Современная сфера дополнительного образования детей – важнейшая составляющая социальной политики государства в области детства, воспитательное пространство детства, сложившееся в современном российском обществе. Реалии нового времени вновь актуализировали проблему воспитания личности взрослеющего человека, способного мобильно реагировать на происходящие изменения при подготовке к созидательной деятельности в изменяющемся мире. В педагогику возвращаются идеи значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в нормативных документах, которые определяют государственную политику в области воспитания и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, выступая в единстве его двух неразрывных частей – обучения и воспитания, определяет воспитание как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей. В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года определяется цель этого развития как создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, ответственной личности.
Воспитание в дополнительном образовании характеризуется, прежде всего, как организация педагогических условий и возможностей для осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности.
В системе образования дополнительное образование своеобразный феномен. На всем протяжении истории отношение к дополнительному образованию и его участию в воспитании человека постоянно менялось: от полного непризнания – до отведения ему главной роли, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое признание, индивидуальность, место в жизни.
Впервые определение дополнительного образования как вида образования было опубликовано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По закону, дополнительное образование направлено на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в плане интеллектуального, умственного, морального, физического и (или) профессионального развития и не сопровождается повышением уровня образования [19].
Система дополнительного образования для детей – это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная.
Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников. Воспитание – это длительный и непрерывный процесс, результаты которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее [5].
Воспитание– деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся)[18].
Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и обучения [5].
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательный компонент в частности нельзя рассматривать как процесс, который закрывает пробелы в семейном воспитании и учебных заведениях разных уровней и типов. Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности.[6].
И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
Цель воспитательной работы в организациях дополнительного образования: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
2. Развивать самоуправление учащихся, предоставить им реальную возможность участия в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
3. Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
Сегодня воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. Создание воспитательной системы в образовательном учреждении способствует гуманизации отношений в коллективе, формирует условия, позволяющие объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного учреждения.
Для реализации возможностей воспитательной работы в системе дополнительного образования необходимо внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также постоянно следить за эффективностью ее реализации.
В качестве одного из основных направлений обновления содержания воспитания должно стать повышение профессионализма и компетентности педагогов дополнительного образования. В рамках новой модели деятельности педагогов дополнительного образования на первый план выходит умение общаться с воспитанниками, стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение, осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание, активизировать интеллектуальное, творческое и физическое развитие, развивать творческий потенциал
Раздел 1. Воспитательная работа в системе дополнительного образования
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую, в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:
- основы профессионального обучения;
- основы социального воспитания [10].
Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
- культура организации своей деятельности;
- уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
- адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
- знание и выполнение профессионально-этических норм;
- понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры(корпоративная ответственность).
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- коллективная ответственность;
- умение взаимодействовать с другими членами коллектива
- толерантность;
- активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
- стремление к самореализации социально адекватными способами;
- соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида)[8].
Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.
Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.
1.1. Воспитательная работа в детском объединении
Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым [9].
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
– создает условия для развития творческих способностей учащегося.
К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.
Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания (о чем уже было сказано выше).
1.2. Специфика работы с детским коллективом
Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:
- вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;
- все участники детского объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.
- содержания и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. [14].
Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.
Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:
- профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
- педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;
- воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;
- лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;
- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
- создание в объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности [5].
1.3.Педагогические приемы в формировании детского коллектива
Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива.
Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничится обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.
Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога [4].
Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.
Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением эмблемы детского объединения, познакомят с его летописью и самыми успешными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят и педагога.
Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).
Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться.
В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию, организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т. д.
Еще одним способом объединения обучающихся детского объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «вне учебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, экскурсия по городу, поход или тематический день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
Следующий этап работы по формированию детского коллектива – выборы относительно постоянного детского актива (старосты, командира и др.), который будет в значительной степени определять жизнедеятельность детского объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определении тематики и форм массовых дел досугово-развивающего характера. Например, подготовки выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках учебного года и т.д. [14].
Выборы такого актива должны быть приняты всеми членами детского коллектива как добровольное действие, а не как желание педагога. Поэтому необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе которой педагог и ребята обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только когда все вопросы будут решены, всем коллективам можно провести выборы. «Подкрепить» работу актива можно специальным документом – положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.
Очень сплачивает детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильные смены, туристический слёт, поход, участие в очных конкурсах и т.п. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. При организации детской группы в ходе названных мероприятий можно использовать те же приемы, которые были перечислены выше, ведь работа с коллективом имеет одни и те же закономерности вне зависимости от места и сроков его деятельности.
1.4. Методы, средства и принципы воспитания
Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения. Это те конкретные пути, которые выбирает педагог при осуществлении перечисленных принципов воспитания и решения задач по формированию личности.
Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю.К.Бабанского [4], который выделяет три группы методов по их месту в процессе воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения, словесные) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, инструктаж, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (практические) – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности (наглядные) – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения) [3].
Принципы– теория, методы– практика. Их чрезвычайно много. По подсчетам специалистов, одних только общепринятых методов существует не менее пятисот и применять их по отдельности довольно сложно и неэффективно.
Средства воспитания – это источник формирования личности. К ним относятся:
- различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
- вещи и предметы;
- произведения и явления духовной и материальной культуры;
- природа;
- конкретные мероприятия и формы работы.
Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы.
Принципы воспитания – это основополагающие многообразные методы, объединенные в целостную систему требований к воспитательному процессу. Их правильное выполнение гарантирует нужный эффект при решении задач развития полноценной личности.
Некоторые из них складывались веками благодаря народной мудрости и опыту, а другие были привнесены в жизнь такими выдающимися воспитателями, как например Антон Семенович Макаренко или Василий Александрович Сухомлинский.
Это своего рода педагогические константы в работе педагога, но единого подхода к принципам воспитания в современной науке педагогике в данный момент нет, потому что нет согласия в том, что является сутью воспитания и где должна проходить грань между ним и образованием.
Эти принципы в разных обществах имеют свои особенности. По ним можно, как в зеркале, определить:
- потребность общества в формировании определенного типа личности;
- цели и методы воспитания;
- стиль взаимодействия между субъектами воспитания;
- уровень развития социума в целом.
В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:
- Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.
Педагог готовит воспитанника к жизни в обществе как полезного его участника. Цели ученика как личности и требования государства должны быть при этом согласованы. Воспитатель формирует нужную личность в соответствии с принятой идеологией, вырабатывает социальные и гражданские качества, необходимые для поддержания действующей власти, её государственных и общественных институтов.
- Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.
- Принцип связи воспитания с повседневной жизнью и трудом. Учащийся занимается посильным трудом, ему рассказывают о современном производстве, преимуществе тех или иных профессий, знакомят с национальными промыслами его родного края, прививают культуру труда, чтобы в дальнейшем облегчить ему выбор будущей профессии, сделать его осознанным.
- Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности)воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.
- Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.От слова «human»–человеческий. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
Реализуется уважительное отношение к учащемуся как к личности в первую очередь, признаются важными его интересы и стремления, гарантируются его права. Педагог культивирует веру ученика в свои силы, помогает ему найти интерес и мотивацию к саморазвитию.
Суть гуманизма – ценность личности и одновременно требовательность к ней. Ведь только так будут гарантированы и реализованы ее права, а также права всех остальных членов социума. Чем более развито общество и экономика, тем выше требования к отдельному человеку.
Это хорошо выразил великий педагог Макаренко:«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».Когда индивидуум чувствует уважение к себе, искреннее расположение со стороны педагога, то начинает и сам себя уважать, становится более ответственным, дисциплинированным. Ему хочется развиваться, совершенствоваться, брать на себя повышенные обязательства, становиться примером для остальных. Необходимое условие соблюдения этого принципа – полное доверие со стороны воспитателя, контроль если ведется, то ненавязчиво. Нужно, чтобы воспитанник понимал, ради чего к нему предъявляются требования, какова их цель, а также что они не абстрактны, и служат на пользу как ему самому, так и окружающим людям.
- Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
Воспитатель обращает свое основное внимание на положительные стороны ученика, старается их всячески поощрить и закрепить как главные качества в будущей личности. На негативные моменты и недостатки акцент не делается. По возможности их нужно стараться не замечать, не реагировать на какие-то ошибки и недочеты.
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
- Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.
Здесь главное к каждому относиться индивидуально, учитывая особенности личности каждого обучаемого, его сильные и слабые стороны. Обязательно также помнить о возрасте. Уровень развития, воспитанности и социальной зрелости детей напрямую зависит от того, сколько им лет. Если требования слишком завышены или занижены, то никакого эффекта педагогический процесс не даст.
- Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).
Надо всегда помнить известную басню про то, как лебедь, рак и щука тянули воз. Если между педагогами и родителями ребенка, между всем его окружением не будет выработано единство педагогических методов, то «воз» останется на месте, то есть цель воспитания достигнута не будет. Когда взрослые требуют разные вещи, сами себе противоречат, то никакого уважения и доверия к их словам ребенок может не испытать вообще.
Известный пример, когда любящая бабушка, слишком много позволяющая внуку, потакающая его лени, грубости и т. д. («лишь бы хорошо кушал») может свести на нет все усилия родителей и учителей воспитать ответственного, вежливого и целеустремленного человека.
Требования к принципам воспитания, их характеристика
Чтобы воспитание достигло своей цели, необходимо соблюдать следующие важные требования:
- Обязательность. Имеется в виду, что принципы воспитания не носят рекомендательный характер, педагог обязан их соблюдать и внедрять в свою ежедневную деятельность, а не выполнять от случая к случаю.
- Комплексность. Все принципы следует объединить в комплекс и применять взаимосвязано, единым фронтом. Важным условием эффективности является их одновременное действие.
- Равнозначность. Положительный результат воспитания может быть достигнут только тогда, когда все принципы имеют равное значение, среди них нет ни главных, ни второстепенных, ни тех, которые надо использовать в первую очередь или во вторую. Все принципы воспитания имеют равную ценность и значение.
Правила реализации принципов воспитания.
Существуют традиционные правила, а также средства, выработанные учеными-педагогами, соблюдая которые воспитатель может быть уверен, что его работа будет эффективной.
1.Опора на естественное развитие ребенка, т.е. природосообразность. Применение этого правила было условием воспитания детей еще в древнюю античную эпоху. Его суть в том, что надо согласовывать педагогический процесс с естественными, природными процессами, частью которых является каждый человек. Древние философы полагали, что гармоничное развитие личность получит тогда, когда в воспитании нет ничего искусственного, принужденного обучения чему-то. Ребенок просто удовлетворяет свои потребности в игре, получении знаний, сам открывает для себя мир, соблюдает природный режим сна и т. д. Так происходит становление личности. В современном мире сейчас мы можем наблюдать возврат к этому правилу.
2. Учет культурных условий, в которых живет и развивается ребенок. Другими словами, культуросообразность. Здесь за фундамент воспитания берутся обычаи, требования и традиции общества, народа, его правила и устои. Важно понимать, что иногда культуросообразность входит в противоречие с природосообразностью. В этой ситуации нужно либо отдать приоритет природе либо соблюдать необходимый баланс, помня известный афоризм о том, что наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Некоторые ученые считают, что если культура противопоставляет себя природе, то она ложна. Однако, если следовать этому принципу буквально, надо будет отменить вилки и ложки, а также большинство правил этикета и некоторые статьи Уголовного Кодекса. Поэтому нужно в каждом случае перед принятием решения отвергнуть культурные традиции пользоваться головой.
3. Гуманизация, т.е. гуманные человечные отношения между воспитателем и воспитанником. Во главу угла ставятся уважение к мнению и взглядам ребенка, соблюдение его прав и свобод, в том числе в выражении своей точки зрения. Педагог обязан помнить, что конечной целью воспитания является гармоничное развитие личности, а также ее последующая полноценная реализация в окружающем социуме.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, дифференцированный подход. Нельзя всех «стричь под одну гребенку», у каждого свой уровень нравственного, умственного и физического развития, каждый по-разному реагирует на факторы среды. Педагог должен учитывать все эти нюансы, интересоваться своими подопечными, их внутренним миром, только тогда его работа будет успешной.
Воспитание в условиях системы дополнительного образования позволяет включить каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.
1.5. Формы воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец, и др.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.
1.6. Самовоспитание
Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников».
Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г. К. Селевко, играют процессы саморазвития. Он полагает, что основное предназначение внешних воздействий на школьника (в том числе и воспитательных) и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Полностью разделяя точку зрения Л.С. Выготского о том, что «воспитание есть в конечном счете самовоспитание», Герман Константинович предпринял попытку разработать теоретические и технологические аспекты деятельности современного школьника по самосовершенствованию. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а самовоспитания. Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».
Цель и принципы воспитания. Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г.К. Селевко считает, что цель воспитания следует сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:
- одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
- творческий характер деятельности человека;
- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
- эффективность работы по самоформированию[13].
1.7. Формы воспитательной работы в детских творческих объединениях
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы.
Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы[15].
Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания.
Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы:
- мероприятия,
- дела,
- игры.
Они различаются по следующим признакам:
- по целевой направленности;
- по позиции участников воспитательного процесса;
- по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки этого типа форм это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям:
- беседы,
- лекции,
- дискуссии,
- диспуты,
- экскурсии,
- культпоходы,
- прогулки,
- обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.).
Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям.
В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы:
- меры по укреплению здоровья детей, их физического развития;
- по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм:
- деятельно-созидательная позиция детей;
- их участие в организаторской деятельности;
- общественно значимая направленность содержания;
- самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда учащиеся активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам:
- трудовые десанты и операции (дружина);
- ярмарки;
- фестивали;
- самодеятельные концерты и спектакли;
- агитбригада (ультра-профессиональный коллектив, занимающийся агитационной и культурно-просветительной работой);
- вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически, по характеру реализации форм-дел, можно различить три их подтипа:
- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа – посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т.д.;
- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников.
Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;
- коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П. Ивановым(Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М:, Педагогика, 1989). Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи»
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
- эмоционально привлекательны для учащихся, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса[6].
Игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).
Игра как форма воспитательной работы – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
К формам-играм можно отнести:
- деловые игры;
- сюжетно-ролевые;
- игры на местности;
- спортивные игры;
- познавательные и др.
Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: мероприятия-игры-дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.
1.8. Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования
Воспитательная система учреждения дополнительного образования не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями учащихся. Оно может выражаться в самых разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности. Суть взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет и педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Раздел 2. Основные направления в воспитательной работе
В соответствии с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» воспитательная работа в образовательных учреждениях осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации учащихся:
1.Гражданско-патриотическое.
2. Нравственное и духовное воспитание.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
4. Интеллектуальное воспитание.
5. Здоровьесберегающее воспитание.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание.
7. Правовое воспитание и культура безопасности.
8. Воспитание семейных ценностей.
9. Формирование коммуникативной культуры.
10. Экологическое воспитание.
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Цель:формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;
Задачи патриотического воспитания:
- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
- воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
- воспитание любви к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
- способствованиек изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Содержание деятельности:
1. Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся на уроках.
2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику.
3. Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам.
4. Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.
Формы реализации: тематические беседы; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике.
Праздники:День Конституции, День России, Дни воинской славы; митинги, собрания, концерты, декады, посвящённые правовой и патриотической тематике; акции милосердия (волонтёрское движение).
2. Нравственное и духовное воспитание
Цель:обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания;
- формирование у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- развитие художественных способностей и эстетической культуры обучающихся, воспитание уважения к народному творчеству, формирование представлений о вкусах и моде, о необходимости привносить подлинную красоту в поведение, труд, быт, досуг.
- воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Формы реализации:
1. Беседы по нравственной тематике.
2. Мероприятие, посвященное Дню Матери.
3. Проект «Они защищали Родину»:
- занятие памяти «Белая Калитва во время Великой Отечественной войны»;
- конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным датам;
- просмотр художественных и документальных фильмов по заданной теме;
- выпуск тематических стенгазет, плакатов; тематические конкурсы, викторины.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Цель: формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.
Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, организации летнего лагеря труда и отдыха; подготовки к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.
4. Интеллектуальное воспитание
Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
- определение круга реальных учебных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития;
- создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.
Формы реализации:
- учебные занятия;
- доклады и сообщения обучающихся;
- участие в олимпиадах, конкурсах.
5. Здоровьесберегающее воспитание
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения; обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах; обучение ОБЖ.
Задачи:
- формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- ознакомление обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
- способствование формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
- ознакомление учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе;
- ознакомление учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Формы реализации:
- спортивные праздники и соревнования;
- трудовая деятельность;
- художественная деятельность;
- проект «Здоровье и безопасность»:
- «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы – поступают хорошо»;
Цель: создание условий для проявления учащимися объединения инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
8. Правовое воспитание и культура безопасности
Цель: формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.
Задачи:
- воспитание интереса к истории своей Родины, знание государственной символики своей страны;
- совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;
- формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.
Формы реализации: тематические беседы; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике.
Праздники:День Конституции, День России, митинги, собрания, концерты, декады, посвящённые правовой тематике.
9. Воспитание семейных ценностей
Цель: формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и семьи относятся:
- анкетирование родителей;
- индивидуальные беседы;
- проведение консультаций на разнообразные темы;
- оформление уголка сменной информации для родителей (памятки для родителей, информационные объявления, тематические стенды);
- родительские собрания;
- наглядные формы пропаганды.
Задачи взаимодействия:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
10. Формирование коммуникативной культуры
Цель: формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию.
11. Экологическое воспитание
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
- расширение знаний по экологии, географии, истории;
- интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;
- расширение знаний об окружающем мире;
- развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;
- воспитание патриотизма посредством занятий по краеведению;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Формы реализации:
1. Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах.
2. Участие в делах учреждения дополнительного образования.
Выбор направлений воспитательной работы в объединении осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов обучающихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях процесса[6] (интернет-ресурс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительное образование имеет богатый опыт воспитательной работы. В последнее время большое внимание уделяется развитию индивидуальности детей, их разнообразных способностей. Кроме того, образовательную деятельность невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция предпрофессинальной и начальной профессиональной подготовки детей.
Главным организующим началом в учреждениях дополнительного образования является творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм.
Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки, конкурсы и другие формы.
Результатом деятельности ребенка не могут быть только знания, умения и навыки, а чаще всего – воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности (техническая модель, исследовательская работа, проект, декоративно-прикладное изделие, сыгранная роль, исполненное произведение и т. д.).
С годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка – с другой.
Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Исследования показывают, что для многих детей педагог дополнительного образования – самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими.
Чаще всего педагоги дополнительного образования – творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе.
В личности педагога дополнительного образования, как носителя национальной культуры кроется огромная сила. В его труде много общего с трудом народного мастера. Часто они являются сами настоящими мастерами профессионалами.
Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает моделирование образовательного процесса, разработка авторских образовательных программ, конструирование образовательного пространства, а также дизайн среды, позволяющий наиболее полно осваивать конкретный вид деятельности.
Полное представление о возможностях дополнительного образования невозможно без анализа особенностей его содержания, к которым можно отнести следующие:
- Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов.
- Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях – художественной, музыкальной технической, спортивной, экологической и многих других.
Часто, занимаясь в учреждениях дополнительного образования, ребенок осознанно выбирает будущую профессию и начинает готовиться к ней. На уровне начальной профессиональной подготовки дети имеют возможность углубления знаний, умений и навыков в конкретной профессии, постепенного приспособления, привыкания новичка к требованиям, режиму работы, содержанию профессиональных обязанностей, особенностям рабочего места. Освоение будущей профессии часто совершенствуется в процессе участия детей в производственной деятельности учреждений дополнительного образования.
Одной из важнейших в деятельности педагога дополнительного образования является задача формирования у учащихся элементов творческого мышления, интеллектуальной активности, творческой фантазии, эмоционального восприятия мира. Включение ребенка в процесс творчества необходимо для дальнейшего его профессионального самоопределения и саморазвития. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей – включение их в активную творческую деятельность с самого раннего возраста, предоставление им возможности самостоятельного творчества, включение в эксперимент, создание условий для моделирования и конструирования.
Все перечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для детей, позволяют ребенку найти сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. – 2009. – №7. С. 50.– [Электронный источник]. – Режим доступа:http://net.knigi-x.ru/24istoriya/270635-1-lv-alieva-detskoe-obschestvennoe-obedinenie-sisteme-socialnogo-vospitaniya-detey-yunoshestva.php
2. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. – 2014. – № 2. – С. 2-6.– [Электронный источник]. – Режим доступа:https://docplayer.ru/216265-Dopolnitelnoe-personalnoe-obrazovanie-v-epohu-peremen.html
3. Боровиков, Л.И. Основные концепции воспитания в XX веке/Л.И. Боровиков//Внешкольник.-2000.–№6.–С.6-8.
4. Воскобойников, В.М. Как определить и развить способности ребёнка/В.М. Воскобойников. –СПб., 1996.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.П. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://docplayer.ru/64171855-Vospitatelnyy-process-izuchenie-effektivnosti-metodicheskie-rekomendacii-pod-red-e-n-stepanova-m-tc-sfera-s.html
6. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2016. – 254 с. – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://uchebnikfree.com/vneuchebnaya-deyatelnost_1413/suschnost-spetsifika-shkolnogodopolnitelnogo-51922.html
7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании РФ». – [Электронный источник]. – Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
8. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золоторёвой.С. Л. Паладьева. – М.: Академия, 2014.– 296 с.
9. Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе личностно-ориентированного обучения/О.Кутеева// Классный руководитель. – 2001. – №1. –С.55-65.
10. Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. –М., 2002.– [Электронный источник]. – Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/4/0160/index.shtml
11. Рожков М.И., Байбородова Л.В.. Теория и методика воспитания, 2010.
12. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336с.
13. Селевко, Г. Воспитательная технология «Самовоспитание школьника». Народное образование/Г.Селевко, И.Запарова. –2000.–№1.–С.144-165.– [Электронный источник]. – Режим доступа: https://knigi.studio/osnovyi-pedagogiki/7samovospitanie-shkolnika-gkselevko-126161.html
15. Титова Е.В.Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики : автореферат дис. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Рос.гос. пед. ун-т. – Санкт-Петербург, 1996. – 34 с.
16. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504). – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70112126
17. Шамова, Т.И. Осуществление системы воспитательной работы/Т.И.Шамова. –М., 1990.
18. Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся).– [Электронный источник]. – Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788
19. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
Цитируемые источники
1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. – 2009. – №7. С. 50. – [Электронный источник]. – Режим доступа:http://net.knigi-x.ru/24istoriya/270635-1-lv-alieva-detskoe-obschestvennoe-obedinenie-sisteme-socialnogo-vospitaniya-detey-yunoshestva.php
2. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. – 2014. – № 2. – С. 2-6. – [Электронный источник]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/216265-Dopolnitelnoe-personalnoe-obrazovanie-v-epohu-peremen.html
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды./Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. – 560 с. (Труды д.чл.и чл.-кор. АПН СССР)
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.П. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – [Электронный источник]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/64171855-Vospitatelnyy-process-izuchenie-effektivnosti-metodicheskie-rekomendacii-pod-red-e-n-stepanova-m-tc-sfera-s.html
5. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2016. – 254 с. – [Электронный источник]. – Режим доступа: https://uchebnikfree.com/vneuchebnaya-deyatelnost_1413/suschnost-spetsifika-shkolnogodopolnitelnogo-51922.html
6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М:, Педагогика, 1989.– [Электронный источник]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/ivanov-ip-enciklopediya-kollektivnyh-tvorcheskih-del_5e56ad4fcc7.html
7. Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. –М., 2002.– [Электронный источник]. – Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/4/0160/index.shtml
8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504). – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70112126
9. Федеральный законот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании РФ». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
10. Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся).– [Электронный источник]. – Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788
Интернет-источники
1. Библиотека по педагогике, психологии, философии он-лайн.– [Электронный источник]. – Режим доступа:сайт www.p-lib.ru
2. Воспитательная работа в системе дополнительного образования детей.– [Электронный источник]. – Режим доступа:https://infourok.ru/vospitatelnaya-rabota-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-3050803.html
3. Воспитательная работа педагога дополнительного образования. – [Электронный источник]. – Режим доступа:http://podrostok.minobr63.ru/images/docs/Vospitatelnaya_rabota_PDO.pdf
4. Особенности воспитания в системе дополнительного образования. – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://mdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217305976/Statya._Gemranova_T.A.Osobennosti_vospit_eme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.pdf
5. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей/Статья/Образовательная социальная сеть .– [Электронный источник]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/09/03/osobennosti-vospitatelnoy-raboty-v-sisteme
6. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/osobiennosti_vospitatiel_noi_raboty_v_sistiemie_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_d
7. Принципы воспитания: виды, характеристика, чем отличаются от методов. – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://wiki.fenix.help/pedagogika/printsipy-vospitaniya
8. Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. – [Электронный источник]. – Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788
9. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Н.Е.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001, – 128 с. – [Электронный источник]. – Режим доступа:https://docplayer.ru/64171855-Vospitatelnyy-process-izuchenie-effektivnosti-metodicheskie-rekomendacii-pod-red-e-n-stepanova-m-tc-sfera-s.html
10. Формы, методы, средства, принципы применяемые в воспитательной работе. Планирование воспитательной работы. «Академия педагогическихпроепктов Российской Федерации».[Электронный источник]. – Режим доступа: https://педпроект.рф/дресвянина-н-м-мбоудо-цдт-2/