kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по теме: Живая и неживая природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

можно использовать на уроках и в кружковой деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: Живая и неживая природа»

Конспект занятия. Тема: «Живая и неживая природа»

(объединение ЭКО) 

Цели: Расширение и обобщение знаний детей о живой и неживой природе. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

        Познавательные:

   Познакомить с понятиями: живая и неживая природа, с ее признаками и особенностями.

   Научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные  объекты от искусственно  созданных

        Развивающие:

   Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей

   Развивать умение анализировать результаты, полученные опытным путем.

   Повышать умственную активность: мышление, память, внимание.

        Воспитательные:

   Воспитывать и развивать у детей любознательность.

   Формировать бережное отношение к окружающему миру.

Предшествующая работа: Занятия и беседы об окружающей природе, о взаимосвязи живой и неживой природы, о взаимодействии человека с природой. Наблюдения на прогулке.

Материалы и оборудование:  лупы, мел, губка, стаканчики, песок сухой, керамзит, камень, почва, семена, мандарин, лейка, лопатка, наглядный материал «Срез почвы», изображения признаков живой природы, презентация: «Живая и неживая природа».

Ход занятия:

Показ слайдов:

Слайд №1.

Для начала посмотрим вокруг! Сколько  предметов и явлений расположено вокруг нас! А если выглянем на улицу, увидим  их ещё больше -  великое множество. Что же из увиденного природа? Этот нам и предстоит выяснить.

 Какие удобные стульчики у нас , наверное, их где-то выращивали, поливали, а когда созрели – привезли к нам. Наверное, они и есть – природа? Как вы думаете, мои друзья?

Дети: Нет, эти стульчики сделал человек своими руками!

Педагог:  Вот, значит, как! Получается, что природа, этот то, что нас окружает, НО не создано руками.  Это будет наш первый вывод с вами. Существует два вида природы. Может, кто-то из вас слышал о таких?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Слайд №2.

Верно. Вся окружающая природа делится на живую и неживую. Как вы считаете,  что можно  назвать живой природой?

Дети: Бабочек, деревья, птиц, животных, цветы.

Воспитатель: Значит, можно найти общие признаки, по которым живую природу  можно отличить? Нужно найти их.(обсуждение признаков с детьми и вывешивание  табличек):

«Движение»

«Питание»

«Дыхание»

«Размножение»

«Рост»

«Гибель»

Молодцы, дети, вот мы с вами и выяснили, какие признаки отличают обьекты живой природы. Ну, а что же мы тогда отнесём к неживой природе?

Дети: Песок, воздух, вода.

Слайд№3

Рассматриваем объекты неживой природы

Смотрите, какой замечательный объект природы (камень). Неужели он совсем не подходит к живой природе? (сверяем с табличками). Да, действительно, живым его не назовешь! Как вы думаете, мел относится  к живо природе? А вода?

Дети: Нет!

Педагог: попробуем доказать это. (Дети подходят к столам с оборудованием)

Мы видим кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?

Дети: Нет.

Педагог: А теперь возьмём стакан с водой  и поделим воду пополам, перелив в другой стакан. Вода осталась водой?

Дети: Да, вода не перестала быть водой.

Педагог: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, птичкой, если мы их разделим пополам?

Дети: Они погибнут!

Педагог: Да, это так, живые организмы очень хрупкие, и если их обижать, может случиться беда. Хочу поделиться с вами, своим  научным наблюдением. Есть такой объект неживой природы, который сопровождает нас повсюду. Никуда от него не спрячешься.  Хотя это и хорошо: без него мы жить никак не сможем. А вы наблюдали такой объект?     

Дети: Это воздух.

Педагог: Да, я говорю  о воздухе. Как вы думаете, верно ли утверждение учёных , будто воздух  содержится в различных предметах, а не только двигается вокруг нас?

Дети: Да.

Педагог: Поскольку мы с вами ученые, нам всё нужно проверять на опыте.

Опыт с воздухом

Материалы: стеклянная миска с водой, губка, мандарин, стаканы с водой, мел.

 В воде мы можем увидеть воздух в виде пузырьков. Они поднимаются вверх. Почему?

(Дети рассматривают стаканы с водой)

Дети: Потому что воздух легче воды и не такой плотный.

Педагог:: Предлагаю вам рассмотреть губку. В ней есть маленькие отверстия. Можно предположить, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на неё. В воде появляются пузырьки. Это – воздух.( дети проделывают опыт вместе с педагогом )

 А давайте попробуем, например, мандарин. Попробуйте, какой он тяжёленький, сочный. Неужели в нем также есть воздух? 

Дети: Нет!

Педагог: Давайте проверим.(педагог проводит опыт, дети наблюдают)

Опустим его в воду. Плавает?

Дети: Да!

Педагог: Никак не удается его  потопить. А происходит это потому, что в кожуре у него содержится воздух. Рассмотрим мел. Есть ли в нем воздух? Опускаем его в воду(Дети проводят опыт маленькими группами)

Появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов. Его вытеснила вода. (Воспитатель с детьми делает общий вывод, основанный на результатах опытов)

Вывод: - Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Есть ещё  объект неживой природы, с которым летом нам очень нравится играть. Это песок. Песок - рыхлая смесь из маленьких песчинок, образовавшихся после разрушения твердых камней(Дети рассматривают под лупой).

Что мы можем сказать о песке, мои дорогие ученые? Какой он?

Дети: Рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму.

Педагог: Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга.(Дети пересыпают сухой песок).

Педагог: Хорошо пропускает воду .(педагог наливает воду в песок).

 Попробуем пересыпать мокрый песок, Не получается? Почему?

Дети: Потому что в песке теперь вода.

Педагог:– в сухом песке между песчинками воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки и не даёт им двигаться так же свободно, как и в сухом.(педагог с детьми рассматривают срез: камни, песок, глина, почва.)

Давайте с вами вспомним, какие признаки живой природы  мы обнаружили.

Дети: Питание, размножение, рост, движение, дыхание, гибель.

Педагог: Как вы думаете, что еще нужно живым организмам для их роста, жизни?

Дети: Солнце, тепло, забота, уход.

Педагог: Да, любому, а тем более маленькому организму, без этого никак не обойтись

 ( приводит примеры).

Слайд №4.

А знаете, коллеги, благодаря своему уму и сообразительности человек создал  очень много вещей своими руками, своим трудом. Они не являются природой, но часто очень на неё похожи.

Слайд №5 – 6

(Рассматривание и обсуждение слайдов)

 Мы сегодня с вами так много вспомнили и узнали интересных вещей. Я знаю хороший способ закрепить наши знания. Давайте сыграем в игру.

Игра: «Живая и неживая природа»

- Если я назову объект живой природы - вы поднимаете руки  и двигаете ими влево-вправо. Если объект неживой природы – стойте ровно на месте. А если созданный человеком - тихо присаживаетесь.( дети следуют указаниям )

Как вы думаете – вещи сделанные человеком смогут существовать без его помощи?

Дети: Нет.

Педагог: А может ли  природа существовать без человека?

Дети: Да.

 Педагог: Конечно, природа была  на нашей планете задолго до появления человека. А может ли человек жить  без природы?

Дети: Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства.

Слайд №7

Издавна человек использовал природу в своих целях, и должен знать, что её надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле. А природа всегда отблагодарит человека за его заботу.Спасибо вам, за интересную и увлекательную научную работу! До свидания, до новых встреч!

Дети: До свидания!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект занятия по теме: Живая и неживая природа

Автор: Патрикеева Светлана Владимировна

Дата: 21.10.2024

Номер свидетельства: 658147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Что такое экология? Живая и неживая природа."
    ["seo_title"] => string(48) "chto_takoe_ekologiia_zhivaia_i_nezhivaia_priroda"
    ["file_id"] => string(6) "613238"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1663522170"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "" Волшебный луг " Конспект занятия с элементами методики Марии Монтессори для детей старшей группы"
    ["seo_title"] => string(110) "volshiebnyi-lugh-konspiekt-zaniatiia-s-eliemientami-mietodiki-marii-montiessori-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "260559"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448977943"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект занятия по ФЦКМ  с применением нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе"Лесная книга""
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-zaniatiia-po-ftskm-s-primienieniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "308555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458617952"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по окружающему миру "Природа в классе", 1 класс. Презентация "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-priroda-v-klassie-1-klass-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "167969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423154766"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме " Весна - пробуждение природы" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-tiemie-viesna-probuzhdieniie-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "145512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418927796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства