kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно – диагностический этап работы с семьёй

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая компетентность педагога должна в себя включать владение навыками налаживания сотрудничества с семьей подростка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно – диагностический этап работы с семьёй»

Информационно – диагностический этап работы с семьёй

Социальный педагог Орловского СУВУ Шулаева Е.В.

Современные подростки живут в стремительном, быстроменяющемся мире, более открытом и свободном, и легче взрослых адаптируются к нему. Вместе с тем, мир, окружающий современного подростка, несёт в себе опасности, с которыми предшествующие поколения в такой мере не сталкивались: в детской и подростковой среде распространились наркомания, алкоголизм, СПИД, проституция, порнография, бродяжничество, беспризорность. И подросток остаётся один на один с этим миром.

Родители подростка зачастую не понимают, как правильно вести себя с подростком, их ставят в тупик подростковые поведенческие реакции, которые появляются во всём многообразии своего проявления: реакция эмансипации как стремление высвободиться из-под опеки, реакция имитации как подражание чьему-то поведению, реакция компенсации как стремление восполнить неуспех в одной области успехом в другой. Неграмотное поведение родителей ведёт к закреплению негативных черт характера, нарушению детско-родительских отношений, снижению успешности обучения и девиантному поведению подростков.

Но частым явлением стало и то, что сами семьи, образ жизни членов семьи, являются тем самым значимым фактором асоциального поведения подростка. Выделяют следующие факторы социального риска семьи:

1. Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи.

2. Медико-социальные: инвалидность либо хронические заболевания родителей, вредные условия работы родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

3. Социально-демографические: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

4. Социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

5. Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма и традиции преступной культуры.

Также существуют ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности у ребёнка в семье. К ним можно отнести такие, как:

- враждебная, жестокая семья;

- эмоционально отвергающая семья;

- семья не обеспечивающая надзора и ухода;

- негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);

- чрезмерно требовательная семья;

- появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);

- противоречивое воспитание или смена типа;

- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Вообще, неблагополучная семья – это та семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи);

2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. К этой группе можно отнести семьи с такой характеристикой, как недоверчивая, легкомысленная, хитрая; семья, ориентированная на успех ребенка; псевдовзаимная; семья известных людей или состоятельных людей.

Выделяют также и так называемые пограничные семьи:

1. семьи с недееспособными членами (испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра);

2. семьи с детьми-инвалидами;

3. семьи с нарушением структуры семейных ролей - семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе); семья-театр; семья-санаторий; семья с антисексуальной идеологией

Неполные семьи подразделяют по типу:

1. Разведенная семья.

2. Осиротевшая семья.

3. Мать-одиночка с ребенком.

Существует несколько классификаций семей.

Классификация семей, в основе которых выделяются переживания ребенка (Г.П. Бочкарева):

- Семья с неблагоприятной атмосферой.

- Семья, в которых нет эмоциональных контактов.

- Семья с нездоровой нравственной атмосферой.

Классификация семей, в основе которых взаимоотношения родителей, результаты которых сказываются на воспитание детей (Т.М. Мишина):

- Соперничество партнеров.

- Псевдосотрудничество.

- Изоляция.

М.И. Рожков основной акцент делает на характере воспитания, приводящего к девиантному поведению:

- Отвергающее поведение.

- Гиперсоциализирующее поведение.

- Эгоцентрическое.

Б.Н. Алмазов выделяет неблагополучные семьи, воспитание в которых способствует отторжению ребенка и вытеснению его на улицу, к противоправному поведению:

- Семья с недостатком воспитательного ресурса.

- Конфликтные семьи.

- Нравственно неблагополучные семьи.

- Педагогически некомпетентные семьи.

Для того чтобы правильно выстраивать работу, социальному педагогу очень важно понять причины противоправного поведения ребенка, в какой семье он воспитывался, что способствовало попаданию несовершеннолетнего в СУВУ. Для этого, в самом начале работы с воспитанником, необходимо провести сбор и анализ информации о семье. Собирается информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.) и специальная (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.). Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины.

Основными методами сбора информации являются:

- беседа;

- наблюдение;

- официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);

- анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, управления социальной защиты населения и т.д.);

- анкетирование и тестирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.).

- Методика «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горькова, Е. Е. Ромицына) – изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания.

- Диагностика сформированности духовно – нравственных ценностей.

На основе собранных данных социальный педагог составляет карты социально-педагогического сопровождения воспитанников и характеристику микросоциума. Характеристика микросоциума составляется по следующим параметрам:

  • Подростки:

 Список учащихся 1 отряда;

 Регистрация по месту жительства;

 По возрасту;

 По характеру совершенных правонарушений;

 Школьная дезадаптация;

 Психическое здоровье воспитанников.


  • Семьи:

 По типу;

 По типу детско - родительских отношений;

 По материальному благополучию;

 По характеру семейной дезадаптации.


Родители и другие члены семьи воспитанников часто нуждаются в совете и поддержке со стороны педагога. Психологическая компетентность педагога должна включать в себя владение навыками налаживания сотрудничества с семьёй подростка в решении проблем протекания подросткового кризиса и восстановления детско – родительских отношений, навыками оказания помощи взрослому (родителю) в проблемах воспитания.

Источники информации:

1. https://www.syl.ru/article/204883/new_rabota-sotsialnogo-pedagoga-v-shkole-sotsialnyiy-pedagog---eto

2. http://freeschool-nn.ru/zadachi-shkolnogo-socialnogo-pedagoga/

3. https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-rabota-socialnogo-pedagoga-v-shkole-1078224.html

4. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00836096_0.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информационно – диагностический этап работы с семьёй

Автор: Шулаева Елена Валентиновна

Дата: 31.01.2020

Номер свидетельства: 538024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Социально- педагогические  технологии работы  социального педагога  с  неблагополучной семьей "
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-s-nieblaghopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "164073"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422568703"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "консультация с родителями"
    ["seo_title"] => string(29) "konsul-tatsiia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "256807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448209962"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа коррекционной работы для учащихся 1-2 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-korriektsionnoi-raboty-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "227153"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440613696"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства