Тема: А. П. Чехов « Каштанка»
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы, приёмы: словесный, наглядно-иллюстрированный, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации, методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
Формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная работа в парах.
Технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо (ассоциации, чтение с остановками, элементы здоровьесбережения: физ.минутки, психологический настрой).
Цель урока: Познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка», подвести к пониманию о сложности взаимоотношений человека и природы.
Задачи:
1.Вызвать у детей интерес к изучению произведения; раскрыть жизненную ситуацию автора.
2. Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
3. Развивать навыки культуры речи, творческие способности учащихся, стремление к знаниям, развивать способы мыслительной деятельности.
4.Отрабаиывать навык чтения вслух и про себя,
5.Расширять словарный запас учащихся.
6.Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).
5.Воспитывать детей способность видеть себя и природу, как одно целое, не нарушая гармонии. Воспитывать коллективные навыки работы в группе, уважение друг к другу, взаимопомощь.
Ожидаемые результаты:
1.Осознание детьми целостности природы бережного отношения к ней через и анализ текста.
2.Вызывать чувство сострадания к живому прийти на помощь.
3.Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей учителя, воспитывать доброе отношение к животным.
Используемые учебники и учебные пособия:
-Учебник «Литературное чтение :Учебник для учащихся 4 класса
общеобразовательных учреждений.В.К. Павленко, Т.К.Абенова.(2004 год)».
-Карточка с заданием;
-Мультимедийный проектор;
-Записи на доске;
_ портрет А. П. Чехова, выставка его книг, индивидуальные карточки с вопросами.
Задачи.
1.Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
2. Отрабатывать навык чтения вслух т про себя.
3.Расширять словарный запас учащихся.
4.Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).
5.Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование.
-Учебник «Литературное чтение :Учебник для учащихся 4 класса
общеобразовательных учреждений.В.К. Павленко, Т.К.Абенова.(2004 год)».
-Карточка с заданием;
-Мультимедийный проектор;
-Записи на доске;
_ портрет А. П. Чехова, выставка его книг, индивидуальные карточки с вопросами.
Ход урока.
1.Организация класса. Психологический настрой.
-Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением.
Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем переживать друг за друга.
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас такой-
Все в учёбу головой!
2.Опрос дом.задания.
Вспомним: «Что было задано на дом.»
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Саша».
1). Биография писателя.
2). Выразительное чтение произведения А.Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
4.Выразительное чтение произведения «Саша».
5). Словесный портрет Саши (характер настроение).
3. Сообщение темы урока:
Подготовительная работа.
-Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
- (дети читают отрывки про себя).
1-ый слайд
… Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы, положил на них морду и начал:
-Мня, мня…нга-нга-нга!.
-кто догадался, из какого произведения этот отрывок?
- (рассказ «Белолобый»
- Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.
- (дети читают отрывок про себя).
2-ой слайд
«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он.- И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»…
Он свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного,он умолкнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
-Кто узнал о ком идет речь в этом отрывке и как называется рассказ?
-( речь идет о Ваньке. Рассказ называется так и называется «Ванька» ).
- Скажите, а кто является автором этих рассказов? (А.П.Чехов)
-Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
-Давайте послушаем ребят, которые подготовили сообщение про Антона Павловича Чехова.
-А начнем мы наш урок с загадки.
- Посмотрите на доску и прочитайте загадку.
3-й слайд
Лежит-молчит,
Подойдешь-заворчит.
-Кто это
(Собака).
-Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь,что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас у А.П. Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них- с героиней рассказа А. П. Чехова «Каштанка».
3.Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.
-Посмотрите на доску.
4-ый слайд СОБАКА
-Давайте прочитаем это слово с разной интонацией.(-удивления
-радости,
-обращения,
-вопроса)
-(дети читают).
4.Словарная работа.
Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
-Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
-Давайте прочитаем эти слова.
(приятному истому, лохань)
-Как вы думаете, что они обозначают?
-Прочитаем правильное толкование этих слов.
На доске запись:
Истома-чувство усталости, утомления, бессилия.
Лохань- 1) деревянная клёпочная посуда круглой или овальной формы, с невысокими краями для различных надобностей;2) в старину: глубокое овальное блюдо (или таз)для умывания рук.
-Физ. минутка. (разминка для глаз «Снежинка»)
5.Работа над произведением А.П. Чехова «Каштанка»- комбинированное чтение.
6. Анализ прочитанного текста:
1.- Что случилось с Каштанкой? Какая была погода?
(Каштанка заблудилась. Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую).
Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
- («Молодая рыжая собака-помесь такса с дворняжкой,- очень похожая мордой на лисицу»).
- Найдите отрывок в тексте, что чувствовала Каштанка когда осталась одна?-(Каштанкою овладели отчаяния и ужас).
-Как Каштанка попала к незнакомцу?
-Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
(Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
- (Приветливо, заботливо, нежно, с нежностью).
-Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
-Как она себя вела?
- Как отнёсся к Каштанке незнакомец
- (сытно накормил, положил спать)
-Что делала собака после обеда?
-(решала вопрос где лучше?)
-Как встретили Каштанку домочадцы незнакомца?
-С какой «публикой » познакомилась Каштанка?
(Найдите отрывок в тексте и прочитайте.)
-Какой талант обнаружил хозяин у Каштанки?
-Как вы думаете : «Почему дебют не удался?» Что случилось во время представления в цирке?7.Работа с карточкой.
- У вас на парте лежит карточка с заданием.
-Прочитайте внимательно задание про себя.
-Прочитайте задание вслух.
-(Перечислите описание Каштанки и впишите пропущенные слова).
Карточка
______________собакка-помесь________с______-очень_____________________________,бегала__________по сторонам. Изредка она ________________и, ______________,то одну __________, то другую, стараясь дать себе отчёт:___________ _________ могло_________, что она ___________________________?.
Работа по слайдам.
Игра «Вспомните эпизод».
Объяснение дом. задания:
Рефлексия.