kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия для учащихся 5-9 классов " Живая старина "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.        Познакомить с этнографическим уголком школьного краеведческого музея «Наследие»

 

 

Задачи. 

 

  1. Привлечь  учащихся, учителей, родителей  к сбору экспонатов музея, чтобы сберечь оставшиеся предметы старины, воспоминания старожилов в архиве школьного музея;

2. Повышать интерес учащихся к краеведческой работе;

3.Воспитать патриотов своей малой Родины;

4.Изучать, возрождать и сохранять национальные традиции.

 

Оборудование: музейные экспонаты, воспоминания  жителей села и деревень.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для учащихся 5-9 классов " Живая старина " »

МБОУ «Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа

им.Н.П.Венценосцева»










Конспект занятия






Живая старина


(Для учащихся 5- 9 классов)












Руководитель школьного

музея «Наследие»:

Чернова Любовь Назаровна.

Учитель марийского

(государственного)

языка и ИКН I категории.





с. Мари-Билямор

2015г.

Цель. Познакомить с этнографическим уголком школьного краеведческого музея «Наследие»



Задачи.

1. Привлечь учащихся, учителей, родителей к сбору экспонатов музея, чтобы сберечь оставшиеся предметы старины, воспоминания старожилов в архиве школьного музея;

2. Повышать интерес учащихся к краеведческой работе;

3.Воспитать патриотов своей малой Родины;

4.Изучать, возрождать и сохранять национальные традиции.


Оборудование: музейные экспонаты, воспоминания жителей села и деревень.




1.Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Поро кече!


- Мы, экскурсоводы Мари-Биляморской средней общеобразовательной школы им. Н.П.Венценосцева»проводим экскурсии для учеников, учителей, родителей в школьном музее «Наследие»», который был открыт в 2008 году. Знакомиться с экспонатами музея учащиеся начинают с первого класса. В музее проводим встречи с интересными людьми. У нас работает краеведческий кружок «По малой Родине моей». Члены Совета музея занимаются организационной работой, ведут сбор, учет и хранение музейных экспонатов, проводят краеведческие уроки и экскурсии. В настоящее время насчитывается 400 единиц хранения, т.е. экспонатов. Все они учтены и записаны в инвентарной книге (показ инвентарной книги), под каждым экспонатом есть свой шифр.


-«Как жили прежде на Руси,

Чем занимались, как росли,

Во что играли, одевались,

Какие песни сочинялись,

Как отдыхали, как любили,

Любовь к труду превозносили?

В музее школьном узнаём

Традиции и быт времён.

И всё. Что было в старину,

Мы вам исполним наяву:

Споём, станцуем и расскажем,

А, главное, мы всё покажем.


- В нашем школьном музее самый интересный уголок – этнографический. Здесь представлены предметы и вещи, которыми пользовались наши предки в повседневной жизни.

С давних времен марийцы занимались изготовлением мелкой деревянной посуды и различных предметов домашнего обихода из дерева и металла. В свободное от сезонных сельскохозяйственных работ время марийцы изготовляли всю необходимую им в хозяйстве утварь. ( сундуки, самопряхи, ухваты, зыбки.) предметы обстановки ( столы, скамейки), орудия труда (грабли, трепала,) посуду( ложки, ковши, туески, бураки, поварешки, корзины)

Они стремились их сделать не только полезными и удобными для пользования, но и совершенными по форме. Обработка любой вещи велась обычно топором и ножом. Изготовлением предметов быта занимались исключительно мужчины. Они использовали мягкие породы дерева: липу, осину, яблоню. Готовили древесину с октября по январь, очищали её от коры, разрезали на плашки. Большинство сосудов изготовляли техникой долбления из цельного куска древесины.

Для изготовления бытовых предметов употребляли и кору деревьев: бересту и лыко. Из них делали кузова, бураки, корзины, лапти. Посуда из нее была необходима при сенокосе, жатве, сборе ягод. Её качество было очень высоким. Эти предметы долго сохраняли температуру содержимого: молоко обычно не скисало, хлебный квас или вода долго оставались холодными.

Для варки и выпекания пищи, для горящих блюд использовалась металлическая и глиняная посуда ( котлы, горшки, чугуны.)

К концу XIX века посуда и домашняя утварь становится более разнообразной, т.к приобретаются на рынках и ярмарках, изделия из металла и стекла, фарфора. Появляются самовары, кастрюли, чайники, бутыли, керосиновые лампы, утюги. ( Все эти экспонаты можно посмотреть в нашем музее)


II. А сейчас послушайте рассказы – легенды о предметах домашнего быта экспонатах нашего музея.



Память о далеком предке. Деревянный ковш – «Корка». Самый оригинальный экспонат школьного музея.



Этот предмет, по-марийски «корка», для Зинаиды Николаевны Черновой служил всю жизнь. С виду ничего примечательного, обычный деревянный ковш, часто встречающийся в любом крестьянском хозяйстве мари вплоть до нашего времени. Но он ей дорог тем, что хранит память о далеком предке, детстве проведенном в доме ее деда - Емельяна Петровича Чернова (которого она совсем не помнит) По словам ее бабушки Варвары Илларионовны дед был отличным мастером. Многие люди обращались к нему с заказами. Этому ремеслу он научился от своего отца – Петра Яковлевича. Многочисленное присутствие деревянных вещей в доме всегда ей напоминало о тех, кто приложил к ним умелую руку.

Когда Зинаида Николаевна вышла замуж, некоторые вещи по наследству перешли к молодым. Среди них были и такие, которые изготовил сам Петр Яковлевич, её прадед.

Со временем многие предметы были приведены в негодность, утеряны при переезде в новый дом. Но так случилось, что именно ему посчастливилось оказаться на музейной полке. Вещь уникальна, ей почти 160 лет ( дата изготовления на нижней части ковша – 1852г.)

Отмечена родовым знаком Черновых ( на нижней части ручки ковша – тамга)


Тульский самовар.

Это тульский самовар куплен в городе Казани в 1920 году на базаре Чернышевым Игнатом Григорьевичем.

В ней кипятили чай. Но кроме чая варили калачи, яйца, заваривали кисели гороховые, крахмальные. Воду кипятили в нем горящими углями, поэтому обращаться с ним нужно было аккуратно, мог упасть уголь мимо трубы на пол, загореться, от этого возникали пожары.

Вот в 1921 году из-за одной нерадивой хозяйки, которая поставила корчагу с горящими углями прямо на деревенский пол, полностью сгорела д. Ирека (Хозино). Остался всего один дом, люди все лето жили в банях.

Разжигать и кипятить чай в самоваре детям не разрешали, могли они и обвариться, такие случаи были нередки. Остатки чая в самоваре и угли вытряхивали, чтобы просушить внутренние части. Самовар никелированный, мыли его с наружной стороны намыленной мочалкой, водой. Были и медные самовары, которые чистили речным песком.


III. Практическое занятие.

Учитель:

- Спасибо, нашим экскурсоводам за проведенную экскурсию.

Ребята, я очень рада, что вы внимательно слушали наших экскурсоводов. А сейчас мы вместе попытаемся стать музейными работниками.














Нам нужно составить паспорт предмета музейного значения.

( составляют по выбору или историю тульского самовара или деревянного ковша.)



Составил__________________________________


Учетные обозначения




Наименование:



Врем и место изготовления



Дата, источник и способ поступления:


Автор:




Размер:

Описание:




Материал и техника изготовления:




Сохранность:




В нашем краеведческом музее «Наследие» собраны много вспоминания людей о предметах старины.( «Фартук моей дочери», «Ткацкий станок», «Деревянные бураки», «Сумка моего деда» и т.д.)

В этом учебном году наша школа отметила 140-летие. Мы очень рады, что к нам пришли много наших выпускников, которые посетили наш школьный музей.

Выпускник нашей школы Валентин Викторович Зайцев передал деревянный стол с родительского дома д. Меркуши( Ворончихино), старинные часы (д.Манылово), железные большие весы, которыми в колхозной конюшне взвешивали овес, самодельную железную терку, которая немного сгорела во время пожара в д. Меркуши, летом 2010г.


IV. Итог занятия.


Мы рассказали вам лишь о нескольких экспонатах нашего музея. На уроках истории и культуры народов Марий Эл вы продолжите изучать и знакомиться с бытом и культурой марийского народа.




Мы, члены Совета музея школы следующий краеведческий урок расскажем об этих новых экспонатах. И составим паспорт предмета музейного значения.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект занятия для учащихся 5-9 классов " Живая старина "

Автор: Чернова Любовь Назаровна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект занятия для учащихся 5-9 классов "Живая старина" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-zaniatiia-dlia-uchashchikhsia-5-9-klassov-zhivaia-starina"
    ["file_id"] => string(6) "154565"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421167299"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект  занятия по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин» на тему: «Моя  семья » 1  класс. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-zaniatiia-po-dukhovno-nravstviennomu-napravlieniiu-ia-ghrazhdanin-na-tiemu-moia-siem-ia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119346"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка занятия "Письмо Деду Морозу" "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-pis-mo-diedu-morozu"
    ["file_id"] => string(6) "235326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443676794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературному чтению "Два мира Ваньки Жукова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dva-mira-van-ki-zhukova"
    ["file_id"] => string(6) "118767"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока и разработка урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-i-razrabotka-uroka-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "250766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447138871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства