kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья – первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самопознания личности. Здесь человек приобретает умения и навыки в общении и человеческом взаимопонимании, здесь закладывается нравственный облик, профессиональное самоопределение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Семейный бюджет" »

«Семейный бюджет»



Цель: Формирование представления о структуре семейного бюджета.

Задачи:

1.Познакомить с понятиями «семейный бюджет»,«доход» и «расход».

2.Развивать навыки диалогической речи воспитанников при ответах на вопросы, активизировать словарь воспитанников через усвоение новых терминов.

3.Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.


Форма проведения: занятие

Участники: воспитанники детского дома (12 -14 лет).

Время проведения: 40 – 45 минут.

Оборудование: мультимедийная презентация, школьная доска, кроссворд, письменные принадлежности. Столы и стулья по количеству детей.


Слайд 1


Ход занятия:


1.Организационный момент.

Упражнение «Улыбка»

Здравствуйте, ребята!



- Подумайте и скажите, почему человек улыбается?

(Ответы детей)

(потому что у него хорошее настроение, весело)



-А когда нужно улыбаться другим людям?

(Ответы детей) (когда человек улыбается тебе, когда человеку ты желаешь добра, если уважаешь этого человека)

А сейчас, ребята, давайте улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.


2.Вводный инструктаж.

Воспитатель: Ребята, на сегодняшнем занятии мы продолжим изучение раздела, который называется «Брак. Семья и дети», давайте вспомним тему прошлого занятия.

- С какими понятиями мы познакомились на прошлом занятии?

(Ответы детей)

(Мы познакомились с понятием семья и ее ценностями )

Проверка домашнего задания.

Воспитатель: Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, как усвоили эти понятия на прошлом занятии.

- Что такое семья?

(Ответы детей)



(Семья - это родственники, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.

Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят и ждут)


-Какие необходимы ценности семьи для счастливой жизни?

(Ответы детей)

(Любовь, уважение, понимание, дружба, хорошие взаимоотношения,взаимопомощь)


Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно! Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Внимательно слушайте вопросы.


1.Кто хозяин банка? (банкир) 

2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)

3. Место покупки, где можно торговаться (рынок)

4. Ящик для хранения денег крупной суммы и драгоценностей? (сейф)

5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)

6. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)

7. Сколько ушей у трех мышей? (6)

8. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)

9. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)

10. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)


2.Сообщение темы и цели:


Воспитатель:


-Итак, ребята, кто из вас догадался, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

(Ответы детей) (О деньгах, о домашней экономике, о доходах)

Слайд 2

Воспитатель: Правильно, ребята! Тема нашего занятия “Бюджет семьи”.

Воспитатель побуждает воспитанников к формулированию цели занятия, задавая наводящие вопросы.

-Ребята, скажите, пожалуйста, чему мы с вами должны научиться на занятии.

(составлять семейный бюджет, правильно распределять семейный бюджет)


-Попробуйте, ребята, сформулировать цель нашего занятия.

(Ответы детей)



Слайд 3



Воспитатель:

Ребята, сегодня мы познакомимся с понятием «бюджете семьи» и узнаем, из чего он складывается.

- Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы;

- И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.


Мотивация

То о чём мы сегодня с вами будем говорить на занятии, вам пригодится в вашей взрослой жизни?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я надеюсь, что наша встреча поможет вам больше узнать о семейном бюджете, научит бережно относиться к семейному бюджету.Так как благосостояние семьи во многом зависит и от семейного бюджета.



Критерии оценивания

Чтобы наше занятие было интересным и запоминающимся вы должны быть внимательными, проявлять активность и творчество.

Я буду вам раздавать жетоны за правильный ответ, а в конце занятия мы подведем итог нашей работы.



3.Основная часть.


Рассказ воспитателя

Благосостояние каждой семьи во многом зависит и от семейного бюджета. Неумение правильно вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые у нас есть, приводит многиесемьи к разочарованию, обидам и недовольству, а некоторые семьи даже и к разводу. 


Чтобы  бюджет, как говорится, ломился от денег. Для этого не обязательно каждый месяц зарабатывать по миллиону долларов (хотя и это можно), необходимо всего лишь научиться правильно вести семейный бюджет и распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья. 

Воспитатель: Вот уже несколько раз я повторила слова «семейный бюджет», а кто из вас ответит:

-Как вы понимаете, что это такое «Семейный бюджет»?

(Ответы детей)


Слайд 4

  • Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.



Вывод:Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.


Воспитатель: Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? Как сделать так, чтобы не только хорошо зарабатывать деньги, но можно было откладывать деньги на сбережения, на крупные покупки, на отдых и на обучение?

 
   Фронтальная работа.

Воспитатель: – Важно ли планировать бюджет семьи?

Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.

При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

Воспитатель:– А есть ли бюджет у нашего государства?

Дети: – Есть.

Воспитатель: – Кто его планирует?

Дети: – Правительство.

Воспитатель: – Кто планирует бюджет в семье?

Дети: – Вся семья. (Взрослые и дети совместно)


Воспитатель:Правильно, ребята!Семейный бюджет, нужно планировать всем вместе, при этом учитывать интересы каждого члена семьи.


Воспитатель: Ребята, а сейчас подумайте и ответьте на вопрос:

- Что такое доход семьи?

(Ответы детей)

(Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи)


Слайд 5

Доходы семьи – это поступления денежных средств, в семью из разных источников.

Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.



Слайд 6



Воспитатель:Ребята, давайте проследим,из чего складывается доход семьи:


-Скажите, что получают взрослые за свой труд? (Зарплату)

-Что такое зарплата?

(Ответы детей)

(Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день)


- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают.

-Что получают дедушка и бабушка?

(Ответы детей) (Пенсию)


- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?

(Ответы детей) (Инвалидам)


- Скажите, ребята, а что выплачивают детям?

(Ответы детей) (детское пособие)


- Дочь или сын учатся в училище или в институте, что им выплачивают за хорошую учебу?

(Ответы детей) (Стипендию)


- Что еще может приносить доход семье?

(Ответы детей) (Доход от приусадебного хозяйства, вознаграждения или подарки от государства, премии за хорошую работу или учебу и другие).



Воспитатель:Ребята,с помощью этих доходов мы можем удовлетворить потребности семьи.


Слайд 7



Физминутка.


Воспитатель: А сейчас, ребята, я попрошу вас встать и немного поиграть. Я буду говорить небольшие фразы, а вы внимательно их слушайте и выполняйте соответствующее действие:

(Дорого – поднимаем руки вверх, дёшево – опускаем руки вниз, хлопая по бедрам).


Фразы:

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Прошу вас сесть на свои места и продолжим работать дальше.


Слайд

Воспитатель: С доходами семьимы разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.


-Ребята, как вы думаете, что такое расходы?

(Ответы детей)


Слайд 8

  • Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.



-Ребята, какие вы знаете расходы?

(Ответы детей)

(Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно! Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на обязательные (основные) и текущие.


Слайд 9


Давайте подумаем и выполним задание. Вы видите на слайде перечень расходов каждой семьи. Вы должны распределить расходы на две группы: обязательные и текущие.


Слайд

Расходы на питание, оплата за ребенка в детском саду, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги, одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары.



             

           Обязательные (основные)                                               Текущие

1 группа:

-Как вы думаете, какие у семьи обязательные (основные) ежемесячные расходы?

(Расходы на питание, оплата за ребенка в детском саду, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)


2 группа:                                         

-Какие текущие расходы?

(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)


(Дети по очереди зачитывают. Обсуждение)


-Что такое обязательные расходы?

-Что такое текущие расходы?

(Ответ детей)


Слайд 10


Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно!Но в большей степени расходы семьи идут на питание. Давайте с вами подумаем и составим продовольственную корзину для семьи, состоящую из продуктов питания, которые необходимы для проживания каждой семьи.


Слайд11


Продовольственная корзина.

Выберите 10 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц  из 26 предложенных:

1)хлеб

2) сахар 
3) минеральная вода
4) масло сливочное 
5) кукурузные хлопья 
6) масло растительное 
7) рыба 
8) кальмар сушеный 
9) газированные напитки
10) молоко
11) яйцо
12) майонез 

13) картофель

14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др)  
15) сухофрукты
16) соль 
17) креветки
18) кондитерские изделия
19) сельдь иваси
20) финики сушеные
21) маринады
22) сало копченое
23) орешки соленые
24) конфеты
25) чипсы

26) мясо


Слайд 12


Правильный ответ.

В продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:

1)хлеб 
2) сахар
3) масло
4) мясо 
5) рыба 
6) молоко 
7) яйцо
8) картофель
9) овощи
10) фрукты


Воспитатель: Правильно, ребята! Вот 10 основных видов продуктов питания включает продовольственная корзина, которые необходимы каждой семье для полноценного питания на каждый день.





4.Закрепление.

Воспитатель:Ребята,чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам выполнить еще одно задание - Тест.


1) Из чего складывается бюджет семьи:

а) из заработной платы, пенсии и стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.


2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

а) расходы;

б) проценты;

в) доходы.


3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:

а) баранки

б) пенсия

в) стипендия


4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:

а) доходы;

б) расходы;

в) прибыль.


5) Лучшим считается бюджет, в котором:

а) доходы больше расходов

б) доходы равны расходам

в) доходы меньше расходов.


Слайд 13


Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд. Нужно закончить предложения:

1 группа

1)Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше….(доходов)


2 группа

2) Расходы не должны превышать….(доходы)


Проверка.

 Дети читают вслух предложения. Воспитатель оценивает ответы.

Воспитатель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

Воспитатель:-Что значит экономить?

Дети: - От чего то оказаться (не столь важного), подождать и купить в другой раз, заменить на что то другое.

Воспитатель: На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.

Воспитатель:– А на чём нельзя экономить?

Дети– На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно! Нужно учиться экономить, но разумно. Ни в коем случае нельзя экономить ни на питании, отдыхе или вещах первой необходимости.


Воспитатель: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас по вертикали получится слово. А какое слово, мы узнаем позже.


Слайд 14


Кроссворд

1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)




Воспитатель: Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими грамотно планировать в будущем свой семейный бюджет.


5. Итог.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(дети встают в круг, воспитатель берет мяч.)

Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Вопросы:

- Чем понравилось тебе занятие?

- Что такое семейный бюджет?

 (это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени).


- Что такое доход семьи?

(Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи)

(Доходы семьи – это поступления денежных средств, в семью из разных источников)


-Ребята, как вы думаете, что такое расходы?

( Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги).



-Ребята, какие вы знаете расходы?

(Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы).


– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?

(чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужно уметь грамотно распределять свой семейный бюджет)

(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет



-А сейчас, ребята, подумайте и скажите, как вы сегодня поработали на занятии? (оценивание самого себя)





-Как вы считаете, кто сегодня хорошо работал на занятии (оценивание другдруга)



-Оценить воспитателю каждого ребёнка, подсчёт сердец, у кого больше тому подарок.

(подсчет жетонов, выявить победителя, награждение)

Слайд 15

Воспитатель: И в заключении я хочу сказать: «Кто не считает свои деньги, тот проявляет неуважение к своему труду»,- гласитнародная мудрость

Огромное вам спасибо, ребята, за участие.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект занятия "Семейный бюджет"

Автор: Калиниченко Ирина Петровна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект занятия на тему : " Мой бюджет""
    ["seo_title"] => string(39) "konspekt_zaniatiia_na_temu_moi_biudzhet"
    ["file_id"] => string(6) "509535"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557335979"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект  занятия по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин» на тему: «Моя  семья » 1  класс. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-zaniatiia-po-dukhovno-nravstviennomu-napravlieniiu-ia-ghrazhdanin-na-tiemu-moia-siem-ia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119346"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект занятия на тему: "Мои права" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-moi-prava"
    ["file_id"] => string(6) "148238"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419614015"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Домашняя экономика. Бюджет семьи. "
    ["seo_title"] => string(38) "domashniaia-ekonomika-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "118157"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413049600"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по обществознанию "Домашнее строительство" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-domashnieie-stroitiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "220644"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434719464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства