kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка опеределяет и класифицирует методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей, исходя из возрастных категорий обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей"»

Методы и приемы обучения и воспитания, используемые в системе дополнительного образования детей.


При выборе эффективных методов и приёмов обучения и воспитания педагоги дополнительного образования должны руководствоваться следующим принципом: достижение прогресса и «ситуации успеха» у обучающегося заключается в том, что он знает, умеет и может делать, а не в том, чего не может.

Специфика дополнительного образования не позволяет провести четкую границу между используемыми в образовательной деятельности методами обучения и воспитания, невозможно разграничить их применение по направленностям и направлениям образовательной деятельности и специфике обучения (одаренные обучающиеся, инклюзивное образование). В системе дополнительного образования детей для обучающихся любого возраста важны и необходимы игры, творческие задания, способствующие развитию различных психических функций: памяти, произвольного внимания, воображения, мышления, речи, развивающие навыки взаимодействия в группе.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, которая является основной для закрепления полученной информации. Структуру образовательной деятельности обучающихся составляют групповые занятия, занятия в подгруппах, индивидуальная работа с педагогом и самостоятельная работа с информационными источниками.

Исходя из вышеизложенного, для создания условий по воспитанию нравственно-патриотических, гражданско-правовых качеств обучающихся, привитию патриотических чувств, любви к Родине, ее историческому прошлому, самобытной культуре оптимально использовать методы, направленные на приобретение навыков межличностного общения, гражданственности и поведения в обществе. Данные методы и приёмы целесообразно применять как на занятиях в объединениях, так и на мероприятиях, направленных на адаптацию детей к жизни в обществе.

Так как работа с обучающимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности, возможна примерная классификация применяемых в обучении и воспитании методов и приёмов по возрастным категориям.


Методы обучения

Методы воспитания

Обучающиеся 5-10 лет

Словесные:

устное изложение, беседа, рассказ, лекция, консультация.

Наглядные:

показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу.

Игровые:

проведение занятий в занимательной, интересной, игровой форме, создающей атмосферу комфортности, ощущение легкости обучения, использование музыки.

Практические:

выполнение работ по картам, схемам работа с литературными источниками;

свободная импровизация в изготовлении изделий;

выполнение работ творческого характера.

Аналитические:

Частично - поисковые, информационно-развивающие, активизирующие познавательную деятельность.

Фиксации и оценивания учебных достижений: сравнивание с готовыми образцами, самоанализ.

Словесные:

объяснение, беседа, рассказ, диалог.

Наглядные:

показ мультимедийных материалов, иллюстраций, для целенаправленного, планомерного восприятия явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют речь, восприятие и мышление.

Игровые:

организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт коммуникативных отношений, выполнение игровых действий, введение элементов соревнования, проведение игр, способствующих обогащению сенсорного опыта.

Практические:

коллективная творческая деятельность

организации познавательной деятельности. 

 

Обучающиеся 11-18 лет

Проблемного обучения:

проблемное изложение материала; постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; формулировка и решение проблемы учащимися, поиск ответов с использованием «опор» (таблиц, схем, чертежей).

Наглядного обучения:

использование наглядных и демонстрационных материалов: плакатов, фотографий, таблиц, схем, чертежей, графиков; моделей, опытов и др. Развивающего обучения:

взаимообучение, ступенчатое повышение подачи материала, импровизация, коллективное обсуждение творческих работ, опора в учебном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт обучающихся.

Словесные:

объяснение, беседа, рассказ, диалог, консультация.

поисковый эвристический.

Словесные: объяснение, беседа, рассказ, диалог, дискуссии, диспуты.

Игровые:

организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт коммуникативных отношений.

Практические:

коллективная творческая деятельность,

выполнение заданий творческого характера,

опоры в воспитательном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт учащихся.

информационно-развивающий,

поисково- исследовательский.
















В процессе обучения предполагается использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащегося; частично поисковый метод, информационно-развивающие методы:

проведение викторин с учащимися

Словесные, наглядные и практические методы  и приемы  для целенаправленного, планомерного восприятие учащимся предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.


Стимулирование творческой коллективно-мыслительной деятельности. Исследовательские методы

И

Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.

1.

2. Словесные методы и приемы  используются как наиболее доступные, эффективные и эмоциональные методы обучения.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.


Включение активных методов обучения в образовательную деятельность создаёт среду, способствующую раскрытию и развитию потенциала учащихся, создание благоприятных условий для реализации их природных способностей. в том числе для одарённых учащихся и детей с ОВЗ.


Основными методами патриотического воспитания

 организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;  инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;  наблюдение за отношением взрослых в детском саду;  хороводные игры, игры-имитации;  чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;  рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;  рассматривание семейных фотографий и др. В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях.


  1. В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. 

  2.  

  3. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.  Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. 

  4.  

  5. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Методы и приемы обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей"

Автор: Антончева Надежда Степановна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Программа дополнительного образования по английскому языку " Путешествие в мир английского языка""
    ["seo_title"] => string(107) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-anghliiskomu-iazyku-putieshiestviie-v-mir-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "248003"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446650515"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Робота над скульптурой малой формы в технике папье- маше - Лошадка на каркасе» "
    ["seo_title"] => string(82) "robota-nad-skul-pturoi-maloi-formy-v-tiekhnikie-pap-ie-mashie-loshadka-na-karkasie"
    ["file_id"] => string(6) "160985"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422168203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства