Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечени их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях. Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска". Типы "трудных" семей: 1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта. 2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. 3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей. 4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют. 5. Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными. Для результативности работы с семьей необходима различная информация, поэтому на каждую семью, состоящую на учете в школьной социально-психологической службе, составляется социальный паспорт. Для оказания квалифицированной помощи семье разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Проблемы родителей; 1. Социально-медицинские: o физические недостатки, патологии самих родителей; o физические недостатки, патологии ребенка; o психические растройства одного из родителей; o психические заболования ребенка; o алкоголизм, наркомания и т.п. ; o нарушение санитарно-гигиенических норм питания.2. Социально-педагогические: o гиперопека ребенка; o ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей; o расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями; o языковый барьер (двуязычие). 3. Социально-психологические: o недостаток элементарных педагогических и психологических знаний; o конфликты в семье. 4. Социально-экономические: o низкий материальный уровень семьи; o плохие жилищные условия; o низкая предметная обеспеченность. 5. Социально-юридические: o незнание своих прав и обязанностей как родителей; o юридическая некомпетентность. Этапы работы с семьей: 1. Диагностика проблем семьи. 2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав. 3. Осодействие в получении социальной помощи. 4. Диагностика результатов работы. 5. Цель: Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей. Задачи: ? повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений; ? содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье; ? коррекция внутрисемейных отношений. Принципы применяемые в работе с семьей: ? повышение пристижа здоровой семьи; ? повышение активной жизненной позиции; ? повышение активной жизненной позиции; ? коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная); ? поддержка самореализации семьи (клубы, круглые столы и т.д.); ? социальное партнерство всех служб; ? изучение и распространение новых технологий; ? работа со СМИ (информационная, распространение позитивного опыта); ? межведомственный подход к проблеме; ? профилактика проблем. Методы: ? патронаж; ? беседа; ? диагностика; ? консультирование; ? занятия; ? тренинг; ? информационность; ? просвещение.Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: ? принимать активное участие в жизни семьи; ? всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; ? интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; ? не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; ? иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; ? уважать право ребенка на собственное мнение; ? уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; ? с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. Прогнозируемый результат: Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем. Тематическое планирование Направление Задачи Содержание деятельности Месяц Примечание Социально- педагогическое Оказывать помощь по преодолению педагогических ошибок и конфликтных ситуаций в семье, порождающих детскую безнадзорность и правонарушения. 1. Классные родительские собрания "Об ответственности родителей за воспитание родителей". 2. Общешкольное собрание * Лекция "Поощрение и наказание в семье" 3. Консультация "Как правильно критиковать поведение ребенка" (совместно с психологом) Социально- правовое Содействовать реализации правовых гарантий семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 1. Лекция для родителей "Жестокое обращение с детьми". 2. Цикл лекций "Административная ответственность на территории Красноярского края * 3. Консультации по вопросам прав и обязанностям родителей (совместно с юристом). Социально- информационное Информировать родителей по вопросам воспитания и обучения детей. 1. Оформление пакета документов по правам и обязанностям родителей. 2. Родительский лекторий на тему : "Профилактика кризисных ситуаций" (совместно с представителями милиции *)Социально- психологическое Оказывать содействие по созданию благоприятного морально- психологического климата в семье. Консультации по вопросам воспитания детей, межличностные отношения. Социально- медицинское Медико- социальный патронаж семей "группы риска" 1. Содействие лечебно- профилактическим мероприятиям (совместно с * 2. Пропаганда ЗОЖ (совместно с врачом) Социально- экономическое Оказывать содействие в получении материальной помощи в огранах соц. защиты Оказание материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (совместно с соц. защитой) Социально- профилактическое Своевременно выявлять и оказывать помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 1. Разработка тематики профилактических бесед для выступления на родительских лекториях. 2. Индивидуальная работа с семьями "группы риска". 3. Профилактическая работа с семьями, состоящими на внутришкольном учете. 4. Посещение семей учащихся "группы риска" с целью изучения психолого- педагогического климата и оказания посильной помощи. Социально- диагностическое Определять проблемы семей "группы риска". Диагностика: (патронаж) ? социально-медицинские проблемы (*) ? социально- педагогические проблемы (совместно с классным руководителем) ? социально- психологические проблемы (совместно с психологом) ? социально- экономические поблемы (совместно с соц. защитой территориальным Советом) ? социально-юридические проблемы (совместно с юристом,территориальным Совет