По определению «Педагогического энциклопедического словаря» игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Психолого-педагогические возможности игры:
Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация;
В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание память, восприятие, мышление, воображение и т. д;
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма которая противостоит пассивному поведению;
Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то, чего он не видел»;
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;
В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний;
В игре происходит огромная воспитательная работа
Функции игры:
Обучающая. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.
Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложных человеческих отношений, способствует освоению общения;
Развлекательная. Функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес.
Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Процесс игры – это пространство самореализации.
Социализация. Воспитание и формирование личности, полноправного члена коллектива;
Терапевтическая. Игра может быть использована для преодоления трудностей, возникших в общении, в учении.
Диагностическая. Самопознание в процессе игры.
Коррекционная. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности.
В форме игры можно провести весь урок или его часть.
Предмет сольфеджио ставит своей целью всестороннее развитие музыкальных способностей детей. Соответственно педагог осуществляет комплексный подход в обучении учащихся. Поэтому многие разновидности выше перечисленных игр могут применятся на уроках сольфеджио.
Весь урок может проходить в форме музыкальных путешествий, сказки, драматизации, КВН, конкурса, олимпиады, игры Что? Где? Когда?, «Мозгового штурма» и т.д.
Кроме этого, игры можно использовать в разных видах деятельности урока сольфеджио. Это могут быть вокально-интонационные игры, ладовые, ритмические, тембровые, на развитие музыкальной памяти и слуха, творческие, для освоение теоретического материала.
В практике педагогов часто используются музыкально-дидактические игры, а также развивающие игры. Средством обучения при применении на занятиях дидактических игр является музыкально-дидактический материал. Под музыкально-дидактическим материалом понимается музыкально-дидактические игры и пособия.
К играм развивающего характера можно отнести те которые направлены на развитие образного мышления, внимания, памяти сосредоточенности, трудолюбия, целеустремленности, коммуникотивности.
На уроках в качестве дидактического материала можно использовать песенки-правила или песенки об элементах музыкального языка, кроссворды, ребусы, скороговорки, рассказы, прибаутки, потешки сказки, стихотворения. Для развития мелкой моторики и проведения физ-минуток можно использовать пальчиковые игры.
Применение игровых форм работы на уроке предполагает наличие в арсенале педагога большого количества демонстрационного материала, раздаточного, аудио и видео материала, методических разработок, учебных пособий.
Игр большое количество, поэтому нет смысла их перечислять. Я хочу продемонстрировать некоторые учебно-методические пособия и разработки которые я использую в своей работе:
Г.Ф. Калинина «Занимательные диктанты»
В Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения»
Т. Первозванская «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями
М. Червоная «Весёлое сольфеджио» - все правила зарифмованы.
Т. Яценко «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» все темы даны в виде сказок
О. Камозина «Неправильное сольфеджио» – вся теория представлена в виде песенок.
Л.Н. Алексеева «Игровое сольфеджио для малышей»
Абелян «Забавное сольфеджио»
Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. - М.: Классика – XXI, 2009
Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. - М.: Классика XXI, 2009.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников. - Ростов на Дону, «Феникс»,. - 2004.
2. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры. М., 2007.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые формы работы на уроке сольфеджио»
Игровые формы работы на уроке сольфеджио
По определению «Педагогического энциклопедического словаря» игра – это форма деятельности в условных ситуациях , направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Психолого-педагогические возможности игры:
Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация;
В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание память, восприятие, мышление, воображение и т. д;
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма которая противостоит пассивному поведению;
Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то, чего он не видел»;
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;
В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний;
В игре происходит огромная воспитательная работа
Функции игры:
Обучающая. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.
Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложных человеческих отношений, способствует освоению общения;
Развлекательная. Функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес.
Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Процесс игры – это пространство самореализации.
Социализация. Воспитание и формирование личности, полноправного члена коллектива;
Терапевтическая. Игра может быть использована для преодоления трудностей, возникших в общении, в учении.
Диагностическая. Самопознание в процессе игры.
Коррекционная. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности.
В форме игры можно провести весь урок или его часть.
Предмет сольфеджио ставит своей целью всестороннее развитие музыкальных способностей детей. Соответственно педагог осуществляет комплексный подход в обучении учащихся. Поэтому многие разновидности выше перечисленных игр могут применятся на уроках сольфеджио.
Весь урок может проходить в форме музыкальных путешествий, сказки, драматизации, КВН, конкурса, олимпиады, игры Что? Где? Когда? , «Мозгового штурма» и т.д.
Кроме этого, игры можно использовать в разных видах деятельности урока сольфеджио. Это могут быть вокально-интонационные игры, ладовые, ритмические, тембровые, на развитие музыкальной памяти и слуха, творческие, для освоение теоретического материала.
В практике педагогов часто используются музыкально-дидактические игры, а также развивающие игры. Средством обучения при применении на занятиях дидактических игр является музыкально-дидактический материал. Под музыкально-дидактическим материалом понимается музыкально-дидактические игры и пособия.
К играм развивающего характера можно отнести те которые направлены на развитие образного мышления, внимания, памяти сосредоточенности, трудолюбия, целеустремленности, коммуникотивности.
На уроках в качестве дидактического материала можно использовать песенки-правила или песенки об элементах музыкального языка, кроссворды, ребусы, скороговорки, рассказы, прибаутки, потешки сказки, стихотворения. Для развития мелкой моторики и проведения физ-минуток можно использовать пальчиковые игры.
Применение игровых форм работы на уроке предполагает наличие в арсенале педагога большого количества демонстрационного материала, раздаточного, аудио и видео материала, методических разработок, учебных пособий.
Игр большое количество, поэтому нет смысла их перечислять. Я хочу продемонстрировать некоторые учебно-методические пособия и разработки которые я использую в своей работе:
Г.Ф. Калинина «Занимательные диктанты»
В Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения»
Т. Первозванская «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями
М. Червоная «Весёлое сольфеджио» - все правила зарифмованы.
Т. Яценко «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» все темы даны в виде сказок
О. Камозина «Неправильное сольфеджио» – вся теория представлена в виде песенок.
Л.Н. Алексеева «Игровое сольфеджио для малышей»
Абелян «Забавное сольфеджио»
Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. - М.: Классика – XXI, 2009
Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. - М.: Классика XXI, 2009.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников. - Ростов на Дону, «Феникс»,. - 2004.
2. Агапова И., Давыдова М.. Развивающие музыкальные игры. М., 2007.