Тема занятия: применение игровых технологий на уроках сольфеджио
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока:комбинированный
Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана с учетом программы 3 класса музыкальных отделений. Такой тип урока выбран в связи с тем, что в начале учебного года происходит повторение и закрепление изученных раннее понятий, терминов и их практическое применение на уроках сольфеджио.
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Цель занятия:
Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологий на основе практических форм работы.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить теоретические знания учащихся.
Закрепить навыки точного интонирования на основе упражнений.
Закрепить навыки сольфеджирования и дирижирования.
Закрепить навыки восприятия и воспроизведения ритмических фигур, метрической пульсации.
Закрепить навыки работы в слуховом анализе.
Развивающие:
Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, через игровые формы работы на уроке.
Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
Воспитательные:
Воспитывать в детях организованность, работоспособность, самостоятельность.
Воспитывать в детях эстетический вкус посредством музыкальных образов и слуховых впечатлений.
Междисциплинарные связи: нет
Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами: Тональности , Ступени, Тоника, Трезвучия
Учебное оборудование (оснащение) занятия: Фортепиано, доска, столбица, клавиатуры, ритмические карточки, карточки средств музыкальной выразительности, нотные тетради, карандаши.
Методы и приемы обучения:
Наглядный (игра на клавиатуре, карточки с изображением ступеней)
Практический (пение упражнений, игра на инструменте)
Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный
Методическое обеспечение:
Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Методические рекомендации. Москва. Классика- XXI 2006.
Берак О. Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Мастер-класс. Москва. Классика- XXI 2006.-40с.
Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. М.Музыка, 1979- 21с.
Варламова А. Семченко Л.Сольфеджио 1класс. Москва. ВЛАДОС, 2015
Котляровская-Крафт М. Москалькова И. Бахтан Л. Учебное поспобие. Ленинград. Музыка -1986-7с.
Огороднова-Духанина Т. «Музыкальные игры на уроках сольфеджио». «Композитор Санкт-Петербург» 2008.
Опережающие задания учащимся: нет
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный. 1 минута
2 этап. Теоретическая разминка. 5 минут
3 этап. Вокально-интонационные упражнения. 10 минут
4 этап. Сольфеджирование. 10 минут
5 этап. Диктант. 10 минут
6 этап. Рефлексия, домашнее задание. 4 минуты
Ход урока.
1 этап. Организационный
Преподаватель (П): Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит закрепить знания, которые вы получили в предыдущих классах.
2 этап. Теоретическая разминка.
Задание : рассказать о пройденных гаммах ( До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор) .
Ход игры:
Ученики по очереди выходят и рассказывают о гаммах: например: Я гамма Ре мажор, тоника у меня звук Ре, есть два ключевых знака (фа диез и до диез), называют устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки, между какими звуками находятся полутоны, главные ступени лада с названием звуков. Среди карточек, на которых написана гамма, находят нужную и показывают. Педагог тоже выступает в роли одной из гамм, допускает ошибки в описании ее, ученикам нужно их заметить и исправить.
Цель игры: закрепить понятия: гамма, ступени, строение гаммы, ключевые знаки альтерации.
3 этап. Вокально-интонационные упражнения
Задание: спеть гамму Ре-мажор.
В прямом движении вверх и вниз.
В размере 2/4 , в ритме четверть с точкой и восьмая.
Устойчивые ступени вслух, неустойчивые про себя.
Спеть ступени:
I- II- I, I – III- II- I- VII- I, I-III-IV-II-I-VII-I, I –V- VI- II- I- VII -I.
Спеть трезвучия. Шесть положений тонического трезвучия.
I-III-V V-I-III III-V-I I-V-III III-I-V V-III-I
Цель: выработка точного интонирования на основе упражнений.
4 этап. Сольфеджирование
Игра «Собери мелодию»
Задание: собрать мелодию; такты запутались и не знают в каком порядке встать (мелодия проигрывается 2-3 раза). Пропеть мелодию, которая получилась с предварительным анализом.
Ход игры: ученики собирают мелодию из отдельных тактов, определяют тональность, движение мелодии, хлопают ритмический рисунок, метрическую пульсацию, сольмизируют и сольфеджируют с дирижированием.
Цель игры: развитие внутреннего слуха и памяти, закрепление навыков сольфеджирования и дирижирования.
Пример:
5 этап. Диктант
Игра « Запиши песенку»
Задание: вспомнить и повторить песенку выученную на предыдущем занятии. Записать ее.
Ход игры: ученики поют песенку со словами, прохлопывают ритмический рисунок ритмослогами, записывают его. Анализируют движение мелодии, поют с названием нот и записывают. В конце этой работы, записанная мелодия исполняется по нотам, со словами, с «дирижером» (один из учеников выступает в роли дирижера).
Цель игры: закрепление метроритмических и звуковысотных навыков при записи мелодии, развитие музыкальной памяти, внутреннего слуха, творческой инициативы и самостоятельности.
Пример: «Пчёлки»
5 этап. Диктант
Рефлексия: Оценить свою деятельность на уроке, настроения от урока.
Ученики отвечают на вопросы:
Что было самым интересным на уроке.
Что было самым трудным на уроке.
Оценить свое настроение от урока.
Домашнее задание: Транспонировать диктант в пройденные тональности. Тональность выбрать самостоятельно по своему желанию . Петь и играть.