Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия. Тема "История возникновения ткани"»
Конспект занятия.
(объединение «Вдохновение»)
«История возникновения ткани. Виды и свойства тканей»
(04.10.2024г.)
Цель: расширить представления детей о видах и свойствах тканей.
Задачи:
Познакомить детей с синтетическими тканями, изучить их свойства в ходе исследовательской деятельности в сравнении с натуральными;
Познакомить детей с историей возникновения ткани.
Уточнить представления детей об исследовании как способе познания мира и органах чувств, необходимых для этого;
Совершенствовать умение работать в парах, воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», знакомство с хлопком и льном как важными с/х культурами, рассматривание образцов тканей, рассказ воспитателя о производстве шерсти и шелка, лото «Из чего это сделано».
Материалы и оборудование: комочек ваты, образцы тканей: лен, хлопок, болонь, велюр; пипетки, лупы, колокольчик, кусочки сахара-рафинада, непрозрачная емкость с чесноком, пластиковый шарик.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с историей возникновения ткани
История возникновения тканей.
История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. Ещё в каменном веке (около 9 веков до нашей эры) первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно. На мысль о том, что таким образом можно сплести тканое полотно для ношения на теле, первобытных мастеров натолкнул опыт плетения сетей для ловли рыбы и корзин для продуктов. Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, но была очень грубой, имела не однородный состав, не имела необходимой плотности. Но, с годами мастера по производству ткани усовершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации, развивается и производство, повышая качество и виды. Более качественные и сложные типы ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах, откуда и был дан старт всему миру. Около 5 веков до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, которое состоит из большой деревянной рамы, на которую закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но, полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду.
Посмотрите, я принесла вам комочек ваты и задам о нем вопрос. Как вы думаете, что общего между ватой и вашими шортами и футболками?
- Затрудняетесь ответь? Тогда вот подсказка.
- Из чего сделана твоя футболка, Катя?
- Она сделана из ткани.
- А как сделали эту ткань?
- Хлопок вырос на поле, потом его собрали, обработали и получили полотно, из которого сшили мою футболку.
- Все верно. Это природная ткань. Ее основу дала природа. Называется она хлопок, как и растение из которого сделали и ткань, и наш комок ваты!
Давайте вспомним, какие еще виды тканей получает человек из природных материалов.
- Шелк, шерсть, лен.
- Это так. Но иногда человеку не хватает только природных тканей. Он задумывает получить материал с определенными свойствами и называет такое полотно «СИНТЕТИЧЕСКИМ».
Итак, значит, все виды тканей мы можем разделить на природные (или натуральные) и синтетические.
- А как вы думаете, отличаются ли чем-то эти виды тканей? Предлагаю проверить это в нашей научной лаборатории «Познавайки».
- В нашу лабораторию вход только по пропускам. А чтобы получить пропуск, нужно пройти тест и назвать все органы чувств, которые есть у человека.
Тест 1. (Показываем пластиковый мяч)
- Какого цвета мяч? Какой орган позволил нам это определить? (Глаза - зрение)
Тест 2.
- Какой мяч на ощупь? (Рука, кожа – осязание)
Тест 3. (звенит колокольчик)
- Что звучит? Как вы узнали, ведь вы не видели? (Уши – слух)
Тест 4. (Дать на пробу с закрыты глазами сахар-рафинад)
- Что вы попробовали? (Язык – вкус)
Тест 5. (Поднести непрозрачную баночку с чесноком)
- Что находится в баночке? ( Нос – обоняние)
- Все вы прекрасно прошли тесты, ваши органы чувств работаю, как надо.
Получите пропуски и проходите в лабораторию.
- Перед вами 4 вида ткани: лен и хлопок – натуральные, болонь и велюр – синтетические. Мы будем их исследовать и заносить данные в таблицу на доске.
1. проверим, как сжимаются натуральные и синтетические ткани.
2. проверим, как они растягиваются.
3. проверим, как впитывают воду разные ткани.
- Итак, опыты завершены, таблица заполнена.
Теперь, глядя на таблицу, давайте ответим на вопросы:
- Какие два вида тканей бывают? (натуральные и синтетические)
- Как сминаются натуральные ткани? (Мнутся сильно, остаются следы)
- Как сминаются синтетические ткани? (расправляются сами, следы не остаются)
- Какие ткани трудно растягиваются? (натуральные)
- Какие ткани не пропускают воду? (синтетические)
- Вот как много вы смогли сегодня узнать! Значит, сможете ответить на мои заключительные вопросы.
- Если нужно будет сшить дождевик, какую ткань выберем? (синтетическую)
- А для летнего сарафанчика что выбрать, чтобы не вспотеть? (натуральную).
Я вижу, что вы стали настоящими исследователями, умеете проводить эксперименты и применять полученные знания!
- Вам интересно было сегодня?
- Вам понравилось быть исследователями?
Я рада. До новых встреч в лаборатории «Познавайки»!