Методическая учеба «Особенности организации современного занятия в системе дополнительного образования детей»
Методическая учеба «Особенности организации современного занятия в системе дополнительного образования детей»
Методическая учеба «Особенности организации современного занятия в системе дополнительного образования детей», проводилась согласно плану методической работы учреждения на 2013-2014 учебный год, проведена в рамках межпредметного методического объединения педагогов дополнительного образования.
Для проведения методической учебы была проделана следующая подготовительная работа:
Анкетирование педагогов «Самооценка уровня профессиональной компетентности педагога дополнительного образования».
Сбор и изучение литературы по теме мероприятия.
Подготовка мультимедийной презентации, отражающей основные вопросы данной темы.
Подготовка текста выступления.
Разработка раздаточного материала «Современное занятие в условиях дополнительного образования».
Разработка памяток для использования при подготовке педагога к учебно-воспитательному процессу.
Подготовка информационного стенда «В помощь педагогу» по теме мероприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».
В.Ф. Шаталин
Образовательный процесс- специально организованная деятельность педагога и обучающихся, направленная на решение задач обучения, воспитания и развития личности.
Педагог выступает не только какноситель знаний, но и какпомощникв становлении личности обучающегося.
Основная функция педагога - создать такую атмосферу в творческом объединении, в которойневозможно не выучиться.
Образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:
Иметь развивающий характер.
Быть разнообразным как по форме, так и по содержанию.
Основываться на многообразии дополнительных образовательных программ.
Базироваться на развивающих методах.
Педагог дополнительного образования должен обладать :
Психолого-педагогическими знаниями.
Использовать диагностику интересов и мотивации детей.
Основываться на социальном заказе общества.
Отражать региональные особенности и традиции.
Учебное занятие- это промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом.
Типы учебных занятий:
Изучение и освоение нового материала.
Закрепление и совершенствование ключевых компетенций.
Самостоятельное применение ключевых компетенций.
К каждому учебному занятию предъявляются определенные требования :
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей.
Целесообразное расходование времени занятия.
Применение разнообразных методов и средств обучения.
Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися.
Практическая значимость полученных знаний и умений.
Основные этапы современного занятия:
Организация начала занятия.
Проверка имеющихся у детей знаний.
Ознакомление с новыми знаниями.
Упражнение на освоение новых знаний.
Подведение итогов занятия.
Цель - это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.
Определяется -1-2цели занятия. Они должны быть конкретны и достижимы за одно занятие.
Как же формулировать целизанятий разных типов?
Тип занятия
Примеры формулирования целей
Занятие- знакомство с новым учебным материалом
- обучающиеся должны иметь представление о…
Занятие - усвоение нового материала
- обучающиеся должны иметь общее понятие о…
- обучающиеся должны понимать содержание…
Занятие -формирование новых умений
- обучающиеся должны распознавать…
- обучающиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…
- обучающиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации…
- обучающиеся должны уметь выявлять закономерности…
- обучающиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…
- обучающиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…
Занятие –закрепление нового материала
- обучающиеся должны знать…
Занятие- систематизации и обобщения учебного материала
Занятие проверки и оценки знаний
- обучающиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)
- обучающиеся должны знать…
В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)
- обучающиеся должны уметь систематизировать учебный материал…
- обучающиеся должны уметь воспроизводить полученные знания
- обучающиеся должны уметь делать обобщение…
- обучающиеся должны уметь узнавать при внешней опоре
- обучающиеся должны уметь воспроизводить по образцу, по предложенному алгоритму…
- обучающиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…
- обучающиеся должны владеть компетенцией…
Ошибки при формулировании цели занятия:
Суть ошибки
Как нельзя формулировать
Подмена цели содержанием
«Познакомить обучающихся с …»
Подмена цели методом обучения
«Рассказать обучающимся о…»
Подмена цели процессом деятельности
«Показать обучающимся …»
«Обучающиеся решают задачи по теме…»
«Обучающиеся выполняют работу…»
Цели достигаются через решение задач.
Задачи должны раскрывать цели
Задачи необходимо ставить с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Традиционные формы организацииучебного занятия в учебном процессе
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся
Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления
Экспедиция
Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата внеаудиторных условий
Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития
Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации учебного занятия в учебном процессе
Презентация предмета, явления, события, факта
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
Чаепитие
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
«Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость
Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
К нетрадиционным формам учебныхзанятий также относятся:
Интегрированные занятия.
Занятия-соревнования.
Занятия, основанные на методах общественной практики.
Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала.
Занятия-фантазии.
Занятия основанные на имитации общественной деятельности.
Общие характеристики форм учебныхзанятий:
Каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности.
Любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов.
Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Известно, что любая деятельность протекает более успешно, если она имеет положительный мотив. Мотив сегоднешней нашей встречи –получить знания.А они необходимы для правильной организации своей педагогической деятельности.
Литература:
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей : учеб.-метод. Пособие. – М.: гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с. – (Воспитание и доп. образование)
Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей : пособие для руководителей и педагогов/ под общ. ред. Н.К.Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 96 с. – (Методика)
Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2008. –256 с.
Личностно-ориентированный подход в работе педагога : разработка и использование/ под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
Педагогические технологии : Учебное Пособие/Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Учебное пособие).
Школа молодого учителя /авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова – Волгоград: Учитель, 2007. – 159 с.