Просмотр содержимого документа
«Информационно – диагностический этап работы с семьёй»
Информационно – диагностический этап работы с семьёй
Социальный педагог Орловского СУВУ Шулаева Е.В.
Современные подростки живут в стремительном, быстроменяющемся мире, более открытом и свободном, и легче взрослых адаптируются к нему. Вместе с тем, мир, окружающий современного подростка, несёт в себе опасности, с которыми предшествующие поколения в такой мере не сталкивались: в детской и подростковой среде распространились наркомания, алкоголизм, СПИД, проституция, порнография, бродяжничество, беспризорность. И подросток остаётся один на один с этим миром.
Родители подростка зачастую не понимают, как правильно вести себя с подростком, их ставят в тупик подростковые поведенческие реакции, которые появляются во всём многообразии своего проявления: реакция эмансипации как стремление высвободиться из-под опеки, реакция имитации как подражание чьему-то поведению, реакция компенсации как стремление восполнить неуспех в одной области успехом в другой. Неграмотное поведение родителей ведёт к закреплению негативных черт характера, нарушению детско-родительских отношений, снижению успешности обучения и девиантному поведению подростков.
Но частым явлением стало и то, что сами семьи, образ жизни членов семьи, являются тем самым значимым фактором асоциального поведения подростка. Выделяют следующие факторы социального риска семьи:
1. Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи.
2. Медико-социальные: инвалидность либо хронические заболевания родителей, вредные условия работы родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
3. Социально-демографические: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.
4. Социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.
5. Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма и традиции преступной культуры.
Также существуют ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности у ребёнка в семье. К ним можно отнести такие, как:
- враждебная, жестокая семья;
- эмоционально отвергающая семья;
- семья не обеспечивающая надзора и ухода;
- негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);
- чрезмерно требовательная семья;
- появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра);
- противоречивое воспитание или смена типа;
- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
Вообще, неблагополучная семья – это та семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи);
2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. К этой группе можно отнести семьи с такой характеристикой, как недоверчивая, легкомысленная, хитрая; семья, ориентированная на успех ребенка; псевдовзаимная; семья известных людей или состоятельных людей.
Выделяют также и так называемые пограничные семьи:
1. семьи с недееспособными членами (испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра);
2. семьи с детьми-инвалидами;
3. семьи с нарушением структуры семейных ролей - семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе); семья-театр; семья-санаторий; семья с антисексуальной идеологией
Неполные семьи подразделяют по типу:
1. Разведенная семья.
2. Осиротевшая семья.
3. Мать-одиночка с ребенком.
Существует несколько классификаций семей.
Классификация семей, в основе которых выделяются переживания ребенка (Г.П. Бочкарева):
- Семья с неблагоприятной атмосферой.
- Семья, в которых нет эмоциональных контактов.
- Семья с нездоровой нравственной атмосферой.
Классификация семей, в основе которых взаимоотношения родителей, результаты которых сказываются на воспитание детей (Т.М. Мишина):
- Соперничество партнеров.
- Псевдосотрудничество.
- Изоляция.
М.И. Рожков основной акцент делает на характере воспитания, приводящего к девиантному поведению:
- Отвергающее поведение.
- Гиперсоциализирующее поведение.
- Эгоцентрическое.
Б.Н. Алмазов выделяет неблагополучные семьи, воспитание в которых способствует отторжению ребенка и вытеснению его на улицу, к противоправному поведению:
- Семья с недостатком воспитательного ресурса.
- Конфликтные семьи.
- Нравственно неблагополучные семьи.
- Педагогически некомпетентные семьи.
Для того чтобы правильно выстраивать работу, социальному педагогу очень важно понять причины противоправного поведения ребенка, в какой семье он воспитывался, что способствовало попаданию несовершеннолетнего в СУВУ. Для этого, в самом начале работы с воспитанником, необходимо провести сбор и анализ информации о семье. Собирается информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.) и специальная (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.). Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины.
Основными методами сбора информации являются:
- беседа;
- наблюдение;
- официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
- анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, управления социальной защиты населения и т.д.);
- анкетирование и тестирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.).
- Методика «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горькова, Е. Е. Ромицына) – изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания.
На основе собранных данных социальный педагог составляет карты социально-педагогического сопровождения воспитанников и характеристику микросоциума. Характеристика микросоциума составляется по следующим параметрам:
Подростки:
Список учащихся 1 отряда;
Регистрация по месту жительства;
По возрасту;
По характеру совершенных правонарушений;
Школьная дезадаптация;
Психическое здоровье воспитанников.
Семьи:
По типу;
По типу детско - родительских отношений;
По материальному благополучию;
По характеру семейной дезадаптации.
Родители и другие члены семьи воспитанников часто нуждаются в совете и поддержке со стороны педагога. Психологическая компетентность педагога должна включать в себя владение навыками налаживания сотрудничества с семьёй подростка в решении проблем протекания подросткового кризиса и восстановления детско – родительских отношений, навыками оказания помощи взрослому (родителю) в проблемах воспитания.