Конспект занятия для учащихся 5-9 классов "Живая старина"
Конспект занятия для учащихся 5-9 классов "Живая старина"
Цель. Познакомить с этнографическим уголком школьного краеведческого музея «Наследие»
Задачи.
1. Привлечь учащихся, учителей, родителей к сбору экспонатов музея, чтобы сберечь оставшиеся предметы старины, воспоминания старожилов в архиве школьного музея;
2. Повышать интерес учащихся к краеведческой работе;
3.Воспитать патриотов своей малой Родины;
4.Изучать, возрождать и сохранять национальные традиции.
Оборудование: музейные экспонаты, воспоминания жителей села и деревень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для учащихся 5-9 классов "Живая старина" »
МБОУ «Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа
им.Н.П.Венценосцева»
Конспект занятия
Живая старина
(Для учащихся 5- 9 классов)
Руководитель школьного
музея «Наследие»:
Чернова Любовь Назаровна.
Учитель марийского
(государственного)
языка и ИКН I категории.
с. Мари-Билямор
2015г.
Цель. Познакомить с этнографическим уголком школьного краеведческого музея «Наследие»
Задачи.
1. Привлечь учащихся, учителей, родителей к сбору экспонатов музея, чтобы сберечь оставшиеся предметы старины, воспоминания старожилов в архиве школьного музея;
2. Повышать интерес учащихся к краеведческой работе;
3.Воспитать патриотов своей малой Родины;
4.Изучать, возрождать и сохранять национальные традиции.
Оборудование: музейные экспонаты, воспоминания жителей села и деревень.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Поро кече!
- Мы, экскурсоводы Мари-Биляморской средней общеобразовательной школы им. Н.П.Венценосцева»проводим экскурсии для учеников, учителей, родителей в школьном музее «Наследие»», который был открыт в 2008 году. Знакомиться с экспонатами музея учащиеся начинают с первого класса. В музее проводим встречи с интересными людьми. У нас работает краеведческий кружок «По малой Родине моей». Члены Совета музея занимаются организационной работой, ведут сбор, учет и хранение музейных экспонатов, проводят краеведческие уроки и экскурсии. В настоящее время насчитывается 400 единиц хранения, т.е. экспонатов. Все они учтены и записаны в инвентарной книге (показ инвентарной книги), под каждым экспонатом есть свой шифр.
-«Как жили прежде на Руси,
Чем занимались, как росли,
Во что играли, одевались,
Какие песни сочинялись,
Как отдыхали, как любили,
Любовь к труду превозносили?
В музее школьном узнаём
Традиции и быт времён.
И всё. Что было в старину,
Мы вам исполним наяву:
Споём, станцуем и расскажем,
А, главное, мы всё покажем.
- В нашем школьном музее самый интересный уголок – этнографический. Здесь представлены предметы и вещи, которыми пользовались наши предки в повседневной жизни.
С давних времен марийцы занимались изготовлением мелкой деревянной посуды и различных предметов домашнего обихода из дерева и металла. В свободное от сезонных сельскохозяйственных работ время марийцы изготовляли всю необходимую им в хозяйстве утварь. ( сундуки, самопряхи, ухваты, зыбки.) предметы обстановки ( столы, скамейки), орудия труда (грабли, трепала,) посуду( ложки, ковши, туески, бураки, поварешки, корзины)
Они стремились их сделать не только полезными и удобными для пользования, но и совершенными по форме. Обработка любой вещи велась обычно топором и ножом. Изготовлением предметов быта занимались исключительно мужчины. Они использовали мягкие породы дерева: липу, осину, яблоню. Готовили древесину с октября по январь, очищали её от коры, разрезали на плашки. Большинство сосудов изготовляли техникой долбления из цельного куска древесины.
Для изготовления бытовых предметов употребляли и кору деревьев: бересту и лыко. Из них делали кузова, бураки, корзины, лапти. Посуда из нее была необходима при сенокосе, жатве, сборе ягод. Её качество было очень высоким. Эти предметы долго сохраняли температуру содержимого: молоко обычно не скисало, хлебный квас или вода долго оставались холодными.
Для варки и выпекания пищи, для горящих блюд использовалась металлическая и глиняная посуда ( котлы, горшки, чугуны.)
К концу XIX века посуда и домашняя утварь становится более разнообразной, т.к приобретаются на рынках и ярмарках, изделия из металла и стекла, фарфора. Появляются самовары, кастрюли, чайники, бутыли, керосиновые лампы, утюги. ( Все эти экспонаты можно посмотреть в нашем музее)
II. А сейчас послушайте рассказы – легенды о предметах домашнего быта экспонатах нашего музея.
Память о далеком предке. Деревянный ковш – «Корка». Самый оригинальный экспонат школьного музея.
Этот предмет, по-марийски «корка», для Зинаиды Николаевны Черновой служил всю жизнь. С виду ничего примечательного, обычный деревянный ковш, часто встречающийся в любом крестьянском хозяйстве мари вплоть до нашего времени. Но он ей дорог тем, что хранит память о далеком предке, детстве проведенном в доме ее деда - Емельяна Петровича Чернова (которого она совсем не помнит) По словам ее бабушки Варвары Илларионовны дед был отличным мастером. Многие люди обращались к нему с заказами. Этому ремеслу он научился от своего отца – Петра Яковлевича. Многочисленное присутствие деревянных вещей в доме всегда ей напоминало о тех, кто приложил к ним умелую руку.
Когда Зинаида Николаевна вышла замуж, некоторые вещи по наследству перешли к молодым. Среди них были и такие, которые изготовил сам Петр Яковлевич, её прадед.
Со временем многие предметы были приведены в негодность, утеряны при переезде в новый дом. Но так случилось, что именно ему посчастливилось оказаться на музейной полке. Вещь уникальна, ей почти 160 лет ( дата изготовления на нижней части ковша – 1852г.)
Отмечена родовым знаком Черновых ( на нижней части ручки ковша – тамга)
Тульский самовар.
Это тульский самовар куплен в городе Казани в 1920 году на базаре Чернышевым Игнатом Григорьевичем.
В ней кипятили чай. Но кроме чая варили калачи, яйца, заваривали кисели гороховые, крахмальные. Воду кипятили в нем горящими углями, поэтому обращаться с ним нужно было аккуратно, мог упасть уголь мимо трубы на пол, загореться, от этого возникали пожары.
Вот в 1921 году из-за одной нерадивой хозяйки, которая поставила корчагу с горящими углями прямо на деревенский пол, полностью сгорела д. Ирека (Хозино). Остался всего один дом, люди все лето жили в банях.
Разжигать и кипятить чай в самоваре детям не разрешали, могли они и обвариться, такие случаи были нередки. Остатки чая в самоваре и угли вытряхивали, чтобы просушить внутренние части. Самовар никелированный, мыли его с наружной стороны намыленной мочалкой, водой. Были и медные самовары, которые чистили речным песком.
III. Практическое занятие.
Учитель:
- Спасибо, нашим экскурсоводам за проведенную экскурсию.
Ребята, я очень рада, что вы внимательно слушали наших экскурсоводов. А сейчас мы вместе попытаемся стать музейными работниками.
Нам нужно составить паспорт предмета музейного значения.
( составляют по выбору или историю тульского самовара или деревянного ковша.)
Составил__________________________________
Учетные обозначения
Наименование:
Врем и место изготовления
Дата, источник и способ поступления:
Автор:
Размер:
Описание:
Материал и техника изготовления:
Сохранность:
В нашем краеведческом музее «Наследие» собраны много вспоминания людей о предметах старины.( «Фартук моей дочери», «Ткацкий станок», «Деревянные бураки», «Сумка моего деда» и т.д.)
В этом учебном году наша школа отметила 140-летие. Мы очень рады, что к нам пришли много наших выпускников, которые посетили наш школьный музей.
Выпускник нашей школы Валентин Викторович Зайцев передал деревянный стол с родительского дома д. Меркуши( Ворончихино), старинные часы (д.Манылово), железные большие весы, которыми в колхозной конюшне взвешивали овес, самодельную железную терку, которая немного сгорела во время пожара в д. Меркуши, летом 2010г.
IV. Итог занятия.
Мы рассказали вам лишь о нескольких экспонатах нашего музея. На уроках истории и культуры народов Марий Эл вы продолжите изучать и знакомиться с бытом и культурой марийского народа.
Мы, члены Совета музея школы следующий краеведческий урок расскажем об этих новых экспонатах. И составим паспорт предмета музейного значения.