Просмотр содержимого документа
««Формирование качеств чтения в начальной школе»»
Пояснительная записка
Формирование и совершенствование качеств чтения — это одна из основных задач учителя начальных классов. И эта задача является чрезвычайно важной, потому что чтение занимает значительное место в образовании, развитии и воспитании младшего школьника. Благодаря сформированному качеству чтения учащиеся обеспечивают себе комплекс умений и навыков, который в дальнейшем применяется ими при изучении всех школьных учебных дисциплин.
Основы качества чтения закладываются в первом классе. От того, насколько близко ребенок общается с книгой, зависит интеллектуальное воспитание подрастающего поколения. Умение читать — это главное достижение перешагнувшего школьный порог ребенка.
Ребенок овладевший качеством чтения получает опору для формирования речи и мыслительных способностей, овладевает знаниями окружающего его мира. Чтение обогащает словарный запас, дает возможность для формирования и глубокого содержания культуры речи. Младший школьник, хорошо овладевший качеством чтения, получает возможность успешно учиться по всем другим предметам.
В методике принято характеризовать качества чтения, называя четырьмя его навыками: беглость, правильность, выразительность и сознательность.
Одно из основных элементов при обучении чтению является – жужжащее чтение.Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто – то медленнее.
Ежеурочные пятиминутные чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу или специально подготовленные таблицы в режиме жужжащего чтения, а дальше идёт обычный урок. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Упражнения на развития навыка осознанного чтения
1) Что общего в этих словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2) Назови одним словом.
Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.
3) Какое слово лишнее?
Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
4) Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
Упражнения на формирование навыка правильного чтения
1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).
2) Повтори, что сказал учитель:
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).
2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.
3) Словарь настроений.
В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
«Игра в прятки»
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
Чтение со счетом слов
Памятка:
1) плотно сожми губы и зубы; 2) читай только глазами; 3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста; 4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).
Чтение под звуковой ориентир
На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает.
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края