Воспитывать и развивать у детей любознательность.
Формировать бережное отношение к окружающему миру.
Предшествующая работа: Занятия и беседы об окружающей природе, о взаимосвязи живой и неживой природы, о взаимодействии человека с природой. Наблюдения на прогулке.
Материалы и оборудование: лупы, мел, губка, стаканчики, песок сухой, керамзит, камень, почва, семена, мандарин, лейка, лопатка, наглядный материал «Срез почвы», изображения признаков живой природы, презентация: «Живая и неживая природа».
Ход занятия:
Показ слайдов:
Слайд №1.
Для начала посмотрим вокруг! Сколько предметов и явлений расположено вокруг нас! А если выглянем на улицу, увидим их ещё больше - великое множество. Что же из увиденного природа? Этот нам и предстоит выяснить.
Какие удобные стульчики у нас , наверное, их где-то выращивали, поливали, а когда созрели – привезли к нам. Наверное, они и есть – природа? Как вы думаете, мои друзья?
Дети: Нет, эти стульчики сделал человек своими руками!
Педагог: Вот, значит, как! Получается, что природа, этот то, что нас окружает, НО не создано руками. Это будет наш первый вывод с вами. Существует два вида природы. Может, кто-то из вас слышал о таких?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Слайд №2.
Верно. Вся окружающая природа делится на живую и неживую. Как вы считаете, что можно назвать живой природой?
Дети: Бабочек, деревья, птиц, животных, цветы.
Воспитатель: Значит, можно найти общие признаки, по которым живую природу можно отличить? Нужно найти их.(обсуждение признаков с детьми и вывешивание табличек):
«Движение»
«Питание»
«Дыхание»
«Размножение»
«Рост»
«Гибель»
Молодцы, дети, вот мы с вами и выяснили, какие признаки отличают обьекты живой природы. Ну, а что же мы тогда отнесём к неживой природе?
Дети: Песок, воздух, вода.
Слайд№3
Рассматриваем объекты неживой природы
Смотрите, какой замечательный объект природы (камень). Неужели он совсем не подходит к живой природе? (сверяем с табличками). Да, действительно, живым его не назовешь! Как вы думаете, мел относится к живо природе? А вода?
Дети: Нет!
Педагог: попробуем доказать это. (Дети подходят к столам с оборудованием)
Мы видим кусочки мела и стаканчики – один пустой, другой с водой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?
Дети: Нет.
Педагог: А теперь возьмём стакан с водой и поделим воду пополам, перелив в другой стакан. Вода осталась водой?
Дети: Да, вода не перестала быть водой.
Педагог: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, птичкой, если мы их разделим пополам?
Дети: Они погибнут!
Педагог: Да, это так, живые организмы очень хрупкие, и если их обижать, может случиться беда. Хочу поделиться с вами, своим научным наблюдением. Есть такой объект неживой природы, который сопровождает нас повсюду. Никуда от него не спрячешься. Хотя это и хорошо: без него мы жить никак не сможем. А вы наблюдали такой объект?
Дети: Это воздух.
Педагог: Да, я говорю о воздухе. Как вы думаете, верно ли утверждение учёных , будто воздух содержится в различных предметах, а не только двигается вокруг нас?
Дети: Да.
Педагог: Поскольку мы с вами ученые, нам всё нужно проверять на опыте.
Опыт с воздухом
Материалы: стеклянная миска с водой, губка, мандарин, стаканы с водой, мел.
В воде мы можем увидеть воздух в виде пузырьков. Они поднимаются вверх. Почему?
(Дети рассматривают стаканы с водой)
Дети: Потому что воздух легче воды и не такой плотный.
Педагог:: Предлагаю вам рассмотреть губку. В ней есть маленькие отверстия. Можно предположить, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на неё. В воде появляются пузырьки. Это – воздух.( дети проделывают опыт вместе с педагогом )
А давайте попробуем, например, мандарин. Попробуйте, какой он тяжёленький, сочный. Неужели в нем также есть воздух?
Дети: Нет!
Педагог: Давайте проверим.(педагог проводит опыт, дети наблюдают)
Опустим его в воду. Плавает?
Дети: Да!
Педагог: Никак не удается его потопить. А происходит это потому, что в кожуре у него содержится воздух. Рассмотрим мел. Есть ли в нем воздух? Опускаем его в воду(Дети проводят опыт маленькими группами)
Появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов. Его вытеснила вода. (Воспитатель с детьми делает общий вывод, основанный на результатах опытов)
Вывод: - Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
Есть ещё объект неживой природы, с которым летом нам очень нравится играть. Это песок. Песок - рыхлая смесь из маленьких песчинок, образовавшихся после разрушения твердых камней(Дети рассматривают под лупой).
Что мы можем сказать о песке, мои дорогие ученые? Какой он?
Дети: Рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму.
Педагог: Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга.(Дети пересыпают сухой песок).
Педагог: Хорошо пропускает воду .(педагог наливает воду в песок).
Попробуем пересыпать мокрый песок, Не получается? Почему?
Дети: Потому что в песке теперь вода.
Педагог:– в сухом песке между песчинками воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки и не даёт им двигаться так же свободно, как и в сухом.(педагог с детьми рассматривают срез: камни, песок, глина, почва.)
Давайте с вами вспомним, какие признаки живой природы мы обнаружили.
Педагог: Как вы думаете, что еще нужно живым организмам для их роста, жизни?
Дети: Солнце, тепло, забота, уход.
Педагог: Да, любому, а тем более маленькому организму, без этого никак не обойтись
( приводит примеры).
Слайд №4.
А знаете, коллеги, благодаря своему уму и сообразительности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом. Они не являются природой, но часто очень на неё похожи.
Слайд №5 – 6
(Рассматривание и обсуждение слайдов)
Мы сегодня с вами так много вспомнили и узнали интересных вещей. Я знаю хороший способ закрепить наши знания. Давайте сыграем в игру.
Игра: «Живая и неживая природа»
- Если я назову объект живой природы - вы поднимаете руки и двигаете ими влево-вправо. Если объект неживой природы – стойте ровно на месте. А если созданный человеком - тихо присаживаетесь.( дети следуют указаниям )
Как вы думаете – вещи сделанные человеком смогут существовать без его помощи?
Дети: Нет.
Педагог: А может ли природа существовать без человека?
Дети: Да.
Педагог: Конечно, природа была на нашей планете задолго до появления человека. А может ли человек жить без природы?
Дети: Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства.
Слайд №7
Издавна человек использовал природу в своих целях, и должен знать, что её надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле. А природа всегда отблагодарит человека за его заботу.Спасибо вам, за интересную и увлекательную научную работу! До свидания, до новых встреч!