kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровая деятельность как средство социальной адаптации детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль игры в социальной адаптации обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность как средство социальной адаптации детей и подростков»

МБУДО «Дом детского творчества»

















Игровая деятельность как средство социальной адаптации детей и подростков









Автор-составитель:

Таксанова Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования




















Бийск, 2024

Цели:

1. Создание условий для формирования активной жизненной позиции в театральном коллективе, посредством игровой деятельности.

2. Создание условий для успешной социальной адаптации детей в современной действительности.

Задачи:

  1. Посредством проведения теоретических и практических курсов обучения педагогов, распространение опыта (семинары, лекции, педагогические практикумы, творческие проекты, методические объединения) создать предпосылки для формирования эмоциональной основы жизни детского коллектива, установления взаимных контактов, общения, закрепления норм поведения.

  2. Развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение обучающихся быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющейся ситуации через непосредственное участие каждого ребёнка в игровой деятельности.

  3. С помощью варьирования содержания и типов игр создать условия для обучающегося способность реализовать себя в различных видах деятельности.

Актуальность: Игра является наиболее эффективной формой воспитывающей деятельности, которая способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого. Научить обучающегося действовать и поступать в соответствии с нравственными нормами. Кроме того, игра является хорошим средством диагностики психического состояния ребёнка и его личностного развития, а также удачным методом для успешной социальной адаптации ребёнка.


"В детском возрасте игра это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. Надо не только дать ему время поиграть, но и надо пропитать игрой всю его жизнь".

А.С. Макаренко

I Введение

Игра - особого рода деятельность, наблюдаемая у людей любого возраста, но в наиболее яркой, выпуклой, непосредственной форме - у детей. Причём в разных возрастах играют по-разному. Малыш, играя, осваивает первые движения, действия с предметами, общение с близкими людьми. Обучающимся, игра помогает войти в мир наук, труда, общественных отношений. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармонического развития личности.

Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способностей к творчеству в целом. В трехступенчатой мотивации игры - «хочу!» - «надо!»- «могу!» - заключён основной механизм её влияния на личность, секрет самовоспитания.

Целевые направления

  • Расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие игровых технологий.

  • Воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

    1. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей; умения находить оптимальные решения.

• Приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

1.1. Основные понятия об играх

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры детей и взрослых. Они пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании доказано, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняются врождённому инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьёзным делом, которое может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные видят в игре врождённую потребность, стремление к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, которые относятся к игре как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и, тем самым, поддержанию чувства личности.

Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, сцена — все они по форме и функции игровые пространства, то есть отчуждённая земля, обособленные, выгороженные территории, на которых имеют силу собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного.

Игра имеет склонность быть красивой. Этот эстетический фактор, по всей вероятности, тождествен стремлению творить, что оживляет игру во всех её

видах и обликах. Игра связывает и освобождает. Она приковывает и зачаровывает.

У каждой игры есть свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри ограниченного игрой временного мирка. Правила игры, безусловно, обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и всё здание игры тотчас же разрушится. Игра становится невозможной. Она перестаёт существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры.

Мир игры для людей - естественное состояние, а участие в игровой деятельности зачастую способствует наиболее полной самореализации. В игре формируется стратегическое поведение людей, что позволяет ей служить эффективным средством социализации, подготавливать психику к функционированию в сложном мире человеческого общения и деятельности. Особая привлекательность игры состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации риска, неопределённости, свободы выбора.

Ценность и значимость игры заключается ещё и в том, что она представляет собой интегральную деятельность. В игре могут трансформироваться все формы человеческой активности - физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные, адаптационные, стратегические, коммуникативные, компенсаторные, оздоровительные задачи.

Естественно, исторической основой возникновения и развития игры является труд. Игры являлись частью первобытного искусства, которое отражало трудовые и бытовые действия человека (в песне, танце, музыке). По мере совершенствования орудий труда, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности.

Проблемой игры больше всего интересовались психологи и педагоги. Швейцарский учёный К. Гросс считал, что игра первична изначально, смысл её в том, чтобы быть основой поведения. Природа как бы специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы, играя, они развивали жизненно важные органы и функции. Первая функция игры, по Фрейду, - символическая реализация бессознательных влечений, что даёт очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза.


игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

Отдых, удовлетворение бессознательных влечений, форма моделирования человеческих отношений





II Значение игры

Для детей игра - это жизнь. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности. Игра в этом возрасте является основным средством физического, духовного и умственного развития.

В жизни обучающегося, игра также занимает важное место. Игра его воспитывает, расширяет кругозор, развивает физически, позволяет легко освоиться в коллективе. Использование игрового метода в познавательной деятельности обучаюихся позволяет им более качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Для каждого возраста существуют свои игры. Так, для младшего возраста характерны комнатные, которые помогают ребёнку осваивать окружающий мир.

Подростковый возраст - время уличных игр. Подросток ищет возможность реализовать свои индивидуальные способности и устремления. Использование игровой ситуации, сопереживания, ролевого перевоплощения является важнейшей особенностью воспитательных возможностей детей подросткового возраста.

В юношеской среде особой популярностью пользуются игры- импровизации, игры-тесты, игры-экспромты, когда наиболее ярко можно продемонстрировать свою незаурядность. Предложение педагога изобразить лишь с помощью пластики своего тела, мимики лица и звуков как можно больше предметов и явлений, назвать как можно больше шарообразных предметов или способов применения скрепки и т.п. вызывает живой интерес, а сам процесс способствует развитию творческого воображения, конструктивного мышления, фантазии и т.д.

Игра для взрослого человека - это не только развлечение, способ проведения досуга, но и бесконечно серьёзное занятие: игра актёра на сцене, музыканта на инструменте и т.д.

В игре воспитываются качества будущего члена общества, гражданина и работника. Между игрой и работой нет большой разницы. Плохая игра - игра без усилий, без активной деятельности, как и плохая работа. Игра доставляет радость творчества, радость победы. Такую радость приносит и хорошая работа.

2.1. Образовательные задачи

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятие играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют

значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях игра­ми. Правила и двигательные действия игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Многократное повторение действий во время игры помогает формировать у обучающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играючи использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожнотактильную и мышечно­двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для обучающихся первого года обучения.

В игре участникам приходиться исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры), что развивает у учащихся организаторские навыки.


  1. Оздоровительные задачи

При правильной организации занятий в театральной студии с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ. Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

Подвижные игры положительно влияют на нервную систему детей. Для этого педагог должен оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, стоить игру так, чтобы она вызывала положительные эмоции. Плохая организация игры ведёт к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.

Игры должны иметь чёткие и строгие правила, что способствует упоря­дочиванию взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение.

Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное прове­дение подвижных игр на свежем воздухе: дети становятся более закалёнными, усиливается приток кислорода в их организм.

Игры - хороший активный отдых после длительной умственной дея­тельности, поэтому организация игр уместна как на занятиях в студии, так и на перемене.

Игры применяются в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздорови­тельное воздействие.



2.3 Воспитательные задачи

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их тому, чтобы они с неослабевающей активностью

многократно проделывали те или иные приёмы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для её участников.

Соревновательный характер коллективных игр также может

активизировать действие обучающихся, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективных играх, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует обучающихся.

Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать учащихся к взаимоуважению во время совмест­ного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.

Игра носит как коллективный, так и индивидуальный характер. Многие сверстники, как известно, оказывают большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник игры может заслужить поощрение, или, наоборот неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной ко­манды - другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в крат­чайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правиль­ное действие и выполнить его. Так игры способствуют самопознанию. Кроме того, игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и

ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи надо решать в комплексе, только тогда каждая игра будет эффективным средством разностороннего воспитания детей и подростков.

III. Психолого-педагогические требования

Что же такое игра с психолого-педагогической точки зрения? "Игра - один из видов деятельности, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умст­венного и нравственного воспитания" - педагогическая энциклопедия. Психолог А. Леонтьев считает, что на самой ранней ступени развития через игру-игрушку происходит процесс осознания человеческого отношения к предметам, человеческого действия с ними. Человек, осваивающий окружающий его мир, - это ребёнок, стремящийся действовать в этом мире. Ребёнок приводит в действие то, что он черпает из окружающей действительности, а именно: роли, действия, атрибуты, правила... "Нельзя мешать в игре ничуть не меньше, чем в учебе" - педагог Ян Корчак. Игры детей есть та самая свободная естественная форма проявления их действительности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, отдых, познание - и всё это игра. С одной стороны - сиюминутная радость, с другой стороны - проекция в будущее, т.к. в ней прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма. Итак, велик воспитательный потенциал игры, и в умелых руках педагога безграничны возможности. С её помощью можно:

• создавать эмоциональную основу жизни детского коллектива, уста­новить взаимные контакты, общение, закрепить нормы поведения;

  • осуществить своеобразную психотерапевтическую коррекцию лич­ности, её самоутверждение и дальнейшее самоусовершенствование;

  • снять физическую усталость, сделать эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой;

  • организовать разумный досуг;

  • развить творческую самостоятельность и инициативу, закрепить умение быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.

Игра всегда обращена к творческому потенциалу ребёнка, дети зачастую творят её сами: вводят новые правила, персонажи... В этом вся прелесть игры. В процессе игры умный педагог находит возможности включить детскую фантазию и инициативу, помогает ощутить свободу. Игра - путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для ребят не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам процесс игры, те роли, те отношения, которые меняют статус ребёнка в коллективе.

За счет достижений в игре педагог создает благоприятную обстановку ребёнку в группе, его эмоционально-привлекательную ролевую позицию. Совершая поступки, отвечающие требованиям роли, ребёнок чувствует себя не просто моряком и космонавтом, он как бы соизмеряет свой сегодняшний день с тем далёким будущим, в котором он должен быть - и отважным, и сильным, и смелым, и высоконравственным.

Существует великое множество игр. У ребят же есть мобильные и не­мобильные игры. Дети самые лучшие распространители и пропагандисты иг­ры. Они "болеют" игрой, переживают большой эмоциональный подъём в хо­де даже хорошо известной игры и ... "выздоравливают" - забывают игру, но когда они почувствуют ситуативную необходимость данной игры, кто-то обязательно скажет: "А помните, мы играли...".

И здесь игра выступает как благоприятная психологическая ситуация, вхождение в которую доставляет ребятам радость и удовольствие. Подростки

стремятся проводить игры самостоятельно-стихийные, неорганизованные. Такие игры часто педагогические неуправляемые и не всегда обеспечивают решение воспитательных и развивающих задач.

Нелепые игры в "плевки", в "расстрел" прохожих снежками, в салки на шоссе, в "кучу-малу" в раздевалке, в "подушечный бой", в разукрашивание в ночное время зубной пастой и др. возникают спонтанно и приводят к неже­лательным последствиям. Большую тревогу вызывают азартные игры на деньги, игры с ножом и огнём... Вредные по своему влиянию, они достаточно хорошо порой организованы: строгие правила, конспирация. Именно о таких играх сказала Н.К. Крупская: "Есть игры вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие". Игра не должна быть жес­токой, обидной. Иногда дети придумывают обидные оценки за поражение в игре или такие правила, выполнение которых граничит с оскорблением чело­веческого достоинства. Всё это значит, что подход педагога к игре со стороны должен быть гибким: ни в коем случае не запрещать - иначе игра уйдет в подполье, - а умело управлять, учитывая возраст ребят, тему занятия ( Русские народные игры, игры в хороводе, сценические игры, игры - забавы, игры народов мира)их игровой интерес и опыт. В образовательную программу коллектива и тематическое планирование (раздел Театральная культура, Сценическое движение) включены все виды и жанры игр: от спортивных, познавательных до деловых и игр - розыгрышей, что помогает разноплановому развитию обучающегося.




Основные психолого-педагогические требования к организации и проведению

игры

  1. Соответствие игры уровню развития физических и умственных сил играющих. Каждая игра должна быть такой по трудности, чтобы играющие прилагали достаточные усилия для достижения целей. Непосильные игры снижают у детей интерес к игре.

  2. Осуществление постепенного усложнения игры. На первых порах хороши игры с коллективным ответом, не требующие личной ответст­венности за общий результат. Это комплексные игры со словесным обрамлением и показом разнообразные "кричалки, вопилки, пыхтелки" типа "Летит шар", "У оленя дом большой».

9. Занятия играми дадут лишь тогда положительный результат, если они будут проводиться регулярно, а не от случая к случаю.

IV. Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и со­вершенствуется самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

© свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию обучающегося, ради удовольствия от самого процесса дея­тельности, а не только от результата;

© творческий, в значительной мере импровизационный, очень ак­тивный характер этой деятельности ("поле творчества");

© эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, со­стязательность, конкуренция, аттракция (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");

© наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержа­ние игры, логическую и временную последовательность её раз­вития.

В структуру игры органично входит целеполагание, планирование, реа­лизация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивизация игровой деятельности обеспечива­ется её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова­тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализа­ции.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей

игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроиз­водимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-­креативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Место и роль игровой технологии в учебной процессе, сочетание элементов игры учения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психоло­гические и др.

Обширна технология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие типы: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области (театральная деятельность) выделяются игры по всем дисциплинам.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различные игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, комнатные, театральные на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

  1. Игровые технологии в младшем возрасте

Для младшего возраста характерны яркость и непосредст­венность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются имитационные игры. Основу деятельности составляет игровое моделирова­ние, часть деятельности обучающихся происходит в условно-игровом плане. Де­ти действуют по игровым правилам. Позиция педагога - между ролью орга­низатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью. В арсенале педагога содержатся игры, способствующие обогащению и закрепле­нию у детей бытового словаря, связной речи; ролевые игры, игры, направленные на разви­тие творческих, театральных способностей, игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидак­тических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во- вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными ди­дактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основное, характерные призна­ки предметов, сравнивать, сопоставлять их: группы игр на обобщение пред­метов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у обучающихся развивается умение отличать реальные явления от нереаль­ных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет раз­вивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.


4.2.Игровые технологии в среднем и старшем возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления материала, развитие творческих способностей, форми­рование общеучебных умений, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации игр: ими­тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр.

Технология организации игровой деятельности

  1. этап. Подготовка игры, её выбор, осмысление, педагогическое моде­лирование. Следует обратить внимание на педагогическую цель игры, на её форму, на место и время проведения, на число участников, необходимый иг­ровой реквизит и эмоциональный настрой участников.

  2. этап. Включение участников в игровое состояние. Начинается с объ­яснения игры и выбора водящего. Игру можно начать двумя приёмами: игро­вым и неигровым.

Неигровой заключается в том, что руководитель предлагает "Давайте сыграем в И если у него есть авторитет, а игры, предлагаемые им ранее, были интересны, такой приём обязательно сработает. Но можно постепенно вводить ребят в игровое состояние, беря на себя какую-то роль, например: "Я - адмирал, а вы капитаны кораблей. Я предлагаю вам радиограмму..." ("Письмо, пакет, чрезвычайное сообщение, Донесение"). Здесь приглашение

не играть, а отправиться в путешествие, в поход и т.д. Всё это помогает бы­стрее войти в воображаемую ситуацию, будит ребячьи фантазии.

Объясняя игру, организатор должен стоять так, чтобы все его видели и он всех. Это полукруг, шеренга, колонна по одному. Объяснение игры должно быть кратким, образным, четким и сопровождаться показом отдельных элементов, сменой мест, техникой движений и тактикой перемещений. Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, некоторые можно умышленно упустить и объяснить их по ходу игры. Иногда какое-то из пра­вил, условий специально не раскрывается участникам, и тогда создается си­туация неожиданного открытия, наблюдения. Хорошо, если ведущий органи­зует так называемую репетицию игры, не забыв сказать, что результатов ни­кто учитывать не будет.

Как правило, во многих играх необходимо выбрать водящего. Зачастую складываются две противоположные ситуации: водящими хотят быть все и водящим не хочет быть никто (подростки). Есть не­сколько способов разрешения ситуации. Первый - по разрешению организа­тора, с обоснованием выбора: например, первый от меня стоит в кругу он опытный игрок и т.д. Второй - по выбору играющих. Это идеальный вариант. Зачастую дети сами устанавливают очередность. Следующий вариант по ре­зультатам предыдущих игр (победитель или побеждённый) или по жребию, где можно использовать считалку.

Деление команды - тоже дело нелегкое, особенно если в коллективе не сложились отношения девочек и мальчиков, актива и пассива. И здесь тоже есть свои хитрости. Самая первая - расчет на первый-второй, либо деление команд по усмотрению организатора. Можно назначить капитанов и предло­жить им самим произвести набор команды. Но тут есть опасность увидеть отдельных ребят не выбранными. Можно осуществить выбор цепочкой, ко­гда каждый выбранный выбирает следующего себе по душе.

Можно разрезать 2-3 картинки - каждую на количество игроков в команде. Все берут по кусочку, потом составляют свою картинку. Можно разбить

ребят по группам, учитывая внешний вид. Предложите им разбиться по каким-то внешним признакам: по гамме одежды, цвету глаз, волос, длины юбок и косичек... В основу вашего деления могут лечь имена ребят: команда от А до Е, от Ж до О и т.д. Иногда деление превращается в целый обряд: вы­бирается 2 "матки", они сговариваются друг с другом о сговоре или пароле.

  1. этап. Проведение игры, обеспечение ролевого участия каждого иг­рающего.

Важно выбрать правильную позицию руководителю. Роль и функции ор­ганизатора зависят от возраста участников, от той цели, которую ставит перед собой педагог. У младших обучающихся он объясняет, исполняет роль ведущего, судит, предотвращает конфликты; с подростками во время игрового взаимодействия педагог ищет роль в зависимости от сложившейся ситуации, но чаще пропагандирует, объясняет и ... довольствуется ролью рядового игрока.

  1. этап. Подведение итогов игры.

Конец игры должен быть результативным: победа-поражение-ничья. Особенно ярким должен быть анализ игры: похвала - победителям, поддерж­ка - играющим. Иногда этот последний штрих может зачеркнуть всё то, что было сформулировано в ходе игры — чувство товарищества, эмоционального подъёма. И в этом велика роль взрослого, педагога, так как сами ребята не всегда способны выйти на компромиссное решение и перестроить свое эмоциональное состояние.

Игра не всегда приносит ожидаемый воспитателем эффект. Бывает, что с окончанием игры у ребёнка исчезают те качества личности, которые про­явились именно в игре. "Кончаясь, игра как бы уносит с собой ту силу, кото­рую она сообщает ребёнку своей романтической стороной" Т.Е. Конникова. Так что игру нельзя недооценивать, но и переоценивать, видеть в ней лекар­ство от всех бед.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, что­бы научить ребят играть активно и самостоятельно. Тогда они приучатся

сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его к исполнению.

Выводы

О роли игры в жизни ребёнка неоднократно говорили ведущие публицисты:

  1. "В детском возрасте ребёнок должен всегда играть, даже когда дела­ет серьёзное дело. Надо не только дать ему время поиграть, но и надо пропи­тать игрой всю его жизнь". А.С. Макаренко.

  2. "Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательно­сти". А.М. Горький.

  3. "Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них следует играть". Берн.

  4. "Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, со­циализирует, даёт отдых, и она же пародирует, прогнозирует, смеётся, пуб­лично демонстрируя относительность социальных статусов и положений". С.А. Шмаков.

  5. "Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человече­стве, себя во Вселенной". Я. Корчак.

  6. "Игра - школа произвольности воли и морали". Л.С. Выготский.

  7. "Игра - изначальная школа поведения". К. Гросс.

В приложении к данной работе (методические рекомендации) даны разработки игр на заня­тиях театральной студии, ко­торые реализуются в процессе обучения в учреждениях дополнительного об­разования.

Все это говорит о том, что игра оказывает действенное влияние на форми­рование личности обучающегося, способствует психологическому развитию, воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности. В играх дети учатся быть смелыми и ловкими, честными и добрыми. В играх рождаются такие качества как взаимовыручка и взаимопомощь, честность и порядочность.

В заключении можно сделать вывод: игра - наиважнейшая универ­сальная сфера "самости" ребёнка, в которой осуществляются процессы само­определения, самовыражения, самопроверки и, что особенно важно, - само- реабилитации.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Игровые принципы

Конкурсный принцип игры - определение лидерства, победителя соревнования, а также игра связана с выбыванием - проигрышем.

Аттракционный принцип игры - игра имеет красочный реквизит.

Аукционный принцип игры — обычный, словесный, песенный, это игра «с перечислением предметов».

Викторинный принцип игры - игра-отгадывание (например, КРИП на ТВ: «Поле чудес», «О, счастливчик!»).

Затея как игровой принцип - это игра-притворство. (Марш! Клоуны с транспарантами, куклы ростовые увлекают за собой присутствующих). Лотерея как игровой принцип - обычная, театрализованная беспроигрышная игра, игра-шанс.

Шутка как игровой принцип - Ведущий: «Скажите, какое у вас настроение? (Громко говорят) Вот к вам пришли гости, подарили цветы. Какое у вас настроение? Но у вас нет воды две недели. Какое у вас настроение?» Состязание как игровой принцип - эстафетные (комические, театрализованные, блиц-турнир); микрочемпионат - в стороне от центральной площади островок игр.

Фанты как игровой принцип - используется как усиление активности. Предмет личной принадлежности нужно положить, затем, чтобы взять, нужно отыграть.

Игра как представление - комикс-игра «Конкурс на асфальте»: клоунессы с мелками вовлекают в конкурс детей. Мамы в это время играют в «буриме».

Устные игры

Устные игры создавал и создаёт народ в процессе своей духовной жизни. Они возникли ещё в древности, когда не было письменности, в виде загадок. Позже появились шарады, анаграммы, метаграммы. Тяга к знаниям и умственным упражнениям у людей обусловила появление викторин. Видом досугового развлечения стали скороговорки, загадки. Загадка - это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Устные развлечения способствуют развитию интеллекта, учат логически мыслить.

Отгадай окончание частушки

Ведущий исполняет частушки, а игрокам надо угадать рифму, т.е. последнее слово в частушке.

  1. Врач толстуху по секрету - Убеждает съесть котлету Очень правильный совет - Ведь в котлетах мяса ... (нет)

  2. Силачи в Руси бывало Бились с ворогом за нас.

А теперь кругом амбалы

Продают ... (батончик «Марс»)

  1. Нынче ходят по России Люди с круглыми глазами:

Цены поднимаются - Глазки ... (округляются)

  1. На получку я купил Колбасы да сала.

Но продукты скушал кот И мурлычет .. .(мало).

Кричалки

Например, ведущий игры предлагает: «Прошу повторять за мной всё, что я делаю!» Ведущий задаёт ритм, хлопая поочерёдно то в ладоши, то по коленям. Затем ведущий предлагает к этому ритму....

Ведущий: Повторяйте за мной каждую фразу! Я начинаю! Чика-бум - крутая песня.

Все участники: Чика-бум - крутая песня.

Ведущий: Будем петь её все вместе!

Все участники: Будем петь её все вместе!

Ведущий: Если нужен классный шум.

Все участники: Если нужен классный шум.

Ведущий: Пойте с нами: Чика-бум!

Все участники: Пойте с нами: Чика-бум!

Ведущий: Пою я: Бум-Чика-бум!

Все участники: Пою я: Бум-Чика-бум!

Ведущий: Пою я: Бум-Чика-бум!

Все участники: Пою я: Бум-Чика-бум!

Ведущий: Пою я: Бум-Чика-Рака, Чика-Рака-Чика-бум.

Все участники: Пою я: Бум-Чика-Рака, Чика-Рака-Чика-бум.

Ведущий: Офа-ла, Тофа-нофа.

Все участники: Офа-ла, Тофа-нофа.

Ведущий: Уфа-ла, Туфа-нуфа.

Все участники: Уфа-ла, Туфа-нуфа.

Ведущий: Ну-ка Тикай!

Все участники: Ну-ка Тикай!

Ведущий: О!

Все участники: О!

Ведущий: Е!

Все участники: Е!

Ведущий: Ага!

Все участники: Ага!

Ведущий: А давайте, сейчас всё это сделаем весело, громко, ускоряя темп! Игра повторяется то тихо, почти шепотом, то очень громко.

Кричалки

На берегу - на берегу (все присутствующие повторяют каждую фразу) Большой реки (большой реки)

Пчела ужалила (пчела ужалила)

Медведя прямо в нос (медведя прямо в нос)

Ой, ой, ой, ой (ой, ой, ой, ой)

Вскричал медведь (вскричал медведь)

Сел на пенёк (сел на пенёк)

И начал петь (и начал петь)

Еду на танке (еду на танке)

Вижу корову (вижу корову)

В шапке ушанке (в шапке ушанке)

С рогом здоровым (с рогом здоровым)

Здравствуй, корова (здравствуй, корова)

Как поживаешь (как поживаешь)

Дую спик инглиш (дую спик инглиш)

Чего обзываешь?

Блицтурнир

Каждому игроку по очереди задают 5 вопросов. Ответы дают без подготовки. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

  1. Стоит поперёк входа: одна рука в избе, другая - на улице. Что это? (Дверь)

  2. Стоят два кола. На кольях - бочка. На бочке - кочка. А кочке - дремучий лес. (Человек)

  3. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

  4. Самый первый входит в дом, все за ним идут хвостом. (Ключ)

  5. Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце)

  6. Пять братьев в одном домике живут. (Пальцы в перчатке)

  7. Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)

  8. Ношу их много лет, а счёту им не знаю. (Волосы)

  9. Не идёт, не скачет, а плывёт и плачет. (Туча)

  10. Самое быстрорастущее дерево. (Эвкалипт)

Малоподвижные игры

Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные и малоподвижные игры. Их характерной особенностью является ярко выраженная роль движения в содержании игры. Игры малой подвижности не требует больших физических усилий, специально подготовленной площадки, сложного реквизита. Они могут проводиться для любой аудитории.

«Платочек»

Играют все присутствующие. Игроки, тесно прижавшись плечами, стоят по кругу. Водящий стоит в центре круга. Звучит музыка!

  1. Игроки незаметно за спинами передают платок.

  2. Водящий угадывает, указывая на кого-то из играющих.

  3. Тот поднимает обе руки вверх, демонстрируя «пустые руки».

  4. При обнаружении платка меняется водящий.

Игра «Заплетись. плетень»

Играют все присутствующие, разделившись на две команды. Каждая команда из рук заплетает плетень.

Команды стоят друг против друга на расстоянии 3 метра. С началом музыки:

  1. Команды идут навстречу друг другу.

  2. Подойдя, приглашают друг друга. Руки освобождаются. Все свободно танцуют.

Как только музыка прекращается, участники команд возвращаются на исходное положение и заплетают плетень. Побеждает команда, выполнившая плетень первой.

Игра «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Продолжительность 10-15 мин.

Ход упражнения:

Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)

Рекомендации: т.к. детям бывает сложно вспомнить слова вежливости, можно перед игрой проговорить как можно больше таких слов. Если в ходе игры возникли сложности, называем несколько слов сами, чтоб ребенок мог выбрать.

Обязательно обсуждаем, понравилось ли нам упражнение, как мы себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

Как правило, дети с удовольствием играют в эту несложную игру, заметно оживляясь и преодолевая смущение первых минут встречи. Начинают с односложных выражений, а заканчивают витиеватыми комплиментами друг другу.

Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом. Во время обсуждения дети учатся прислушиваться к себе, к тому, что они чувствуют, когда говорят добрые слова другим, когда слышат их в свой адрес. В дальнейшем это поможет им налаживать контакт, как с другими детьми, так и со взрослыми.

Игра, упражнение-разминка. «ТЕРЕМОК»

Пальчиковая игра

Продолжительность 2 мин.

«На поляне теремок, ладони сложить «домиком»

Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.

Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.

Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.

Открывайте! широко развести руки в стороны.

Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой.

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Игра «Пресс-конференция»

Продолжительность 20-25 мин., по 4-5 мин на каждого участника.

Каждый из ребят по очереди становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации:Темы пресс-конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «На прогулке» и т.д. Можно написать названия тем на отдельных карточках и предложить вытянуть их не глядя. Следите за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Вопросы могут звучать так:

«Мой режим дня»: Соблюдаешь ли режим дня? Во сколько ты встаешь? Чем занимаешься после садика, школы? и т.д.

«На прогулке»: Где обычно проходит твоя прогулка? С кем ты гуляешь на улице? Что тебе больше всего запомнилось на последней прогулке? и т.д.

Обсуждение: по кругу спрашиваем детей, какие темы им понравились больше, кому и на какие темы было легче/труднее задавать вопросы.

Цели: упражнение учит задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствует развитию речи.

Упражнение - игра «Ролевая гимнастика»

Продолжительность 10-15 мин

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

1) Рассказать известное стихотворение: 1.очень быстро - «с пулеметной скоростью»; 2.как иностранец; 3. как робот; 4.шепотом; 5.очень медленно - со скоростью черепахи.

Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.

2) Пройти как: 1.трусливый заяц, 2.лев, 3.младенец, 4.старичок.

3) Попрыгать как: 1.кузнечик, 2.лягушка, 3.козлик, 4.обезьянка.

4) Сесть в позе: 1.птички на ветке, 2.пчелы на цветке, 3.наездника на лошади.

5) Нахмуриться как: 1.рассерженная мама, 2.осенняя туча, 3.разъяренный лев.

Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Арт-ролевая гимнастика.

(Фактически, это ролевая гимнастика под музыку.) Продолжительность 5-7 мин.

Звучит фонограмма: К.Сен-Санс, «Карнавал животных» ч.1 «Королевский марш льва» Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках(львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях(львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать(на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка.(Колыбельная без слов) «Львы засыпают».

Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игровая деятельность как средство социальной адаптации детей и подростков

Автор: Таксанова Светлана Владимировна

Дата: 03.09.2024

Номер свидетельства: 655770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Статья  "Формирование социально адаптированной личности через организацию  коллективных дел с применением игротерапии в воспитательном процессе школы-интерната" "
    ["seo_title"] => string(180) "stat-ia-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-chieriez-orghanizatsiiu-kolliektivnykh-diel-s-primienieniiem-ighrotierapii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "158400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421742548"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа внеурочной деятельности "Я - пятиклассник" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-piatiklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "140846"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418031451"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-podvizhnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "143644"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418566235"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Проект по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Парус надежды""
    ["seo_title"] => string(92) "proiektpoprofilaktikiebieznadzornostiipravonarushieniiniesoviershiennolietnikhparusnadiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "290707"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455014376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства