"Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"
"Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"
В данной статье написано определение мотивации. Описаны способы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Рассмотрены психологические особенности младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"»
Составные части статьи: аннотация, введение, основная часть, заключение, список литературы.
«Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста».
Ключевые понятия: мотивация, учебная мотивация, формирование мотивации, деятельность, развитие.
Аннотация: Данная статья посвященакурсовой работе студентки нижнетагильскогопедагогического колледжа №1Малевой Дарьи Сергеевны по теме «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста». Данная курсовая работа разработана с целью выявления и актуализирования следующей проблемы: мотивация к учению младших школьников.
Статья: Согласно Закону об образовании Российская Федерация провозглашает область образованияприоритетной. Признается его стратегическое значение, и на сегодняшний день образование является приоритетно-развиваемой сферой деятельности, которая лежит в основе развития общества и личности.
Базисом образования является школа, закладывающая основу знаний, умений и навыков, необходимых человеку для успешного становления на профессиональном поприще.
Очень важно начинать заниматься вопросом мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, когда этот вид деятельности является ведущим. Именно в начальной школе ребенок осваивает средства, с помощью которых он может познавать накопленный человечеством опыт, накопить багаж знаний, на котором будет основана получаемая в дальнейшем информация.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Формированиеучебной мотивации - это решение вопросов воспитания личности. Характерные, часто актуализирующиеся мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами
Большинство психологов сходятся в том, что мотивация это довольно общее и широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности, в том, что она побуждает поведение, направляет, организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
В учебной деятельности процессуальная сторона также занимает соответствующее место. Стремление преодолеть препятствия в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учения.
Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, она связана с постановкой далеких перспективных целей, с другой - с принятием ребенком целей и задач в самой учебной деятельности, в процессе урока.
Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД).
Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в 1 класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.
Такова качественная картина учебных мотивов в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3 классе. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер.
В большинстве случаев, особый интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемныезаданиявыполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда - выполняя творческое домашнее задание или разрабатывая дидактические материалы.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения учебной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Вывод. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
Мотивацияоказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие учебных мотивов неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте, к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Любая форма поведения объясняется внутренними и внешними причинами. В первом случае выступают психологические свойства субъектов поведения. К ним относятся: цели, намерения, интересы, желания. Во втором случае от стимулов, которые исходят в той или иной ситуации.
Библиографический список
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]:СПб.: Питер, 2008-400с.: ил. - (Серия «Мастера психологии») (Учебник) (Педагогика). – ISBN 978-5-91180-846-4/
Голотова З.Г., Ибрагимова Л.А. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ [Электронный ресурс]:URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1041/10151(дата обращения: 27.02.2016)
Закон об образовании в Российской Федерации [Текст]: от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. – (Правовая библиотека образования). – ISBN 978-5-9949-0742-9.
Кошкина Н. К. «Мотивация учебной деятельности младших школьников» [Электронный ресурс] :URL: http://sibac.info/studconf/hum/xxxiv/42849 (дата обращения: 07.03. 2016)
Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников [Текст]: Лучшие страницы педагогической прессы.-М., 2004-- №1. -12-16с.: ил. - (Статья) (Педагогика).