрастных категорий обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей"»
Методы и приемы обучения и воспитания, используемые в системе дополнительного образования детей.
При выборе эффективных методов и приёмов обучения и воспитания педагоги дополнительного образования должны руководствоваться следующим принципом: достижение прогресса и «ситуации успеха» у обучающегося заключается в том, что он знает, умеет и может делать, а не в том, чего не может.
Специфика дополнительного образования не позволяет провести четкую границу между используемыми в образовательной деятельности методами обучения и воспитания, невозможно разграничить их применение по направленностям и направлениям образовательной деятельности и специфике обучения (одаренные обучающиеся, инклюзивное образование).В системе дополнительного образования детей для обучающихся любого возраста важны и необходимы игры, творческие задания, способствующие развитию различных психических функций: памяти, произвольного внимания, воображения, мышления, речи, развивающие навыки взаимодействия в группе.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, которая является основной для закрепления полученной информации. Структуру образовательной деятельности обучающихся составляют групповые занятия, занятия в подгруппах, индивидуальная работа с педагогом и самостоятельная работа с информационными источниками.
Исходя из вышеизложенного, для создания условий по воспитанию нравственно-патриотических, гражданско-правовых качеств обучающихся, привитию патриотических чувств, любви к Родине, ее историческому прошлому, самобытной культуре оптимально использовать методы, направленные на приобретение навыков межличностного общения, гражданственности и поведения в обществе. Данные методы и приёмы целесообразно применять как на занятиях в объединениях, так и на мероприятиях, направленных на адаптацию детей к жизни в обществе.
Так как работа с обучающимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности, возможна примерная классификация применяемых в обучении и воспитании методов и приёмов по возрастным категориям.
показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу.
Игровые:
проведение занятий в занимательной, интересной, игровой форме, создающей атмосферу комфортности, ощущение легкости обучения, использование музыки.
Практические:
выполнение работ по картам, схемам работа с литературными источниками;
свободная импровизация в изготовлении изделий;
выполнение работ творческого характера.
Аналитические:
Частично - поисковые, информационно-развивающие, активизирующие познавательную деятельность.
Фиксации и оценивания учебных достижений: сравнивание с готовыми образцами, самоанализ.
Словесные:
объяснение, беседа, рассказ, диалог.
Наглядные:
показ мультимедийных материалов, иллюстраций, для целенаправленного, планомерного восприятия явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют речь, восприятие и мышление.
Игровые:
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт коммуникативных отношений, выполнение игровых действий, введение элементов соревнования, проведение игр, способствующих обогащению сенсорного опыта.
Практические:
коллективная творческая деятельность
организации познавательной деятельности.
Обучающиеся 11-18 лет
Проблемного обучения:
проблемное изложение материала; постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; формулировка и решение проблемы учащимися, поиск ответов с использованием «опор» (таблиц, схем, чертежей).
Наглядного обучения:
использование наглядных и демонстрационных материалов: плакатов, фотографий, таблиц, схем, чертежей, графиков; моделей, опытов и др. Развивающего обучения:
взаимообучение, ступенчатое повышение подачи материала, импровизация, коллективное обсуждение творческих работ, опора в учебном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт обучающихся.
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт коммуникативных отношений.
Практические:
коллективная творческая деятельность,
выполнение заданий творческого характера,
опоры в воспитательном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт учащихся.
информационно-развивающий,
поисково- исследовательский.
В процессе обучения предполагается использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащегося; частично поисковый метод, информационно-развивающие методы:
проведение викторин с учащимися
Словесные, наглядные и практические методыи приемы для целенаправленного, планомерного восприятие учащимся предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.
Стимулирование творческой коллективно-мыслительной деятельности. Исследовательские методы
И
Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.
Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.
1.
2. Словесные методы и приемы используются как наиболее доступные, эффективные и эмоциональные методы обучения.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Включение активных методов обучения в образовательную деятельность создаёт среду, способствующую раскрытию и развитию потенциала учащихся, создание благоприятных условий для реализации их природных способностей. в том числе для одарённых учащихся и детей с ОВЗ.
Основными методами патриотического воспитания
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым; инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье; наблюдение за отношением взрослых в детском саду; хороводные игры, игры-имитации; чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение; рассматривание семейных фотографий и др. В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях.
В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.