Конспект урока по истории искусства по программе ФГТ для детских школ искусств и художественных школ по теме «Мир искусства»
Подготовительная часть урока | Структура урока | Время | Действия учителя и обучающихся | Примечания |
Подготовка кабинета | | Подготовка аппаратуры, загрузка видеопрезентации | |
1. Оргмомент | 1 мин | Приветствие. Мотивация к обучению | |
Вводная часть урока | 2. Вводная беседа Целеполагание и актуализация знаний | 3 мин | «Мир искусства», как крупное эстетическое явление русской культуры. Утверждение нового взгляда на искусство | «Мы любим все, но любим через себя» Сергей Дягилев |
Основная часть урока | 3. Обзорная беседа Формирование новых понятий, терминов Формирование познавательной задачи Формулировка учебных вопросов Обратная связь | 30 мин | Презентация и рассказ о формировании объединения «Мир искусства». - формулировка учебных вопросов обучающимся о творчестве передвижников; - обратная связь – ответы обучающихся; - раскрыть эстетическую позицию, терминологию и особенности творчества участников «Мира искусств» | «Учился я у разных «корифеев» русского искусства. Страстно сам хотел, как у них, вкладывать все в рыжий свет коптящих керосиновых ламп и вонючих газовых фонарей. А видел только солнечный свет – яркий, как серебристый шелк с холодными тонами перламутра…» Б.Борисов–Мусатов. Цитата из программы объединения: «Быть во всем и всегда самим собой, искать наиболее полное и яркое выражение таящимся в душе образам или искренне и просто передавать свои впечатления от жизни» «Мне хотелось, чтобы глаз зрителя тоже эстетически наслаждался, как ухо души - музыкой» К.Коровин |
4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся | 10 мин | Интерактивная работа обучающихся (ученики между собой в парах анализируют предложенную иллюстрацию). | Стихотворение А.Белого К.Сомов «Юноша на коленях перед дамой» |
5. Рефлексия | 10 мин | Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем. | |
6. Завершение урока Домашнее задание, рекомендуемые источники | 2 мин | Домашнее задание: Описать в виде эссе своеобразие художественного метода «мирискусников». Напутствие, прощание | |
Подготовительная часть урока | Действия учителя | |
Подготовка кабинета Подготовка аппаратуры, загрузка видеопрезентации. |
1. Организационный момент Приветствие. Мотивация к обучению | |
Вводная часть урока | 2. Вводная беседа «Мир искусства», как крупное эстетическое явление русской культуры. Все, что любил и чему поклонялся художник в прошлом и настоящем, имеет право быть воплощенным в искусстве, независимо от злобы дня; единственным чистым источником красоты является само искусство. «Мы любим все, но любим через себя» Сергей Дягилев. Основными участниками «Мира искусств» были: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Лев Бакст, Евгений Лансере. (запись в тетрадь). В выставках «Мира искусств» участвовали: В.Серов, М.Врубель, Б.Борисов-Мусатов, К.Коровин, Н.Рерих, Б.Кустодиев, А.Головин и др. | По ходу презентации: Слайд Б.Кустодиева «Мир искусства» |
Основная часть урока | 3. Обзорная беседа Презентация и рассказ о формировании объединения «Мир искусств»: - Причины отказа от следования традициям передвижников. «Учился я у разных «корифеев» русского искусства. Страстно сам хотел, как у них, вкладывать все в рыжий свет коптящих керосиновых ламп и вонючих газовых фонарей. А видел только солнечный свет – яркий, как серебристый шелк с холодными тонами перламутра…» Борисов-Мусатов. Новое поколение художников называло «застоем и рутиной», «вялым и бескостным» творчество передвижников, противопоставляя их художественному методу выразительность света и композиций, уход от реальных жизненных впечатлений уход в мир литературно-театральных ассоциаций, создание субъективного мира искусства с иллюзорностью и маскарадностью. | |
В 1898 году петербургское объединение Сергея Дягилева и Александра Бенуа издает первый номер иллюстрированного художественного журнала «Мир искусства», который дает название и определяет программу творческого союза художников. Цитата из программы объединения: «Быть во всем и всегда самим собой, искать наиболее полное и яркое выражение таящимся в душе образам или искренне и просто передавать свои впечатления от жизни». | «Портрет М.К.Тенишевой» И.Репина и «Портрет С.И.Мамонтова» В.Серова |
- Формирование эстетической позиции группы и уход в богемную уединенность. «Мирискустников» привлекала духовная свобода. Активно отрицая национальные традиции в искусстве новое поколение ориентировалось на каноны европейского искусства. Они опирались на опыт французских импрессионистов, на художников рококо. | «Заросший пруд» К.Сомова и «Кувшинки в пруду» К.Моне. |
- Тема исторического прошлого в творчестве А. Бенуа, Е. Лансере и К. Сомов. Важное место в творчестве имела тема исторического прошлого. Часто повторяющиеся мотивы галантного 18 века: парики, камзолы, кринолины получили новое звучание. Прошлое и настоящее соединились в едином вневременном стремлении запечатлеть гармонию и красоту * – то, что любили художники и что их восхищало. | «Осмеянный поцелуй», К.Сомова и «Капризница» А.Ватто[1] А.Бенуа «Итальянская комедия», К.Сомов «Язычок Коломбины», А.Ватто «Жиль»[2] |
- Синтез искусств на практике, книжная иллюстрация и театральная деятельность; Разносторонние интересы художников нашли воплощение в книжной иллюстрации и театральной деятельности. | «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» Е.Лансере, «Прогулка короля» А.Бенуа |
- Сергей Дягилев и его «Русские сезоны»; Однажды во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов» король Испании Альфонсо спросил Сергей Дягилева: «И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись». | Иллюстрации А.Бенуа «Медный всадник» А.С.Пушкин |
С 1906 года организованные Дягилевым «Русские сезоны» были не просто пропагандой русского искусства в Европе, они стали неотъемлемой частью европейской культуры начала ХХ в. В1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входили пять симфонических концертов русской классики, прошедшие в зарезервированной для «Сезонов» парижской Гранд-Опера. Тщательно подобранный репертуар, в который вошли отрывки из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Ночи под Рождество», «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Чародейки» Чайковского, «Хованщины» и «Бориса Годунова» Мусоргского, произвел настоящий фурор. Весной 1908 г. Дягилев снова едет покорять сердца парижан: в этот раз оперой «Борис Годунов». Зная, что нравится тогдашней публике, Дягилев пошел на компромисс с собственными принципами. Он презирал балет, считая тот примитивным развлечением для таких же примитивных умов, но в 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез пяти балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». | Слайды К.Коровина к опере М.Мусоргского «Борис Годунов, «Хованщина»; Ф.Шаляпин «Партия Бориса Годунова» и Сюита «Половецкие пляски» А.П.Бородина Слайды оформления балета «Павильон Армиды» А.Бенуа |
Лучшие артисты балета из Москвы и Санкт-Петербурга – В.Нижинский, А.Павлова, И.Рубинштейн, М.Кшесинская, Т.Карсавина и другие – составили ядро балетной труппы. | Слайды занавеса В.Серова и декорации Л.Бакста к балету «Шахерезада», Н.А.Римского-Корсакова |
С 1906 года в «Русских сезонах» активно принимали участие Бакст, Бенуа, Рерих, Головин, Судейкин, Серов, Добужинский, Ларионов, Гончарова и другие. Задумывая свои «сезоны», Дягилев не имел точного знания, какими именно должны быть его представления, но был уверен, что они должны восхищать, поражать и шокировать, а значит, ему нужны самые смелые хореографы, самые прекрасные танцоры и, конечно, самые лучшие художники, чтобы создать костюмы и декорации, каких ещё не бывало. Одним из первых «декораторов сезонов» был Александр Бенуа. Достоинством Бенуа, как театрального художника, были его глубочайшие знания истории искусства, истории балета и истории театра. В его костюмах и декорациях были историческая правда и спокойная элегантность. Успел поработать с Дягилевым и Валентин Серов, создав занавес к балету «Шахерезада» и создавший удивительную афишу с портретом Анны Павловой в роли Сильфиды. Эта афиша, если верить некоторым ехидным комментаторам, привлекала больше внимания зрителей, чем сама Павлова на сцене. | Костюмы Л.Бакста к балету «Клеопатра» А.С.Аренского |
В 1909 году с Русскими сезонами начал работать Лев Бакст. Его великолепные декорации к балетам «Шехерезада» и «Клеопатра» покорили публику. Бенуа писал: «Не Бородин, не Римский, и не Шаляпин, и не Рерих, и не Дягилев были триумфаторами в Париже, а вся русская культура, вся особенность русского искусства, его убежденность, свежесть и непосредственность, его дикая сила…» - Участие в выставках «Мира искусств» других художников: Б.Кустодиева, К.Коровина, В.Борисова-Мусатова, Н.Рериха. | Слайды Б.Кустодиев «Масленица», К.Коровин «Натюрморты», В.Борисов-Мусатов «Водоем», Н.Рерих «Заморские гости» |
4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся Интерактивная работа обучающихся (ученики между собой в парах анализируют предложенную иллюстрацию). | Стихотворение А.Белого[3] Слайд К. Сомова «Юноша на коленях перед дамой» |
5. Рефлексия. Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем. | |
5. Завершающий этап. Домашнее задание: Описать в виде эссе своеобразие художественного метода «мирискусников». | |
Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках,
как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах,
мечтает под звук клавесина…
Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны
и хмелью обвитый карниз,
и стены. Прекрасный и юный,
пред нею склонился маркиз
в привычно заученной роли,
в волнисто-седом парике,
в лазурно-атласном камзоле,
с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина!
Извольте цветок сей принять…»
Смеется под звук клавесина
и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых
туман бледно-белый ползет.
В волнах фиолетово-мглистых
луна золотая плывет.
Андрей Белый