Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий"
Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий"
Чувство любви к природе, бережное к ней отношение необходимо прививать детям с раннего детства. Не важно, какую профессию они выберут они, когда вырастут; опыт общения с живой природой может стать для них тем багажом гуманности, в котором так нуждается любое общество. Не разрушать и не вредить – эта задача обязательно должна присутствовать в воспитательной работе.
Городские дети, практически лишены общения с живой природой, часто ведут себя жестоко. Для них развлечение – хлестать палкой по траве и кустарникам, разрушать муравейники, ловить живность и, замученную, выбрасывать, рвать цветы. Они не задумываются, что творят. Мой коллега, изучающий жизнь амфибий в черте города, с болью рассказывал, как на лягушачьих нерестилищах ребята сотнями вылавливают лягушек и забывают их палками.
С чем связана такая жестокость? Попробуйте взрослому человеку показать жабу и предложить взять её в руки. Чаще всего вы увидите на лице отвращение. Отвращение в сочетании с презрением, присущее больше мальчикам, приводит их к желанию уничтожить; у девочек это сочетается с испугом, и они, как правило, убегают. Но ведь они будущие матери, они привьют неприязнь своим детям, сыновьям, и возникает цепная реакция по истреблению природы человеком, забывшим, что он порождение и часть её.
Другая сторона проблемы - ошибочное представление многих людей о вреде и пользе животных. Например, жабы. Это, пожалуй, самый непривередливый среди амфибий вид, который не брезгует ни слизнями, ни медведкой, а теперь стал защитником садов и огородов от колорадского жука. Другие виды бесхвостых амфибий исключения не составляют. В их рацион входит много беспозвоночных, которых не едят птицы. Личинки амфибий питаются разлагающейся органикой и сине-зелёными водорослями, замедляя эвтрофикацию водоёмов. Кроме того, взрослые амфибии, как и их личинки, - важное звено в цепи питания животных, многие хищники при снижении количества грызунов переходят на питание лягушками, поддерживая тем самым свою численность.
О пользе, которую приносят природе даже такие несимпатичные для многих людей животные, как жабы и лягушки, надо обязательно рассказывать ребятам.
Визитная карточка урока
Класс: 7 «А».
Учитель: Смирнова Ольга Михайловна.
Предмет: биология.
Учебник: «Биология. Многообразие организмов.» под редакцией Н.И. Сонина, М.: «Дрофа» 2014 г.
Программа основного общего образования. Биология. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: «Дрофа» 2014г.
Дидактическая цель урока: формирование новых знаний с опорой на полученные ранее знания; введение новых знаний об амфибиях в систему уже сложившихся знаний учащихся о земноводных.
Цели урока: формирование позитивного отношения учащихся к земноводным.
Обучающие задачи: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных; подвести учащихся к выводу об усложнении организации земноводных по сравнению с рыбами, в связи с переходом их в новую среду обитания; познакомить учащихся с значением земноводных в природе, необходимостью и мерами охраны.
Развивающие задачи: способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения при работе со схемами, таблицами; научить связывать части целого, чтобы появился элемент новизны; научить критически оценивать значимость результата.
Воспитательные задачи: способствовать формированию коммуникативных умений, устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога (при обсуждении вопроса в малой группе); способствовать формированию позитивного отношения учащихся к амфибиям; способствовать воспитанию общеучебной предметной мотивации.
Продолжить формирование умений:
- работать с дополнительной литературой;
- готовить и выступать с сообщениями;
- излагать главные вопросы темы;
- устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;
- анализировать, сравнивать материал при работе со схемами, таблицами.
Ключевые понятия и термины: земноводные, среда обитания, адаптация.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная (работа с текстом учебника «Биология. Многообразие организмов.»);
- групповая (при изучении нового материала группы работают с текстом учебника);
Оборудование урока:
Компьютер IBM PC с системой MS Windows, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по теме урока, тексты из дополнительной литературы «Пальма первенства земноводных», тесты.
Методы обучения:
Особенность урока заключается в том, что на этом уроке я использовала элементы технологии критического мышления, которая включает три этапа или стадии. Это «Вызов. Осмысление. Рефлексия».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уренская средняя общеобразовательная школа №1» Уренского муниципального района Нижегородской области
Методическая разработка урока
по биологии
«Защита незаслуженно гонимых амфибий».
Разработала: Смирнова Ольга Михайловна,
учитель биологии МБОУ «Уренская СОШ№1»
Адрес:606800,Нижегородская область, г. Урень,
пл.Революции, д 3
г.Урень
2015г.
Пояснительная записка
Чувство любви к природе, бережное к ней отношение необходимо прививать детям с раннего детства. Не важно, какую профессию они выберут они, когда вырастут; опыт общения с живой природой может стать для них тем багажом гуманности, в котором так нуждается любое общество. Не разрушать и не вредить – эта задача обязательно должна присутствовать в воспитательной работе.
Городские дети, практически лишены общения с живой природой, часто ведут себя жестоко. Для них развлечение – хлестать палкой по траве и кустарникам, разрушать муравейники, ловить живность и, замученную, выбрасывать, рвать цветы. Они не задумываются, что творят. Мой коллега, изучающий жизнь амфибий в черте города, с болью рассказывал, как на лягушачьих нерестилищах ребята сотнями вылавливают лягушек и забывают их палками.
С чем связана такая жестокость? Попробуйте взрослому человеку показать жабу и предложить взять её в руки. Чаще всего вы увидите на лице отвращение. Отвращение в сочетании с презрением, присущее больше мальчикам, приводит их к желанию уничтожить; у девочек это сочетается с испугом, и они, как правило, убегают. Но ведь они будущие матери, они привьют неприязнь своим детям, сыновьям, и возникает цепная реакция по истреблению природы человеком, забывшим, что он порождение и часть её.
Другая сторона проблемы - ошибочное представление многих людей о вреде и пользе животных. Например, жабы. Это, пожалуй, самый непривередливый среди амфибий вид, который не брезгует ни слизнями, ни медведкой, а теперь стал защитником садов и огородов от колорадского жука. Другие виды бесхвостых амфибий исключения не составляют. В их рацион входит много беспозвоночных, которых не едят птицы. Личинки амфибий питаются разлагающейся органикой и сине-зелёными водорослями, замедляя эвтрофикацию водоёмов. Кроме того, взрослые амфибии, как и их личинки, - важное звено в цепи питания животных, многие хищники при снижении количества грызунов переходят на питание лягушками, поддерживая тем самым свою численность.
О пользе, которую приносят природе даже такие несимпатичные для многих людей животные, как жабы и лягушки, надо обязательно рассказывать ребятам.
Визитная карточка урока
Класс: 7 «А».
Учитель: Смирнова Ольга Михайловна.
Предмет: биология.
Учебник: «Биология. Многообразие организмов.» под редакцией Н.И. Сонина, М.: «Дрофа» 2014 г.
Программа основного общего образования. Биология. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: «Дрофа» 2014г.
Дидактическая цель урока: формирование новых знаний с опорой на полученные ранее знания; введение новых знаний об амфибиях в систему уже сложившихся знаний учащихся о земноводных.
Цели урока: формирование позитивного отношения учащихся к земноводным.
Обучающие задачи: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных; подвести учащихся к выводу об усложнении организации земноводных по сравнению с рыбами, в связи с переходом их в новую среду обитания; познакомить учащихся с значением земноводных в природе, необходимостью и мерами охраны.
Развивающие задачи: способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения при работе со схемами, таблицами; научить связывать части целого, чтобы появился элемент новизны; научить критически оценивать значимость результата.
Воспитательные задачи: способствовать формированию коммуникативных умений, устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога (при обсуждении вопроса в малой группе); способствовать формированию позитивного отношения учащихся к амфибиям; способствовать воспитанию общеучебной предметной мотивации.
Продолжить формирование умений:
- работать с дополнительной литературой;
- готовить и выступать с сообщениями;
- излагать главные вопросы темы;
- устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;
- анализировать, сравнивать материал при работе со схемами, таблицами.
Ключевые понятия и термины: земноводные, среда обитания, адаптация.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная (работа с текстом учебника «Биология. Многообразие организмов.»);
- групповая (при изучении нового материала группы работают с текстом учебника);
Оборудование урока:
Компьютер IBM PC с системой MS Windows, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по теме урока, тексты из дополнительной литературы «Пальма первенства земноводных», тесты.
Методы обучения:
Особенность урока заключается в том, что на этом уроке я использовала элементы технологии критического мышления, которая включает три этапа или стадии. Это «Вызов. Осмысление. Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Этот этап урока позволяет:
- актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Этот этап урока позволяет:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Преимущества новой технологии заключаются в том, что технология критического мышления создает условия для свободного развития каждой личности на каждой стадии урока с помощью использования особых методических приемов.
Сценарий урока.
Организационный этап:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – Земноводных. Даже ваша реакция на это слово свидетельствует о том, что это необычные животные. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя задачу защитить земноводных, оправдать их в глазах людей. И тема нашего сегодняшнего урока называется так: «Защита незаслуженно гонимых амфибий».
У каждого на столе должен быть учебник, тетрадь, дидактический материал, с которым мы будем работать в течение урока.
Работа будет коллективно-индивидуальная. Каждый из вас будет работать и за себя и за свой микроколлектив.
1 стадия – Вызов
(установка на восприятие)
Целеполагание (совместное)
- Как вы думаете, для чего нужно изучать животных по имени амфибии?
Ответы учащихся:
- чтобы знать их строение;
- чтобы знать, какое значение они имеют в природе и жизни человека;
- чтобы знать, как можно защитить этих животных.
Итак, целью сегодняшнего урока, является формирование позитивного отношения к земноводным.
Заявление амфибий
В Комитет охраны авторских прав природы.
(выступление старшеклассников)
- Уважаемые коапповцы! Ищем у вас защиты!
Нас поражает невежество человека, который считает себя венцом творения. Каких только небылиц ни насочинял он про нас! Например: «Прежде чем возить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи». Лучше бы строили хорошие хранилища! Или: «Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не повредит посевы». Французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров. Все считают, что жаб нельзя трогать руками – появятся бородавки. «Если увидел жерлянку, и она перевернулась на спину – жди в доме несчастья». А несчастья от этого всего только нам, земноводным.
Справедливы слова Альфреда Брема: «Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно и столь несправедливо, как семейство жаб… И все же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти, с какой ее преследуют и убивают, вполне сходятся и так называемые образованные и необразованные, белые и черные люди… Никто из тех, кто дурно говорит о жабе, не наблюдал ее жизни, не прочел ни одной естественной истории…».
Кто же сможет защитить нас? По справедливости – прежде чем обвинять, надо, по крайней мере, узнать, кого обвиняешь.
Мученики невежества науки.
2 стадия – Осмысление
(присвоение новых знаний)
Форма деятельности учащихся – работа в группах.
1 этап: Ответы на вопросы
Вопрос 1 группе:
- Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек и им подобных?
Учащиеся перечисляют такие признаки: они скользкие, холодные, страшные, неожиданно прыгают из-под ног. По ходу ответов учащихся демонстрация изображений наиболее красивых земноводных – квакши, филломедузы красивейшей и т.п. Затем – живую лягушку. Нужно убедить учащихся, что названные ими причины необоснованны! Ведь даже поверхность стекла может обладать теми признаками, которые, по их мнению, определяют неприязнь к лягушкам.
Вопрос 2 группе:
- Что означают слова земноводные и амфибии, являются ли они синонимами?
Выслушав предположения, разъясняется: слово амфибии имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие». Русское название земноводные содержит в себе название сред, где обитают эти животные.
Вопрос 3 группе:
- Какие особенности строения необходимы животным для жизни в воде и на суше? Какие приспособления к жизни в воздушной среде возникли у земноводных?
2 этап: Обобщение знаний учащихся после групповой работы.
(сопровождается компьютерной презентацией)
Учитель: При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для более ранних позвоночных. И если бы животным выдавались патенты, то земноводные получили бы их за такие достижения.
Слайд 1: Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе6 дыхания у амфибий участвует кожа).
Слайд 2: Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трехкамерным. Четырехкамерное сердце амфибиям и не нужно – ведь кровь, поступающая в сердце из подкожных сосудов, также богата кислородом. Но при этом система кровообращения у лягушки устроена так, что самый важный орган тела – головной мозг – снабжается почти чистой артериальной кровью.
Слайд 3: Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.
Слайд 4: Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвоночника.
Слайд 5: Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.
Слайд 6: Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.
Слайд 7: Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усилия и передачи возникающих колебаний. Научившись прилично слышать, амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели и голосовой аппарат.
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Например, у нас, как и у амфибий, передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти, имеющей запястье, пясть и пальцы; задние конечности состоят из бедра, голени и стопы с предплюсной, плюсной и пальцами. Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.
3 этап: Заполнение таблицы с комментарием
Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили кистеперые рыбы, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. Судите сами.
На схеме представлены сравнительные характеристики двух сред обитания:
Характеристика
среды обитания
Вода
Суша
Плотность среды (сопротивление движению)
Высокая
Невысокая
Доступность кислорода
Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от внешних условий
Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна
Вес тела в среде
Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой
Вес тела в полной мере определяется силой тяжести
Испарение с поверхности тела
Испарения нет, избыток влаги
Существенное испарение, особенно при высокой температуре
Температурный режим
Колебания температуры в ограниченных пределах
Существенные колебания температуры, как в течение суток, так и в разные сезоны года
Прозрачность среды (видимость)
Небольшая
Большая
После того, как дети сравнили характеристики двух сред обитания, они делают вывод и записывают его в тетради:
- среда обитания организмов – это комплекс окружающих условий (факторов среды), влияющих на их жизнедеятельность.
- приспособленность (адаптация) – это совокупность тех особенностей строения организмов, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях.
Вопрос 4 группе:
Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют о том, что вторая среда обитания лягушек – вода?
4 этап: Обобщение знаний после ответов учащихся, работающих в 4 группе
Слайд 1: тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы. У многих лягушек пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.
Слайд 2: через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
Слайд 3: икра лягушек и их личинки не могут противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий возможно только в воде.
3 стадия – рефлексия
Подведение итогов урока
Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. Это поистине удивительные создания. Если вы еще не убедились в этом, то, может быть, следующая информация снимет последние сомнения.
- Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает лягушек от более крупных врагов. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жабьего яда. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающие средства. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Японцы готовят из лягушек препараты для лечения опухолей.
Глаза лягушек различают только движущиеся предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза. Они применяются при слежении за самолетами и вместе с аэродромными локаторами делают полеты более безопасными.
Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. Голоса лягушек могут соперничать с птицами. И закончить свой рассказ мне хочется норвежской приметой: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото».
Составление синквейна:
Лягушка
Зеленая, красивая
Прыгает, плавает, ловит
Лягушка относится к земноводным
Берегите земноводных!
Чтение стихов о земноводных «Ода о лягушке»:
Ну кто говорит, что лягушки – уроды!
Он должен, верно, себя уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животных – чтоб жить.
Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше
Наряд у лягушки удобен и прост,
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
А сколько лягушек! Бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науке отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь.
Ты тихо скажешь ей: «Лягушка, прости!»
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказку, ее отпусти!
Диагностика ЗУНов за урок: программированная работа по теме
«Среда обитания и особенности строения земноводных» (индивидуальная работа)
Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на ее приспособленность к обитанию в воде.
а) короткое тело, лишенное хвоста;
б) заостренная клиновидная голова;
в) перепонки на задних конечностях.
Рассмотрите внешний облик лягушки и выделите признак, указывающий на ее приспособленность к наземному образу жизни:
а) широкое туловище;
б) наличие конечностей;
в) клиновидная голова.
Рассмотрите кожный покров лягушки. Обратите внимание на слизь, которая выделяется кожными железами и предохраняет лягушку от высыхания. Какую еще функцию выполняет эта слизь?
а) помогает добывать пищу;
б) помогает передвигаться в воде, уменьшая ее сопротивление;
в) защищает организм от бактерий.
Рассмотрите голову лягушки. Ноздри лягушки снабжены клапанами, которые открываются и закрываются в такт дыханию. Какую роль играют эти клапаны в жизни лягушки?
а) защищает ноздри лягушки;
б) участвует в дыхательном процессе на суше;
в) необходимы для поиска пищи.
Рассмотрите глаза лягушки и обратите внимание на наличие подвижных век. Признаком чего это является?
а) приспособленности к жизни в воде;
б) хорошего зрения;
в) наземного образа жизни.
Рассмотрите, как дышит лягушка на суше. Обратите внимание на связь движения нижней стенки ротовой полости и носовых клапанов. При помощи какого органа дышат наземные позвоночные, в том числе и лягушки?
а) при помощи легких;
б) при помощи ротовой полости;
в) при помощи носовой полости.
Почему, долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр?
а) в воде органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными союзами;
б) в воде лягушка расходует запас воздуха, который имеется в легких;
в) в воде жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.
Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки?
а) передняя;
б) задняя;
в) обе пары.
Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?
в) задние конечности управляют положением тела в воде.
Домашнее задание
Творческое задание:по научно-популярной литературе подготовить сообщение«Пальма первенства земноводных»(об особенностях строения и образе жизни этих животных).
Вспомнить сказки, литературные произведения про лягушек и других земноводных.